Туристы во власти: почему успешные омские бизнесмены не задерживаются в чиновниках?

Принудительная отставка теперь уже экс-министра экономики региона Александра Третьякова стала поводом для представителей омского бизнеса порассуждать о различиях чиновничьей и предпринимательской доли.

Инсайды омских СМИ об отставке министра экономики Александра Третьякова подтвердились официально. По словам губернатора Виктора Назарова, чиновник «систематически не исполнял приоритетные задачи, поставленные руководством региона, не соблюдал сроки исполнения поручений по импортозамещению». Кроме того, министр навлек на себя недовольство Назарова тем, что не сформировал в намеченные сроки региональное министерство промышленности.

Таким образом, структуры власти снова спустя непродолжительное время, в данном случае полгода, покинул представитель бизнеса – Александр Третьяков хоть и пересел в кресло областного министра из федерального «Рослесинфорга», все же ранее руководил достаточно крупными по местным меркам компаниями.

Вспомним, что ранее с руководящей должности в городской администрации к руководству агентством недвижимости «Миард» вернулся Павел Кручинский, проработав в мэрии чуть более года. Что побуждает предпринимателей идти во власть и почему эти походы зачастую оборачиваются фиаско? Ответы на эти вопросы мы попытались найти у наших экспертов – известных представителей омской деловой сферы. Наши респонденты размышляли о принципиальных различиях между чиновниками и бизнесменами, а также вспоминали о своем опыте «хождения во власть».

Павел Кручинский, директор по развитию компании «Миард», в 2012-2013 годах директор департамента городской экономической политики мэрии Омска

- Третьяков пришел все же не из бизнеса, а с федеральной службы, это немножко другой горизонт. Вообще каждый вопрос нужно рассматривать индивидуально, но где-то моменты общие есть. То, что служить во власти сейчас стало очень сложно, – это понятно. Чиновники, с которыми я общаюсь, находятся в ступорном состоянии, они говорят – не знаем, откуда по нам в следующий раз врежут. Выполняя большой функционал, который есть у чиновников хоть муниципального, хоть областного уровня, и работая с тем огромным документооборотом, с которым сталкивается чиновник, хочешь не хочешь, надо будет принимать какие-то решения. К любому решению можно, по большому счету, придраться. Все эти тотальные проверки и прочие вещи не вселяют оптимизма, а в условиях дефицита бюджета это делает работу очень нервозной и крайней некомфортной. Если при прочих равных появляется альтернатива, чиновник думает –  наверное, есть смысл воспользоваться этой альтернативой.

Мой конкретный случай. Меня в первую очередь не материальная сторона, а результат моего труда привлекал. Мне хотелось, учитывая мой опыт в бизнесе и в общественной деятельности, сделать посильный вклад в развитие города. К сожалению, понаблюдав и поработав внутри системы в плотном взаимодействии с федеральным центром, я увидел, что достичь желаемых результатов в той системе, которая сейчас работает, мне не удастся. А работать на процесс мне неинтересно, мне нужен результат. Сама процедура внутри системы так выстроена, что добиться его в отдельно взятом подразделении крайне сложно. Здесь нужны усилия команды, я этого не почувствовал. Было принято решение, что я лучше самореализуюсь в бизнесе, чем буду прозябать в  чиновничестве.

Дмитрий Шадрин, президент Омского областного союза предпринимателей, генеральный директор сети супермаркетов «Наш магазин», депутат Законодательного собрания Омской области:

- Есть примеры, когда люди бизнеса приходят и работают долго. Нет общей причины, почему люди приходят и уходят, у всех они разные. Причем абсолютно разные причины у Триппеля, Кручинского и Третьякова, нельзя их объединить. У меня нет опыта работы в органах исполнительной власти, но я вижу, как они работают, очень там все непросто. И я позволю себе сказать больше – неоптимально построено. Я не позавидую этой работе, и сам на нее, наверное, никогда не соглашусь. Только со стопроцентными полномочиями, но боюсь, что вряд ли мне кто-то таковые предоставит.

Денис Кошель, учредитель группы предприятий «Музыка и Кино»:

- Я бы не рассматривал Третьякова как человека из бизнеса, потому что у него был промежуток времени, когда он работал в государственном секторе экономики. Фактически – на должности чиновника, потому что это федеральное унитарное предприятие («Рослесинфорг». – Ред.) с выполнением государственных функций. Я бы не проводил параллели с тем же Кручинским. В отставке Третьякова, наверное, совершенно другие причины, которых мы пока не знаем, не лежащие в плоскости того, что ментально или каким-то другим образом предприниматели не готовы к работе во власти. Предполагалось, что на должности министра экономики Третьяков как раз будет на своем месте, учитывая его депутатский опыт и его интегрированность в принятие решений в эпоху работы в Союзе предпринимателей, а также всю его близкую к власти деятельность. Мое личное общение с ним по вопросам развития экономики Омской области показывало, что понимание процессов у него было достаточно четкое.

Система любой власти, муниципальной или государственной, четко урегулирована, забюрократизирована. Мы видим сегодня, в том числе и на примере дела Шишова, к чему приводит выход за флажки, когда человек начинает переносить свои представления о мире как бизнесмена на работу с органами или в органах власти. Это совершенно разные две сферы, практически противоположные. В первую очередь бизнесмену тяжело находиться в этих сжатых и жестко регламентированных рамках. Когда, с одной стороны, ты должен рисковать, потому что без риска сегодня поднять экономику невозможно, с другой стороны – всевозможные законы и инструкции тебя ограничивают в этом риске, постоянно напоминая про дамоклов меч Уголовного Кодекса. В нашей Омской области специфики добавляет бюджетная нищета. Как можно развивать экономику, да и вообще заниматься любым видом бюджетной деятельности, если средств катастрофически не хватает?

Предложения были (работать в органах власти. – Ред.), но я именно по вот этим причинам отказывался, несмотря на то что много лет являюсь экспертом в различных органах, участвую в общественных советах.

Сергей Калинин, председатель совета директоров холдинговой компании «Акция», депутат Законодательного собрания Омской области:

- В бизнесе все-таки немножко отношения попроще, ты сам себе хозяин, нет необходимости выстраивать отношения с огромным кругом чиновников и влиятельных лиц. Хотя я не могу сказать, что Третьяков неопытный в этом плане, я бы не стал связывать его отставку с такими проблемами. Скорее это может быть и повышение.

Опыта работы в органах власти у меня нет. Кроме «Акции» и моей общественно-политической деятельности в качестве депутата я больше нигде не работал. Если мне поступят такие предложения, я откажусь.

Вадим Морозов, председатель правления Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Омской области:

- Тут скорее, наоборот. Людям бизнеса проще работать в органах исполнительной власти. В бизнесе повышен уровень динамики, амплитуды изменений и риска как такового. Бизнес не прощает ошибок, и второй попытки там нет. А власть – это политика. И порой у власти могут долго находиться неэффективные кадры, как и наоборот – быстро уходят эффективные. Как говорится, если человек талантлив, то талантлив во всем. Неэффективно велась деятельность в одной сфере, то не факт, что человек будет эффективен в органах власти.

У меня большой опыт работы в комсомольских организациях, причем разного уровня. В связи с чем я до сих пор и занимаюсь активной общественной и политической деятельностью.

Перейти на полную версию сайта