Росприроднадзор вынес лишь предупреждение омской ТГК-11 за недостоверный отчет о выбросах

Как стало известно «СуперОмску», Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования заявило о проведении проверки в отношении АО «ТГК-11».

По ее окончанию надзорный орган заявил о нарушениях, связанных с достоверностью отчетов касательно ТЭЦ-3, что в Советском округе Омска.

«Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № A-2473 от 31.07.2025 в отношении Акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее – АО «ТКГ-11»), ИНН 5406323202. При осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) поступили сведения о следующих действиях (бездействии): Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее – Управление) проведен анализ представленных отчетов об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее – Отчет) за 2024 год. АО «ТКГ-11» осуществляет хозяйственную деятельность на квотируемом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС): 52-0155-000059-П Структурное подразделение «ТЭЦ-3» (далее – СП «ТЭЦ-3») АО «ТКГ-11», объект поставлен на государственный учет и относится к объектам II категории. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» (далее – Закон № 195-ФЗ), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор) утверждает перечень объектов, для которых устанавливаются квоты выбросов (далее – квотируемые объекты). В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона № 195-ФЗ в перечень квотируемых объектов включаются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в том числе объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, выбросы которых содержат приоритетные загрязняющие вещества. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12.02.2021 № 69 «Об утверждении перечня квотируемых объектов в городском округе Омск» объект НВОС 52-0155-000059-П СП «ТЭЦ-3» АО «ТКГ-11» включен в перечень квотируемых объектов. Согласно ч. 7 ст. 5 Закона № 195-ФЗ для квотируемых объектов с учетом допустимых вкладов в концентрацию и (или) целевых показателей снижения выбросов устанавливаются квоты выбросов в соответствии с правилами квотирования выбросов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Согласно ч. 14 ст. 5 Закона № 195-ФЗ в состав отчета, представляемого в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в отношении квотируемых объектов дополнительно включаются сведения об утвержденных квотах выбросов, о соответствии выбросов на квотируемых объектах таким квотам, о реализации планов мероприятий по достижению квот выбросов. В форме отчета, утвержденной приказом Минприроды России от 15.03.2024 № 173, данная информация включается в раздел 2 «Сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха» таблицы 2.5 Сведения об утвержденных квотах выбросов, о соответствии выбросов на квотируемых объектах таким квотам, в случае, если объект включен в перечень квотируемых объектов в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2019 Закон № 195-ФЗ, и установления для такого объекта квот выбросов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона № 195-ФЗ (далее – Таблица 2.5) (заполняется по квотируемым объектам, для которых установлены квоты выбросов), 2.6 (заполняется по квотируемым объектам, для которых план мероприятий по достижению квот выбросов согласован межведомственным советом по проведению эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) на основе сводных расчетов и утвержден юридическим лицом). Кроме того, в соответствии с абзацем 15 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов, обязаны предоставлять в установленном порядке в Росприроднадзор и его территориальные органы своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха. При этом ч. 14 ст. 5 Закона № 195-ФЗ, абзац 15 пункта 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ, приложение приказа Минприроды России от 15.03.2024 № 173 входят в Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых выполняется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора), утвержденного приказом Росприроднадзора от 30.12.2020 № 1839. На основании анализа установлено, что по квотируемому объекту НВОС 52-0155-000059-П СП «ТЭЦ-3» АО «ТКГ-11» в отчете за 2024 год содержатся недостоверные сведения в соответствии с планом мероприятий по достижению квот выбросов (далее – план), утвержденным 15.01.2024 протоколом заседания межведомственного совета по проведению эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) на основании данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха под председательством первого заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – председателя межведомственного совета К.А. Цыганова № 8 от 14.12.2022. Согласно Плану дигидросульфид в таблице 1 – Сведения об установленных квотах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и плановых значениях их достижения СП «ТЭЦ-3» АО «ТГК-11» на источниках выбросов загрязняющих веществ (далее – ИЗАВ) №№ 0008, 0009, 0010, 0013, 0016, 0017, 0019, 0021, 0022, 0023, 0024, 0034, 0035, 0036, 0037, 0038, 0039, 0040, 6021, 6022 имеет значение 0,010004 т/год, однако в Отчете в Таблице 2.5 представлены значение 2.0E-7 по ИЗАВ №№ 0008, 0009, 0010, 0013, 0016, 0017, 0019, 0021, 0022, 0023, значение 5.0E-7 т/год по ИЗАВ № 0024, значение 1.0E-6 т/год по ИЗАВ № 0034, значение 4.0E-8 т/год по №№ ИЗАВ 0035, 0036, значение 1.0E-7 т/год по ИЗАВ № 0037, значение 3.0E-7 т/год по ИЗАВ № 0038, значение 1.0E-8 т/год по ИЗАВ №№ 0039, 0040, значение 0.005 т/год по ИЗАВ №№ 6021, 6022, что в суммарном значении не совпадает с Планом. В Плане ИЗАВ № 6010 Хром, в пересчете на хрома VI оксид, учтен со значением 0,000001 т/год, однако в Отчете данное загрязняющее вещество не учтено», – указано в документации, которая есть в распоряжении «СуперОмска». 

Заявлено, что Росприроднадзор потребовал от компании устранить нарушения и соблюдать обязательные требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха. АО «ТГК-11» может подать возражение на предостережение в установленном порядке.

«Указанные действия (бездействие) могут привести/приводят к нарушениям следующих обязательных требований: В соответствии с частью 14 статьи 5 Закона № 195-ФЗ в состав отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, представляемого в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в отношении квотируемых объектов дополнительно включаются сведения об утвержденных квотах выбросов, о соответствии выбросов на квотируемых объектах таким квотам, о реализации планов мероприятий по достижению квот выбросов, а также информация о создании и эксплуатации указанных в частях 18 и 19 настоящей статьи систем автоматического контроля на квотируемых объектах. В соответствии с абзацем 15 пункта 2 статьи 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны предоставлять в установленном порядке уполномоченным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности и исполнительным органам субъектов Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора), своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха. В нарушение вышеуказанных норм природоохранного законодательства РФ АО «ТГК-11» по объекту НВОС 52-0155-000059-П СП «ТЭЦ-3» в отчете в Таблице 2.5 представлены

недостоверные сведения. В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 31 июля 2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», ОБЪЯВЛЯЮ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагаю: принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, предусмотренных Приказом Росприроднадзора от 30.12.2020 № 1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования», а именно часть 14 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха», абзац 15 пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Вы вправе подать возражение на данное предостережение в порядке, установленном ч. 4 ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», – говорится в результатах проверки. 

Росприроднадзор ограничился предостережением АО «ТГК-11» за ошибки в отчете о выбросах. Пока что никаких штрафов или иных санкций в итогах проверки не говорится – только об официальном предупреждении.

Компания должна исправить отчетность и впредь соблюдать экологические требования. Если нарушения повторятся, Росприроднадзор может инициировать проверку с реальными штрафами.

Перейти на полную версию сайта