Новая цифровая реальность: как в Омске адаптировались к отсутствию мобильного интернета

Скоро исполнится четыре месяца, как в Омске начались проблемы с мобильными интернетом. Пока что события вокруг связи в городе заставляют думать, что в контексте этой ситуации омичи оказались на довольно продолжительный срок – дату восстановления бесперебойной работы интернета не называют. Рассказываем, как в Омске адаптировались к так называемой «новой цифровой реальности».

С чего все началось?

Первый серьезный сбой в работе мобильного интернета по всему Омску произошел в начале июня 2025 года. Проблемы в работе связи в течение нескольких дней наблюдались по всему городу, но впоследствии были восстановлены, однако не во всех округах. С этого периода мобильный интернет стабильно начал отсутствовать на Левобережье Омска, в ряде локаций Ленинского округа и Нефтяниках.

Новый виток «отключения» мобильного интернета произошел в Омске в начале августа 2025 года. С этого периода и к моменту публикации сети нет по еще большему перечню локаций, а точнее, практически по всему городу, за исключением ряда улиц в Центральном административном округе.

Что примечательно, в начале сентября 2025 года замечены точечные «проблески» в работе мобильного интернета в нескольких округах Омска. Так, ранее заявлялось о случаях внезапно заработавшего интернета в Чкаловском поселке Омска, по улицам Маяковского и Богдана Хмельницкого, на проспекте Маркса и по улице Бархатовой в Советском административном округе Омска.

Стоит добавить, что с начала июня 2025 года изменение претерпело и объяснение омского Минцифры по ситуации с мобильным интернетом в городе. Так, актуальный комментарий ведомства выглядит так:

«Мы понимаем вашу обеспокоенность. Сбои в работе мобильного интернета действительно связаны с мероприятиями, направленными на повышение уровня безопасности. Похожие ограничения действуют во всех регионах страны. Более подробную информацию по данному вопросу мы в силу законодательства не можем предоставить».

При этом в июне профильное ведомство транслировало несколько другую риторику:

«Сбои в работе мобильного интернета связаны с регламентными профилактическими работами и тестированием нового оборудования. Данные мероприятия реализуются в целях улучшения качества связи», – заявляли в омском Минцифры в июне 2025 года.

Затем в течение лета министерство шаблонно повторяло, что «сбои в работе мобильного интернета связаны с мероприятиями, направленными на повышение уровня безопасности».

Как в городе работает Wi-Fi?

Летом 2025 года в Министерстве цифрового развития и связи Омской области опубликовали карту с открытыми точками доступа Wi-Fi, предлагая омичам воспользоваться ими в случае с неработающим мобильным интернетом.

Однако в социальных сетях появился вал комментариев омичей о том, что по ряду указанных локаций подключиться к Wi-Fi либо практически невозможно, либо скорость интернета, как отмечают омичи, оставляет желать лучшего. Особенно много претензий вызвало подключение в остановочных пунктах.

Однако к этому времени, когда власти огласили омичам точки доступа к Wi-Fi, жители сами в силу обстоятельств уже нашли варианты его поиска.

Так, первыми к альтернативным вариантам подключения к интернету адаптировались водители такси и курьеры, поскольку в начале июня их работа практически «встала», а стоимость поездок в такси и минимальная сумма доставки значительно выросли.

Так, водители такси открыли для себя возможность «кучковаться» у кофеен, количество которых в Омске буквально зашкаливает, и у каждой непременно имеется Wi-Fi. Более того, у многих омских кофеен доступ к нему сохраняется круглосуточно, даже в то время, когда заведение не работает.

Что касается кафе и ресторанов, то наличие бесплатного Wi-Fi стало маркером перед выбором омичами, куда пойти. Более того, сейчас, заходя на официальные сайты или в социальные сети популярных омский заведений, в первую очередь зачастую бросается в глаза информация о наличии интернета, а не меню или другие фишки заведения.

Таким образом, можно резюмировать, что в большей степени руку к тому, чтобы омичи в городе не остались оторванными от мира в новой цифровой реальности, приложил все-таки частный бизнес.

Какие мобильные приложения работают без интернета?

В начале сентября 2025 года федеральное Минцифры заявило о том, что операторы связи в пилотном режиме начали обеспечивать доступность в периоды ограничений работы мобильного интернета нескольких сервисов и сайтов.

В первый пул так называемого «белого списка» сервисов вошли: «ВКонтакте», «Oдноклассники», Mail.ru и национальный мессенджер Max; сервисы Госуслуг; «Яндекса»; маркетплейсы Ozon и Wildberries; Avito; «Дзен»; Rutube; официальный сайт платежной системы «Мир»; сайты правительства и администрации президента России; Федеральная платформа дистанционного электронного голосования (ДЭГ); операторы связи «Билайн», «МегаФон», МТС, «Ростелеком», T2.

Что касается Омска, то первыми самую быструю и бесперебойную работу в условиях отключения мобильного интернета продемонстрировали приложения социальной сети «ВКонтакте» и национального мессенджера Max (16+). Отметим, что Max разработан дочерней структурой компании VK – ООО «Коммуникационная платформа». По всей видимости, инфраструктурная база и технологии компании позволили ей обеспечить одну из самых быстрых реакций для доступа к приложениям при сбоях мобильного интернета.

Необходимо отметить, что у разных мобильных операторов ситуация в работе данных сервисов может отличаться.

Также в сентябре 2025 года без мобильного интернета в Омске стали доступны сервисы компании «Яндекс», включая почту и такси, приложение Госуслуг, а также платформа «Дзен».

Что касается мобильных приложений банков, то здесь ситуация выглядит печальнее. Без мобильного интернета подключиться к ним по-прежнему невозможно. Таким образом, для совершения банковских операций онлайн омичам нужно либо найти точку доступа к Wi-Fi, либо совершать их дома.

По сообщению федерального Минцифры, перечень сайтов и сервисов из «белого списка» будет дополняться.

Перейти на полную версию сайта