Один из главных криминалистов Омска Бегляров раскрыл секреты мастерства

В субботу, 19 октября, криминалисты омского Следкома отмечают свой профессиональный праздник в 70-й раз. «Днем рождения» легендарных подразделений Следственного комитета России считается 19 октября 1954 года – в этот день по указанию генерального прокурора СССР была утверждена инструкция «О прокуроре-криминалисте». При создании Следственного комитета служба криминалистики полностью перешла во вновь образованное федеральное ведомство. И если еще со времен советского кинематографа традиционным образом следователя-криминалиста стал человек с фотоаппаратом и чемоданчиком, то в наши дни это «ученый в погонах», которому по долгу службы нужно идти на шаг впереди науки.

О тонкостях службы профессионалов, чья работа – находить и изучать улики, корреспонденту «СуперОмска» рассказал заместитель руководителя отдела криминалистики СУ СК России по Омской области Роман Бегляров.

– Роман Владимирович, чем занимается следователь-криминалист и какова его роль в расследовании уголовных дел?

– Самое важное направление в работе следователей-криминалистов – оказание помощи следователям в раскрытии и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений с применением высокотехнологического криминалистического оборудования, а также разработка методик расследования преступлений. Сама сфера участия криминалиста в производстве следственных и процессуальных действий более чем широка. Ни одно резонансное преступление не обходится без внимания криминалистов. Это помощь следователям на месте преступления и при его раскрытии, в работе со следами преступления, эффективное применение криминалистической и специальной техники при производстве следственных действий и многое другое. Также следователям-криминалистам поручают расследование наиболее сложных категорий уголовных дел о преступлениях прошлых лет. Лично для меня, как для криминалиста, каждый вызов на место происшествия, каждое уголовное дело – это новый вызов: заметить неочевидные доказательства, найти следы невидимых улик.

– В последнее время преступников часто находят по ДНК. Как органы следствия используют для раскрытия преступлений генеалогические базы данных?

– Следственный комитет Российской Федерации ориентирован на то, чтобы обеспечить максимальное использование возможностей криминалистики при раскрытии и расследовании каждого совершенного преступления. В том числе тех из них, которые были совершены в прошлые годы и остались нераскрытыми. Широко используется Федеральная база данных геномной информации, в которой содержатся поставленные на учет генетические профили неустановленных лиц, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, неустановленных трупов и осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Использование метода ДНК-анализа в криминалистике со стопроцентной вероятностью позволяет идентифицировать конкретного человека с его биологическими следами.

Если приводить примеры, то в 2023 году первым отделом по расследованию особо важных дел СУ СК России по Омской области было направлено в суд уголовное дело о совершении серийных преступлений против половой неприкосновенности женщин, совершенных в 2010-2012 годах. В ходе расследования было установлено, что в 2010-2012 гг. на территории города Омска и Калачинского района неустановленное на тот момент для следствия лицо проникало в квартиры на первых этажах, где совершало преступления против половой неприкосновенности, а в ряде случаев еще и похищало принадлежащее потерпевшим имущество. Уже через 10 лет, в 2022 году, в ходе осмотра места происшествия по сообщению о краже в коммерческой организации были изъяты ножницы, с помощью которых было совершено преступление. Следственными органами ножницы были изъяты для производства молекулярно-генетической судебной экспертизы, после которой была установлена идентичность ДНК-профиля на ножницах ДНК-профилю насильника-форточника. Следствие установило личность преступника, который приговором суда был осужден на 12 лет и 5 месяцев лишения свободы.

– Раскрытие самых громких преступлений считают заслугой криминалистов. Как может помочь следователь-криминалист в расследовании должностных преступлений и громких коррупционных дел?

– По так называемым «коррупционным» уголовным делам применяются аппаратно-программные комплексы по анализу информации с различных носителей. Также при расследовании практически любого преступления востребованы специальные знания в области компьютерной информации. В большинстве случаев следователи-криминалисты восстанавливают все файлы и документы после их удалений посредством специальных устройств. В дальнейшем воссозданные документы приобщаются к материалам уголовного дела в качестве доказательств. Широкое распространение при раскрытии преступлений получило использование полиграфа. Результаты проведенных полиграфологами исследований помогают следователям получить более полную информацию по расследуемым делам, подтвердить, уточнить или опровергнуть информацию, ранее полученную в ходе расследования.

– А есть какие-то нетривиальные методы раскрытия преступлений, результаты которых широко не вошли в следственную практику, но эффективно используются?

Следственными органами практикуются допросы свидетелей и потерпевших под гипнозом. Специалисты-гипнологи Главного управления криминалистики Следственного комитета Российской Федерации помогают следователям раскрывать сложные преступления, используя техники гипноза как метод активизация памяти. Наука называет это гипнорепродукцией пережитых состояний, потому что под гипнозом, находясь в расслабленном состоянии, человек вспоминает такие детали, которые он мог видеть, но не запомнил в силу стрессовой ситуации. Кроме того, при помощи определенных психологических методов можно извлекать из памяти человека такие сведения, которые при проведении обычного допроса участника криминальных событий получить нельзя.

К примеру, сеансы гипнорепродукции памяти проводились по уголовному делу о серийных изнасилованиях в 2010-2012 гг., о котором я уже упоминал. Маньяк, которого оперативники называли «форточником», во всех случаях действовал по одной и той же схеме – выбирал квартиры на первых этажах, следил за жертвами, изучал их распорядок дня и поведение. Потом проникал в квартиру через форточку и прекрасно ориентировался внутри. Преступник создавал все условия для сложного в раскрытии преступления: темное время суток, изученная обстановка, его физическое превосходство и растерянность жертвы. В июне 2018 года в помощь нашим следователям приехали специалисты третьего отдела криминалистического сопровождения технико-криминалистического управления Главного управления криминалистики Следственного комитета России, которые провели сеансы гипнорепродукции с пятью потерпевшими, со слов которых был составлен фотопортрет предполагаемого преступника. Результаты позволили следствию расширить круг потенциальных подозреваемых и найти преступника.

Есть и другие положительные примеры раскрытия преступлений после проведения сеанса гипнорепродукции памяти. Так было раскрыто разбойное нападение на банк. В состояние транса ввели молодую свидетельницу перестрелки, произошедшей за два года до этого. В 2007 году на омское отделение «МДМ Банка» напали вооруженные преступники. Перестрелку устроили двое, а третий дожидался их в машине. Преступники застрелили двух мужчин и скрылись со значительной суммой денег. Подозреваемые долго готовились к ограблению и продумали все детали, кроме одной – на месте преступления оказался случайный очевидец. На обычном допросе девушка-свидетель смогла вспомнить лишь то, что грабителями были мужчины средних лет, крепкого телосложения и высокого роста. Банду удалось найти благодаря номеру машины, на которой скрылись грабители, и номеру, который девушка вспомнила во время сеанса активизации памяти. Так полицейские нашли машину и приехали к человеку, на которого она была зарегистрирована. Как выяснилось, каким-то чудом автомобиль остался у преступников, хотя на тот момент они уже разъехались по стране, уже разделив деньги между собой. В итоге все участники ограбления оказались за решеткой.

Перейти на полную версию сайта