По информации онлайн-журнала об энергетике «Энергия+», Владимир Шухов, даже без поздних изобретений, остался бы в истории как выдающийся инженер. Однако его долгая жизнь была наполнена прорывными идеями. Этот российский ученый, прозванный современниками «русским Леонардо», стал основоположником современной нефтяной отрасли.
На Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии внимание публики привлекли новейшие разработки разных стран: Германия представила артиллерийские орудия фирмы Крупп, Великобритания удивляла посетителями первыми велосипедами, а Соединённые Штаты демонстрировали консервированный томатный соус. Именно там произошло судьбоносное знакомство двух талантливых инженеров — Владимира Шухова, выпускника Императорского технического училища, и Александра Бари.
Владимир Шухов, будучи лучшим учеником своего курса, разработал уникальную конструкцию паровой форсунки, способной распылять жидкое топливо настолько мелко, что оно практически мгновенно сгорало, не оставляя дыма и сажи. Эта технология заинтересовала инженера Александра Бари, и вскоре оба занялись внедрением изобретения в промышленную практику. Спустя годы именно такая форсунка стала незаменимой частью судовых котлов британского флота, благодаря инициативе Уинстона Черчилля, предпочитавшего мазут дорогому углю. Использование мазута позволяло сэкономить пространство на кораблях, сократить численность экипажа и повысить производительность машин, поскольку горение было ровным и постоянным, не требуя утомительного труда кочегаров.
Впоследствии, начиная с середины XX века, подобные форсунки вытеснили устаревшие карбюраторные системы в автомобилях, значительно увеличив экономичность двигателей и уменьшив потребление горючего.
Александр Бари привёл Шухова в Баку к Людвигу Нобелю, открыв новую эпоху в нефтедобыче. Первым делом Шухов построил нефтепровод длиной 9 км от Баку до Балахани (1878 г.). Вскоре строительство продолжилось, снизив затраты на доставку нефти и прекратив импорт керосина к 1883 году.
Шухов усовершенствовал систему хранения, создав металлические резервуары с разной толщиной стенок. До 1917 года компания Бари выпустила около 20 тысяч таких конструкций. Нефтеналивные суда тоже получили модернизацию: специальная форма носа улучшила их мореходность.
В 1888-м Шухов с Феликсом Инчиком усовершенствовали переработку нефти: две колонны и дефлегматор уменьшили расход воды и топлива втрое, сделав установку компактной.
В 1891-м с учеником Сергеем Гавриловым изобрел змеевиковую печь: нефть нагревалась в трубах до 400°C под давлением >10 атм., расщепляя тяжелые фракции на легкие, включая бензин. Это первая промышленная крекинг-установка.
Через 30 лет, в 1923–1924 гг., в США Standard Oil судилась за монополию на крекинг по патенту Бартона. Эксперты нашли ранний патент Шухова. Американская комиссия в Баку подтвердила его первенство; срок патента истек, технология стала общедоступной.
В 1934-м под руководством Шухова и Капелюшникова в Баку построили установку для первого советского высокооктанового бензина.