Криптовалюты

Доллар - 76,97

Евро - 89,90

Тенге - 0,15

Общество3892

«Родительская академия»: где учить, как обучать, как подготовить к школе особого ребенка…

«Родительская академия»: где учить, как обучать, как подготовить к школе особого ребенка…

Автор фото: Валентина Владимировна Соколова

Специалисты ОРООИ «Планета друзей» проводят консультации родителей в Омске и сельских районах области.

Консультации специалистов Региональной общественной организации «Планета друзей» очень востребованы в семьях, воспитывающих детей с аутизмом, синдромом Дауна и другими ментальными нарушениями. Особенно их ценят в сельских районах, где остро ощущается дефицит коррекционных педагогов и куда в рамках проекта «Родительская академия» регулярно выезжают специалисты ОРООИ «Планета друзей». Так и называется – «Родительская академия». Этот проект – большой консультационный центр – победитель грантового конкурса «Магнит Всевозможный». Недавно «планетный десант» от «Родительской академии» побывал в Исилькульском районе. В состав команды вошла и дефектолог Анна Королева.

– Анна Сергеевна, с какими проблемами чаще всего обращаются к специалистам «Планеты друзей» родители детей с особенностями развития?

– Основной вопрос – проблемы с речью, с ними к нам обращаются примерно 80 % родителей. Причины жалоб разные – от нарушения звукопроизношения до системного нарушения речи. Чтобы вовремя взяться за устранение этого, необходимо проведение ранней диагностики, что позволит выявить нарушения в развитии речи и выстроить правильный коррекционный маршрут.

– Видимо, необходимо еще и постоянное наблюдение?

– Это наша боль. Мы приезжаем на консультации в село, говорим: вам нужно, чтобы с ребенком регулярно работал специалист. А их нет. Особенно в дефиците логопеды, которые больше всего востребованы.

Но есть случаи, когда специалисту достаточно подсказать, как решить проблему, а дальше многое будет зависеть от родителей. Например, в последнем выезде мне пожаловались, что ребенок не любит и не хочет читать, доходит до истерики. Тут надо разобраться: может, его не тянет к чтению, потому что в семье оно как-то не заведено. Может, у него плохая зрительная концентрация, ему бы больше картинок, чтобы было интересно, а буквы его утомляют, надоедают. Тут со стороны родителей требуется работа с текстом – разбивать его на небольшие кусочки, проговаривать, пересказывать. Часто ребенок не понимает определенных слов, не воспринимает их в потоке. Помогите ему прочитать небольшое предложение, покажите иллюстрацию к нему и объясните, что он прочитал.

Случается, что родители отчаиваются, не видя в развитии ребенка положительных сдвигов. Пришла ко мне на прием мама с ребенком и с безнадежностью говорит: «Не хотели к вам идти – сколько ходим, ничего не меняется». «Давайте вспомним, – отвечаю, – с каким запросом вы пришли в первый раз к нам на консультацию», и показываю ей записи, которые мы обязательно ведем. Посмотрели, и мама убедилась, что сдвиги есть, и заметные. Из-за повседневных забот глаз у родителей «замыливается», они не видят изменений, которые при регулярной коррекционной работе на самом деле постепенно происходят.

– Анна Сергеевна, есть ли различия между особыми детьми, живущими в городе и в сельских районах?

– По моим наблюдениям, у детей в районах лучше развиты бытовые навыки, а вот с учебой  у них, как мне кажется, дело идет труднее. Это связанно со сложностями в проведении системной коррекционной работы в районах.

– Родители детей с особенностями развития хотят, чтобы их ребенок умел читать, писать, знал то, чему учат в школе. Как им определить, куда лучше отдать ребенка, чтобы ему было комфортно учиться?

– Выбрать то или иное учреждение – право родителей. Но прежде ребенок должен пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), определяющую маршрут его развития. На занятиях в «Планете друзей» мы ведем видеозаписи, которые родители могут принести на комиссию. Со своим педагогом дети все выполняют гораздо лучше – они к нему привыкли, а на комиссии теряются. Запись объективно покажет возможности ребенка. И не надо принимать решение ПМПК «в штыки», нужно только задать вопрос: аргументируйте, почему наш ребенок должен идти именно в эту школу?

