Почему на омских остановках не работают электронные табло?

«Домашняя газета» совместно с РИА «СуперОмск» запускает спецпроект «Куда приводят мечты?», в ходе которого мы исследуем громкие начинания властей, которые так и не были реализованы.

Электронные табло для омских остановок закупили еще в 2010 году, при прежнем руководстве Омской мэрии. С их помощью омичи узнавали, когда на остановке появится тот или иной маршрут. Благодаря системе спутниковой навигации ГЛОНАСС рассчитывалось время прибытия автобуса и информация выводилась на экран.

Омичи охотно пользовались сообщениями о приходе автобусов на остановках «Главпочтамт», «Госпиталь», «Дом туриста», «КДЦ «Маяковский», «Площадь Ленина», «Голубой огонек», «Жемчужина» – то есть на основных пунктах пересадок, от которых жители города разъезжаются по своим спальным районам. Всего появилось 25 информаторов на 16 остановочных пунктах. Планировалось, что установка электронных табло продолжится до 2014 года, и на эти цели городской бюджет будет ежегодно выделять по одному миллиону рублей.

Однако новые технологии дали сбой все при том же составе руководства мэрии. Во­первых, как выяснилось, приборы были установлены неверно, и в результате табло опаздывало с обновлением данных. Во­вторых, отработав гарантийный срок - не больше года, экраны вышли из строя. Несколько раз их пытались ремонтировать, но дело оказалось затратным.

Сейчас в департаменте транспорта заявляют, что табло были закуплены дешевые, а значит, невысокого качества, поэтому и быстро сломались. Средств на их ремонт и обслуживание в бюджете не предусмотрено. Хотя в октябре прошлого года, по данным сайта мэрии, мониторы собирались ремонтировать, но это, судя по всему, осталось на уровне идеи.

Шестнадцатью табло в данное время владеют пассажирские предприятия, 8 новых информаторов находятся в распоряжении МП «Пассажирсервис». Как пояснили в компании, запустить их не могут, на запуск нет средств.

«У нас находятся серверы, которые отправляют информацию на табло, – отмечает начальник отдела АСУ­-навигации МП «Пассажирсервис» Дмитрий Ким. – Там стоят SIM­-карты, баланс которых необходимо постоянно пополнять. Средств на это нет. Сами мониторы в ведении парков. Там тоже денег нет. Я предполагаю, что они даже не сломаны, а просто отключены из-­за дороговизны обслуживания. Вложить сейчас средства в табло означает взять их у пассажиров, то есть опять повысить стоимость проезда».

Денежки испарились?

Как сообщал в 2011 году один из омских новостных порталов со ссылкой на пресс­службу администрации, на 25 табло город потратил 2 миллиона 425 тысяч рублей. Контракт был заключен с нижегородской компанией «Трансдеталь», которая, кстати сказать, выступила единственным участником аукциона мэрии. По последним данным, табло были закуплены на сумму 2 миллиона 345 тысяч рублей. В 2012 году дополнительные 8 табло были приобретены на сумму более 700 тысяч рублей.

По словам специалиста другой компании­-производителя светодиодных табло, одной из ведущих в России, стоимость высококачественных электронных табло для остановок варьируется от 45 до 100 тысяч рублей. Цена зависит от индивидуальных характеристик изделия, таких как цвет индикации, формат отображения информации, разрешение поля, количество сторон отображения, способ передачи данных и многого другого. При этом дается гарантийный срок до 18 месяцев, работа обеспечивается при сорокаградусном морозе. То есть, изначально табло могли обойтись казне в сумму чуть более миллиона.

Альтернатива за свой счет

По подсчетам «Пассажирсервиса», стоимость обслуживания 24 мониторов составляет сто тысяч рублей в год. Здесь учитывается количество выходящих из строя табло, стоимость их ремонта и обслуживание SIM­-карт. Деньги, собственно, небольшие, даже для скромного бюджета города. А если прикинуть, сколько бы прибавилось пассажиров, то, возможно, еще и выиграли бы. Ведь, как ни крути, омичи понимают, что передвигаться в автобусе гораздо удобнее и безопаснее, чем в переполненной маршрутке, стоя, а то и согнувшись в три погибели. И зная, что скоро придет нужный автобус, люди скорее предпочтут муниципальный транспорт частному. Правда, надо заметить, что данные предприятия расходятся со сведениями департамента, где отмечают, что на эти цели необходимо 500 тысяч в год.

С появлением онлайн-сервиса «Мой маршрут» – менее затратной альтернативы «умным» мониторам – решение проблемы совсем забросили. Как отмечают в департаменте, программой «Мой маршрут» научились пользоваться даже пенсионеры. Хотя, скорее всего, их единицы. Ведь, чтобы воспользоваться системой, нужен телефон, поддержива­ющий мобильные приложения, дополнительные расходы на выход в Интернет, да и навыки пользования новомодными технологиями.

На наш запрос в департаменте транспорта ответили, что в ближайшее время запустить сервис не представляется возможным. Как скоро появятся деньги на транспорт, который с начала этого года лишь оптимизируют, – тоже неизвестно. Похоже, после дождичка
в четверг, или когда выпадет голубой снег. А пока морозы крепчают, и омичам, не надеясь на улыбку фортуны, приходится садиться в первый пришедший транспорт. Хорошо, если с проездным в кармане. Здоровье ведь дороже.

КСТАТИ

Получить сведения о графиках движения автобусов, троллейбусов и трамваев и узнать оперативную информацию можно по телефону справочной службы департамента транспорта: 78­ 79 ­66.

Мария Калинина

Перейти на полную версию сайта