Перед длинными новогодними выходными приговор по уголовному делу о взятках и превышении должностных полномочий будет вынесен в отношении экс-заместителя начальника омской колони № 2 Александра Твардовского. По версии следствия, тюремщик получил от осужденных почти 1,5 миллиона рублей за то, что облегчал условия содержания заключенных, делал послабления по режиму, а также содействовал в получении дополнительных свиданий и звонков на волю. Опасаясь за близких людей, родственники осужденных переводили десятки тысяч рублей по указанным реквизитам счетов. Сомнительные переводы на карты жен арестантов привлекли внимание силовиков и стали причиной возбуждения уголовного дела о вымогательстве взяток и превышении полномочий.
Как заявили в СУ СК России по Омской области, в случае отказа дать взятку Твардовский угрожал созданием невыносимых условий содержания. По решению суда фигурант провел «за решеткой» 11 месяцев, что свидетельствует о серьезности предъявленных обвинений. Особый цинизм совершенному придает то, что Твардовский проработал много лет в отделе собственной безопасности регионального УФСИН и не мог не знать, что все тайное становится явным. Об уголовном деле корреспонденту «СуперОмска» рассказала следователь второго отдела по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики СУ СК России по Омской области Вера Лекавичус.
– Вера Анатольевна, что следствие вменяет экс-заместителю начальника лечебно-исправительного учреждения № 2?
– В производстве второго отдела по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики СУ СК России по Омской области находилось уголовное дело в отношении экс-заместителя по безопасности и оперативной работе начальника ФКУ «Лечебно-исправительное учреждение № 2» УФСИН России по Омской области Александра Николаевича Твардовского по признакам состава преступлений, предусмотренных пп. «б», «в» ч 5 ст. 290, пп. «б», «в» ч. 5 ст. 290, пп. «б», «в» ч. 5 ст. 290, пп. «б», «в» ч. 5 ст. 290, пп. «б» части 5 ст. 290, пп. «б» ч. 5 ст. 290, пп. «б» ч. 5 ст. 290, пп. «б» ч. 5 ст. 290, пп. «б» ч. 5 ст. 290, пп. «б» ч. 5 ст. 290, п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (получение взятки в крупном размере, сопряженное с вымогательством взятки, а также превышение должностных полномочий, повлекших тяжкие последствия. – Прим. ред.).
Следствием доказано, что обвиняемый, являясь должностным лицом и представителем власти, совершал действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства. Фигурантом была выстроена целая схема вымогательства. Вначале обвиняемый выяснял материальное положение родственников осужденных, потом к ним в качестве посредника посылал свое доверенное лицо, также являющееся осужденным. Посредники проводили с осужденными беседы о том, что если осужденные будут платить, у них будут дополнительные свидания с родственниками, передачи и телефонные звонки без ограничений, свободное передвижение по колонии, возможность в любое время посещать местное кафе и ходить в спортзал. Всего посредников было два, они не действовали одномоментно, вначале был один посредник, один освободился, и на смену ему пришел второй. В случае отказа платить осужденные подвергались моральному унижению, поэтому родственники осужденных соглашались платить. Все взятки Твардовский получал строительными материалами. Кто-то из близких осужденных отнес в ломбард все золото, кто-то продал машину, кто-то брал кредиты. Следствием доказан общий размер взяток в сумме около 1,5 миллиона рублей, при этом в уголовном деле есть свидетельские показания и иные доказательства того, что часть денежных средств взяткодателями передавались наличными. Всего по уголовному делу денежные средства вымогались у десяти человек. Преступление было раскрыто отделом собственной безопасности УФСИН России по Омской области и УФСБ России по Омской области.
– Какие суммы вымогались и куда поступали деньги?
– Размер взятки составлял от 50 до 370 тысяч рублей. Средства перечислялись на личные счета жен заключенных, на местном сленге называемых «жены-кошельки», которые обналичивали их, покупали строительные материалы и привозили строительные материалы в лечебно-исправительное учреждение. Некоторые родственники осужденных не переводили денежные средства, а сами покупали строительные материалы, сантехнику и привозили в колонию.
– Как фигурант выбирал тех, у кого в дальнейшем вымогали денежные средства?
– Все взяткодатели отбывали наказание по ст. 228.1. УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств. – Прим. ред.). Другими словами, это сбытчики, несколько человек из которых совершали преступления в составе организованных преступных групп и, как следствие, в период совершения преступлений имели незаконные доходы.
– Какова позиция по уголовному делу самого Твардовского? Как его характеризовали подчиненные?
– За период расследования уголовного дела обвиняемый неоднократно отказывался от дачи показаний (в уголовно-процессуальном кодексе закреплено право подозреваемого и обвиняемого ничего не сообщать следствию относительно имеющихся в отношении него обвинений. – Прим. ред.) и только перед подписанием обвинительного заключения (после подписания следователем обвинительного заключения уголовное дело с согласия руководителя СУ СК России по Омской области немедленно направляется прокурору. – Прим. ред.) рассказал следствию, что, по его мнению, его оговорили завидовавшие ему недоброжелатели из числа бывших сослуживцев. Коллеги характеризовали фигуранта как человека заносчивого, высокомерного, упивавшегося своей властью. При задержании у обвиняемого при взятии анализов были обнаружены марихуана и тетрогидроканабинол.
– Куда шли полученные в качестве взяток стройматериалы?
– Часть строительных материалов оставалась в лечебно-исправительном учреждении № 2, часть была увезена в сторону села Надеждино, находящегося в десяти минутах езды на автомобиле от исправительного учреждения, и где, как всем было известно, самим Твардовским велось строительство коттеджа. Как стало известно следствию, на полученные от взяток средства был с роскошью обустроен кабинет в колонии самого Твардовского. Мне запомнились огромный дубовый стол и обитые внутри красным и черным бархатом шкафы с подсветкой.
Уголовное дело близится к концу – гособвинение запросило для отставного подполковника внутренней службы 13 лет колонии строгого режима и штраф в размере 20 миллионов рублей. Кроме того, прокурор предложил суду конфисковать в доход государства эквивалент полученных в виде взяток денежных средств в сумме около 1,5 млн рублей, а также лишить его звания подполковника внутренней службы.
Советский районный суд назначил оглашение приговора на пятницу, 27 декабря. Источники «СуперОмска» называют уголовное дело Твардовского поводом для масштабной проверки всех региональных колоний со стороны силовиков. Как говорят во втором отделе по расследованию особо важных дел регионального СК, неприкасаемых для них нет.