Есть несколько вариантов обучения особых детей школьным знаниям. Они могут заниматься в обычной школе, обычном классе. Но здесь они столкнутся с занятиями в классе, чаще всего, переполненном, с педагогами, которые не подготовлены к работе с такими детьми.

Другой вариант, когда ребят с особенностями развития в общеобразовательной школе объединяют в одном классе и занимаются с ними по адаптивной программе, а обедают они, участвуют в школьных мероприятиях вместе со всеми учениками. Это очень хорошо с точки зрения социализации ребенка, но не все школы приспособлены для таких занятий.

Еще одна форма – надомное обучение. Оно практикуется для детей, которые не могут заниматься в школе в силу особенностей поведения или развития опорно-двигательного аппарата. Таким детям сложно находиться в социуме, трудно передвигаться. В этом случае они прикрепляются к школе, для них разрабатываются индивидуальная программа и учителя приходят на дом или ведется дистанционное обучение.

Есть такой вариант, как семейное образование. Избравшие его родители сами решают, что нужно их ребенку, а что – нет. Плюсы здесь в том, что родители определяют знания и навыки, которые пригодятся ребенку в жизни, в предполагаемой профессии, и целенаправленно прививают их в течение нескольких лет. Но родители должны быть уверены, что они могут пройти этот путь, должны учесть свои финансовые возможности, так как в ряде случаев потребуются деньги на помощь специалистов.

Неважно, какой способ получения знаний выберут родители, главное, чтобы он способствовал развитию ребенка. К этому необходимо подходить очень продуманно, не завышать возможности своего ребенка, иначе в семье неизбежно будут возникать стрессовые ситуации.

– Анна Сергеевна, нередко случается, что дети с аутизмом, синдромом Дауна, другими ментальными расстройствами не говорят или говорят очень непонятно. Как с ними общаться?

Прежде всего, надо вести с ребенком диалог. Кто-то думает, что наладить его с неговорящим ребенком невозможно, но это не так. Ведь коммуникация это не только слова. Для общения с неговорящими людьми есть средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Ими можно пользоваться в общении не только с неговорящими детьми, но и когда речь ребенка неразборчива или нарушено понимание того, что ему говорят.

Перечислю несколько средств АДК: система жестов, коммуникативные книжки, интерактивные доски, карточки PECS, а также айтрекинг – технология, которая позволяет ребенку взглядом управлять компьютером. Нет рекомендаций, какое именно средство АДК наиболее эффективно, их выбор зависит от индивидуальных возможностей конкретного ребенка.

– Возникает вопрос: если с ребенком общаться жестами, карточками, не отпадет ли у него желание вообще использовать слова? Зачем ему говорить, если все можно объяснить «на пальцах»?

– Система АДК никак не вредит развитию речи. Человек – существо социальное, поэтому, если у него нет сложных речевых или коммуникативных нарушений, он все равно будет стараться общаться с помощью речи. АДК лишь дополняет ее и дает ребенку возможность по-другому выразить свои желания и чувства и облегчает развитие задатков речи, следовательно, оказывает влияние и на психическое развитие ребенка.

В своей работе я использую сочетание этих средств, так как они часто хорошо дополняют друг друга. Самое важное здесь – системность. Родители, которые проводят с детьми большую часть времени, педагоги, воспитатели, учителя – все они должны работать в одном направлении, использовать одну систему. Важно следить за развитием у ребенка всех доступных ему навыков: умения просить, выбирать, объяснять, задавать вопросы и отвечать на них, делиться своими впечатлениями.

В диалоге важно умение слушать. Из своего опыта могу сказать, что когда ребенок понимает, что его слушают, что его мнение важно для вас, он будет гораздо чаще использовать свои коммуникативные возможности.

Считаю, что надо больше информировать население о том, что у любой семьи есть возможность обратиться к нам, в «Родительскую академию». От первого шага родителей отделяет всего один звонок. Чтобы начать процесс, надо лишь позвонить и обрисовать свою проблему, а специалисты «Родительской академии» определят, как быть дальше, кто эффективнее сможет помочь ребенку.

Записаться на консультацию можно на сайте «Планеты друзей».

#МагнитЗабота  #МагнитВсевозможный  #Планетадрузей    

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «Новости общества»
Читать все свежие новости Омска и Омской области

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!