Источники «СуперОмска» в окружении омского губернатора сообщают о начале нового этапа борьбы за передел сфер влияния между высшими чиновниками. Главный приз состязания по работе локтями в тесных коридорах власти – должность первого зампреда регионального правительства, пока формально занятая арестантом Юрием Гамбургом.
Как поссорился Вячеслав Юрьевич со Станиславом Георгиевичем
По утверждению наших инсайдеров, кабинет с уголовной аурой, но заманчивыми полномочиями приглянулся вице-губернатору Станиславу Гребенщикову. Министр строительства и ЖКК региона якобы уже пролоббировал принципиальное решение о своем назначении и теперь добивается скорейшего освобождения заветного кресла. Так что, вполне вероятно, кадровые перестановки в региональном кабинете министров произойдут еще до вынесения приговора Гамбургу.
Наблюдатели отмечают, что Гамбург и Гребенщиков представляли в команде губернатора враждующие политические группировки, находясь в состоянии перманентной борьбы за «близость к телу» и контроль над финансовоемкими направлениями. Можно предположить, что в первый год губернаторства Назарову удавалось поддерживать работоспособность и баланс сил в своей команде, грамотно используя конкуренцию между аппаратными противниками. Что же произошло после выбывания с поля боя Юрия Гамбурга, всем известно. Череда громких отставок, уголовных скандалов, передел полномочий.
Собеседник «СуперОмска», пожелавший остаться неизвестным, полагает, что в отсутствии адекватной оппозиции Станислав Гребенщиков, что называется, вошел в раж. И теперь якобы пытается «зачистить поляну» вокруг губернатора, сместив всех неподконтрольных руководителей, как это произошло, например, с главой РЭК Сергеем Синдеевым.
Именно по этой причине министр Гребенщиков мог вступить в конфликт с действующим первым зампредом облправительства Вячеславом Синюгиным. Инсайдеры утверждают, что слухи о скорой отставке Вячеслава Юрьевича, методично сливаемые в омские СМИ на протяжении последних недель, есть не что иное, как проявление этого конфликта. Логично предположить, что публичным давлением оппоненты Синюгина не ограничиваются, принуждая первого вице-губернатора поскорее покинуть правительство и регион. Напомним, что Вячеслав Синюгин уже лишился полномочий в области своей профессиональной компетенции – экономической политики и энергетики – и был назначен ответственным за социальную сферу, поводов для принудительной отставки в которой можно найти более чем достаточно.
Уровень подтверждения: средний
Москва депутатским слезам не верит…
Недобрые вести для городских депутатов и чиновников. Как и прогнозировал «СуперОмск», перед самым Новым годом областные власти получили жесткое предписание из Москвы провести в региональной столице муниципальную реформу.
Наши источники сообщают, что областное Законодательное собрание уже в ближайшее время в ходе весенней сессии рассмотрит законопроект об отмене в Омске прямых выборов мэра и введении двухуровневой модели формирования представительных органов местного самоуправления.
Напомним, что в конце мая 2014 года президент России подписал поправки в закон об общих принципах организации местного самоуправления. Их суть сводится к тому, что субъектам РФ дано право выбирать один из двух принципов формирования органов местного самоуправления в административном центре. В качестве альтернативы существующей системе предложена двухуровневая модель, при которой жители выбирают лишь районных депутатов, а те в свою очередь формируют городской совет и назначают мэра.
На то, чтобы обсудить и принять соответствующие региональные законодательные акты, субъектам федерации отводилось полгода. Решение упразднить прямые выборы глав муниципалитетов и перейти к их назначению из числа депутатов городских парламентов уже приняли Законодательные собрания Ростовской, Самарской, Ульяновской, Ярославской, Астраханской, Новгородской областей, Краснодарского края и некоторых других регионов. На данный момент прямые выборы сохраняются менее чем в 25% региональных столиц.
Вопрос о проведении муниципальной реформы в Омске уже обсуждался на местном уровне. В сентябре 2014 года депутаты горсовета попросили Законодательное Собрание не дробить Омск на районы со своими райсоветами и сохранить прямые выборы мэра. Однако позиция инициаторов реформы, судя по всему, осталась неизменной и местному политическому истеблишменту придется смириться со своей судьбой.
Принятие региональным парламентом закона о новой модели управления в Омске грозит роспуском горсовету и последующими выборами районных депутатов уже в сентябре 2015 года. При таком сценарии нельзя исключать и досрочной отставки омского мэра, заменить которого в администрации должен будет наемный сити-менеджер. Тем более что такой возможности не исключает губернатор Виктор Назаров. На недавней пресс-конференции, посвященной итогам 2014 года, он послал четкий сигнал о том, что готов серьезно вернуться к обсуждению реформы МСУ. Более того, глава региона дал понять, что в этом направлении идет конкретная работа.
