«СуперОмску» стало известно финальное решение по иску «Центра учета и содержания собственности Омской области» к региональному Главному управлению финансового контроля в попытке оспорить представление о неэффективном расходовании структурой свыше 59,5 миллиона рублей из бюджета. Процесс с конца 2023 года прошел все стадии и завершился постановлением об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Верховного суда РФ от 10 апреля 2025 года. Таким образом, устояло решение «в пользу» ответчика, требование о признании упомянутого представления ненормативным правовым актом и его отмене суды посчитали неправомерным.
Согласно материалам суда, с которыми ознакомился «СуперОмск», речь идет о представлении, вынесенном по итогам анализа контролирующим органом условий закупки жилья для детей-сирот в 2022 и 2023 годах. Планово речь шла о закупке 241 помещения в 2022 году и 186 в 2023-м, при этом в деле констатируется превышение этих показателей: закуплено 273 и 213 квартир соответственно. Общая сумма по контрактам превысила 1,225 миллиарда рублей, однако специалисты Главного управления финансового контроля посчитали, что свыше 59,5 миллиона рублей из нее потрачены неэффективным образом на основе собственного анализа цен на жилье, исходя из данных поставщиков и экспертного заключения о средней стоимости одного квадратного метра в Омской области в заявленный период, заявив о «нарушении подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ в части недостижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности), статьи 34 БК РФ, статьи 12 Закона № 44-ФЗ в части несоблюдения принципа эффективности».
«По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу, что при определении начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок жилых помещений для детей-сирот на вторичном рынке жилья в муниципальных районах Омской области в 2022-2023 годах учреждением допущено неэффективное использование бюджетных средств; для получения наиболее достоверной информации при определении НМЦК учреждение использует различные виды источников: запрос цен в агентствах недвижимости, информация от застройщиков, анализируются сведения, размещенные на общедоступных сайтах продажи недвижимости, а также предоставленные органами государственной власти и местного самоуправления; ссылка административного органа на использование при определении НМЦК предложений, размещенных на интернет-ресурсе avito.ru, несостоятельна, поскольку имеющиеся на данном сайте фотоснимки не позволяют определить соответствие минимальных технических характеристик, указанных в описании того или иного объявления, требованиям, предъявляемым учреждением к объекту закупки; представленный управлением расчет суммы неэффективного использования бюджетных средств исходя из стоимости сделки, по которой участник закупки ранее приобрел объект недвижимости, не основан на нормах действующего законодательства; выводы, содержащиеся в заключении эксперта от 28.09.2023 № 14, являются необоснованными», – в частности, заявлено в кассационной жалобе «Центра учета и содержания собственности Омской области», который выступает госзаказчиком по такому типу закупок на территории региона.
При этом коллегия «предпоследней» инстанции не усмотрела оснований для изменения вердикта Восьмого арбитражного апелляционного суда, отменившего первичный вердикт «в пользу» учреждения. В том числе судьи трактуют «факт неэффективного расходования бюджетных средств» на основе подхода учреждения к формированию начальной максимальной цены контракта на закупку квартир «фактически без реального анализа рынка недвижимости муниципальных районов Омской области», в том числе по 55 закупкам установив использование в качестве источника таких данных приказы Минстроя РФ о нормативе стоимости одного квадратного метра жилья, единственное полученное коммерческое предложение и данные Омскстата.