Чего омские компании ждут от автоматизации логистических процессов

Цифровизация различных отраслей, в том числе и логистики, продвигается на государственном уровне. Но не все предприятия предпринимают меры по переходу на цифровые решения. Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали», рассказал, как цифровизация развивается в Омской области и почему местные предприятия тормозят с автоматизацией логистики.

Как обстоит дело с логистикой в Омской области  

Географическое положение региона удобно для международной торговли с Центральной и Восточной Азией и внутренних перевозок, поэтому логистическая отрасль активно развивается. Например, одна из последних инициатив – строительство мультимодального логистического центра как части транспортного коридора Россия – Казахстан – Китай. Проект планируется реализовать к 2030 году.

Также в сентябре 2024 года открылась первая очередь логистического комплекса Ozon на 31 млн товаров, а весной 2025 года комплекс планируется увеличить вдвое. Это окажет положительное влияние на экономику региона, но также возрастет нагрузка на транспортную инфраструктуру Омской области, которая к этому пока не готова. По данным исследования РИА «Новости», только 45 % дорожного покрытия в Омской области соответствуют нормативам. А это способствует заторам, авариям и повышенному износу транспорта.

Государство поддерживает развитие транспортной инфраструктуры в регионах – так, за 2024 год планируется потратить на эти цели около 569 млрд руб. Но ремонт и модернизация дорог будут проводиться постепенно, а транспортный поток в Омской области увеличивается уже сейчас, возникают сложности с доставкой грузов.

Решать проблемы планируют в том числе с помощью автоматизация логистики. Современные технологии помогут оптимизировать процессы, сделав доставку быстрее. Цифровизацию поддерживает и государство – например, с 2022 года заработала общероссийская система электронных перевозочных документов ГИС ЭПД, а в 2023-му была утверждена стратегия цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года.

Какие есть тенденденции в логистике  

По итогам аналитики Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» в ближайшие годы выделяются следующие тренды:

● Импортозамещение. Спустя два года после массового введения санкций российским IT-компаниям удалось перестроиться и предложить решения, не уступающие западным компаниям. Чтобы обеспечить надежность, в облачных IT-инструментах используются российские серверы. И в будущем отечественные информационные технологии продолжат развиваться.

● Кибербезопасность. С 2022 года увеличилось количество кибератак со стороны хакеров из недружественных стран. Часто эти кибератаки были направлены не только на кражу данных, но и на создание неудобств для использования IT-инфраструктуры. Поэтому сейчас кибербезопасности уделяется особое внимание. Например, в 2023 году стало известно о разработках облачной платформы кибербезопасности автотранспорта.

● Развитие цифровых компетенций компаний. В планах государства – проведение образовательных мероприятий, которые помогут компаниям больше узнать о цифровых технологиях и об их применении в производстве.

● Электронный документооборот. Государство заинтересовано в переходе на ЭДО, потому что это не только оптимизирует грузоперевозки, но и позволит лучше контролировать процесс на каждом этапе и отрасль в целом.

● Цифровизация международных перевозок. Россия активно налаживает транспортные связи со странами Центральной и Восточной Азии, и для ускорения логистики планируется использовать отечественные IT-платформы, которые показали свою эффективности в том числе в странах СНГ.

● Площадки для заказа грузовых перевозок. На единой платформе можно найти подходящего перевозчика, обсудить условия, заключить договор и затем отследить груз на всех этапах логистики. Спрос на такие решения с каждым годом будет только расти.

● Рост значимости маркетплейсов. В 2023 году объем складских площадей маркетплейсов вырос до 14 % от общих объемов. Популярность электронной коммерции приводит к появлению все новых складских помещений и логистических центров, потребности в специалистах и транспортных услугах.

● Цифровизация грузовых терминалов. Для увеличения пропускной способности в грузовых терминалах будут использоваться «цифровые диспетчеры», роботы для погрузки и распределения отправлений на складе, цифровой документооборот.

Таким образом, цифровизация станет основным драйвером развития логистики, и те компании, которые хотят остаться конкурентоспособными, должны к этому подготовиться.

Почему омские компании не спешат переходить на цифру  

Несмотря на очевидную пользу цифровизации, не все омские компании к ней стремятся. Есть несколько причин.

Консерватизм. Руководство компаний не торопится менять процессы, потому что привыкло работать по старому. И кажется, что внедрять новые инструменты незачем, раз компания и так приносит прибыль, по крайней мере пока.

Высокие затраты. Внедрение цифровых решений может стоить довольно дорого, а сам процесс займет несколько месяцев или даже 1-2 года. И компаниям непонятно, окупятся ли эти расходы. Однако сегодня есть много отечественных IT-инструментов, которые не требуют больших инвестиций. Кроме этого, цифровизить бизнес можно постепенно, например, начать с автоматизации документооборота или логистики. 

Негативная реакция сотрудников. Руководители опасаются, что сотрудники не примут нововведения. Работники, которые долгие годы выполняли задачи с помощью одних и тех же инструментов, часто не хотят переходить на новую систему. А некоторые люди боятся, что новые технологии их заменят. Поэтому нужно не только донести ценности нововведений до сотрудников, но и организовать их обучение.

Какие логистические процессы можно цифровизировать 

По данным АНО «Цифровая экономика», цифровые решения в логистике позволяют:

●       сократить операционные расходы на 40 %;

●       снизить убытки из-за простоя и ремонтов на 65 %;

●       повысить производительность техники на 25 %.

Оцифровать можно внутренние и внешние процессы в компании. К первым относится внедрение ЭДО, использование ИИ для аналитики и автоматизации рутинных задач, применение роботов-погрузчиков, работа с ERP (системой управления предприятием) и WMS (системой управления складом). Цифровые инструменты позволят сократить временные затраты на выполнение рутинных операций и оптимизировать штат. Например, при внедрении роботов-погрузчиков в компании сокращается потребность в работниках склада – их можно заменить оператором, который будет следить за роботами.

К внешним процессам относятся поиск подрядчиков, заключение договоров, построение маршрута, контроль за грузами. Искусственный интеллект поможет оптимизировать маршруты, используя данные о дорожных заторах, а проследить за отправлениями – GPS-трекер.

Цифровизация в логистике идет полным ходом и поддерживается на уровне государства. Поэтому без цифровых решений компания очень скоро выпадет из конкурентной борьбы и начать терять деньги, пока другие компании будут развиваться. Важно уже сейчас двигаться в направлении цифровизации, чтобы спокойно автоматизировать логистику к тому моменту, как это станет необходимым.

Перейти на полную версию сайта