«Мы видим здесь минусы и плюсы, в том числе и экономической ситуации, и создания маленьких горсоветов в каждом районе, которые будут назначать своих представителей для выборов. В том числе к минусам можно отнести и дополнительные затраты из бюджета. Это все нужно просчитать, а также обсудить и дать четкое понимание, правильно ли мы делаем. И вот эта работа сегодня ведется. И если депутаты, общественность согласятся на то, чтобы изменить систему местного самоуправления, то, конечно же, мы пойдем на это… Не исключено, что с учетом изучения общественного мнения и мнения депутатов, мы все-таки готовы будем обсуждать и следующий шаг – пойти на сити-менеджерство и будем четко отрабатывать в том формате, который определит общественность и депутатский корпус», - заявил Виктор Назаров.
Реформа МСУ в России декларировалась как способ сделать эффективным низовой уровень самоуправления, приблизить его к людям. Однако ведущие эксперты-политологи убеждены, что истинной целью добровольно-принудительных преобразований является усиление позиций губернаторов на местах, а также профилактика конфликтов между главами регионов и всенародно избранными градоначальниками, наподобие тех, что мы наблюдали в Омской области на протяжении последних 10-15 лет.
Экспертные мнения
– С реализацией любых инициатив в области местного самоуправления всегда сложно, потому что любое изменение упирается, в конечном счете, в один вопрос – кто будет по факту исполнять полномочия и тратить на это деньги. Вот в этом проблема. Муниципальные бюджеты дотируются региональными и финансовой самостоятельности не имеют, как правило. Возникает конфликт – на муниципальном уровне многие депутаты стремятся принимать решения, главы администраций заинтересованы в том, чтобы иметь больше полномочий, но не всегда имеют финансирование, достаточное для их исполнения. Региональные власти, часто по факту дотируя местное самоуправление, не хотят пускать на самотек процесс принятия решений, а хотят вмешиваться или контролировать. Полномочия местного самоуправления достаточно широки по закону, но не всегда достаточно финансово обеспечены.
По поводу сити-менеджмента – сам по себе сити-менеджер никоим образом не гарантирует эффективного управления. Но политический эффект – налицо, потому что сити-менеджер не имеет электоральной легитимности. Его политический вес может быть, и чаще всего бывает заметно ниже, чем у избранного главы. Губернаторам намного удобнее работать с такими сити-менеджерами, чем с избранными главами городов.
Речь идет не обо всех городах, а о крупных городах, региональных центрах, которые имеют и крупные бюджеты по меркам региона, и доходы. Хороший пример: в Свердловской области Екатеринбург – это 80% доходов всего региона. Соответственно, глава города обладает априори значительным весом, управляя такими ресурсами. Для региональных центров, для крупных городов это важно. И для глав регионов это тоже существенный момент, с сити-менеджерами проще работать. Процедура отстранения от должности тоже имеет место быть, и в случае каких-то проблем сместить сити-менеджера бывает проще. Хотя есть случаи, когда и через суд восстанавливались в должности, не все так однозначно. Конфликты неизбежны, конфликты многочисленные и совершенно разнообразные.
Раньше, когда не было сити-менеджеров, а были избранные мэры, конфликты по линии «губернатор – сильный мэр регионального центра или крупного города» могли длиться годами, превращаться в войны. Это не шло на пользу никому, и качеству управления это тоже не шло на пользу. С этой точки зрения – пространство для конфликтов сокращается.
– За полгода не успели (принять местные нормативные акты в соответствии с поправками в закон о местном самоуправлении. – Ред.) по разным причинам – где-то требуются на это референдумы, не так просто технически это сделать, поправки эти принять. Тренд на замену мэров сити-менеджерами – это вопрос сложносочиненный. Когда происходят прямые выборы, то не всегда, мягко говоря, к власти приходит профессионал. Часто это популизм, вполне добротный, люди бывают не готовы к выполнению хозяйственных функций. Разделение на избранного мэра и сити-менеджера мне кажется вполне оправданным: модель, которая предусматривает мэра как главу законодательного органа города, и принимаемый городским советом на работу сити-менеджер. Как правило, можно выбрать профессионала, во-вторых, его можно контролировать, в-третьих, заменить, если все пошло не очень.
Это хороший способ для гашения конфликта между губернатором и мэром. Больше возможностей для того, чтобы все элиты договорились, и было более сбалансированное управление. Сити-менеджером, как правило, становится человек с опытом управленческой деятельности, с соответствующим образованием, тем более это сейчас требуется по закону о госслужбе. Это не догма, но это неплохо, я бы даже сказал, что это хорошо.
Уровень подтверждения: высокий
Версии и слухи, политические сценарии и прогнозы, непубличные события и тщательно скрываемые факты. В рубрике «Не для печати» редакция «СуперОмска» публикует закрытую информацию, которую официальные лица предавать огласке не спешат. Внимание: редакция не несет ответственности за достоверность изложенных фактов – мы лишь передаем нашим читателям то, о чем шепчутся в коридорах власти.