19:00, 17 октября 2025Общество3953
Фото: Гульнара Джарова
ОРООИ «Планета друзей» консультирует родителей особых детей в рамках проекта «Родительская академия», победившего в конкурсе «Магнит Всевозможный».
Омская общественная региональная организация инвалидов «Планета друзей» помогает родителям, которые растят детей с синдромом Дауна, аутизмом и другими ментальными нарушениями, воспитывать и развивать своих не таких, как все, но не менее любимых детей. За прошедшие годы организация разработала и реализовала более 40 долгосрочных проектов, направленных на помощь подопечным семьям. Ежегодно внедряются и новые идеи. Проект 2025 года – «Родительская академия». Мы уже рассказывали о том, как «планетные» эксперты помогают стать «академиками» родителям особых ребят в рамках проекта. А сегодня представляем вниманию читателей интервью с одним из активных участников проекта, педагогом-логопедом Светланой Калининой.

– Светлана, в чем особенности Вашей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?
– Работа с особыми детьми значительно сложнее, чем с теми, у кого речь нарушена лишь первично. Такие дети отличаются пониженным уровнем активности, отсутствием интереса к занятиям, низким уровнем самоконтроля и общей познавательной деятельности. Часто у них отсутствует мотивация к обучению и самостоятельной речи. Работая с ними, я понимаю, что передо мной стоит особая миссия. Я должна не просто поставить звуки и слоги, а раскрыть ребят, ведь их внутренний мир полон загадок, недоступных обычному взгляду. Каждое наше занятие можно сравнить с маленьким путешествием вглубь через игры, движение, тактильные ощущения. Для этого в работе используются разнообразные методы и приемы, включая игровую деятельность, моторные и сенсорные упражнения, логопедический массаж и многое-многое другое.

– Как Вы сами, Светлана, пришли к работе с детьми с особыми образовательными потребностями?
– Изначально я грезила карьерой медицинского логопеда. Однако судьба привела меня к работе с особыми детьми, и постепенно я полюбила свою профессию, получая большое удовлетворение от первых успехов своих маленьких пациентов. Это и произнесенное слово, и улучшение понимания, и просто способность ребенка общаться с помощью речи. Иногда кажется, будто мы движемся черепашьими темпами, но даже крошечный шажочек вперед дарит убеждение, что я делаю нечто важное и значимое. Несмотря на трудности и иногда невысокие темпы прогресса, я точно знаю, что моя профессиональная жизнь должна принадлежать тем, кто особенно нуждается в помощи.
– Назовите основные причины речевых нарушений у детей.
– Причины разнообразны. И я бы разделила их на две группы: органические и функциональные. Органические – это внутриутробные проблемы, дефицит кислорода, болезни мамы во время беременности, наследственность, родовые осложнения, младенческие заболевания, воспаления слуховых органов и т. д. Вторая группа выглядит скорее как зеркальное отражение социальной обстановки – действительности, в которой растет ребенок: бедность разговорной среды, эмоциональные потрясения, долгие болезни, одиночество, общая неблагополучная обстановка. Например, пьющие родители, родители-наркоманы не уделяют особого внимания развитию ребенка. Он предоставлен сам себе. Нет мотивации к общению, к накоплению словарного запаса.

– Какие методики вы используете для коррекции и стимуляции речи?
– Чтобы активизировать речь ребенка, я и мои коллеги применяем в работе широкий спектр методов:
Логоритмика: музыка и движения под ритм способствуют развитию чувства ритма, необходимого для формирования речи.
Игровые методы: они обязательны, так как у большинства наших подопечных наблюдаются нарушения игровых способностей.
Телесные техники: прижимания, растирание, используемые для улучшения ощущений и двигательных реакций.
Ароматерапия: улучшает дыхание, способствуя формированию правильной воздушной струи.
Пальчиковая гимнастика: развивает мелкую моторику рук, важную для произносительных функций.
Мнемотехника: использование визуальных таблиц для составления рассказов и запоминания материала.
Логопедический массаж: нормализует тонус мышц лица и артикуляционного аппарата, облегчая формирование правильных движений органов речи. Он благоприятно влияет на нервную систему, стимулирует кровообращение, улучшает дыхание.
Дополнительные инструменты, такие как песочная терапия и сказкотерапия, поддерживают комплексное развитие.

Главная цельнаших занятий – научить ребенка свободно и самостоятельно пользоваться речью для выражения мыслей и чувств! И поэтому все мы, педагоги, стараемся вместить в каждую встречу/занятие с подопечными как можно больше, чтобы воздействовать на ребенка со всех сторон. И через телесные практики, и через зрительное и слуховое восприятие, через говорение-повторение, чтобы всеми возможными способами и доступными средствами простимулировать самостоятельную речь ребенка.

– Что Вам лично дает участие в проекте «Родительская академия»?
– Каждый раз, когда родители замечают успехи ребенка, рады и благодарны за наши с ребенком совместные усилия, я чувствую, что не зря живу этой профессией! Поддерживать подопечные семьи, давать им знания и советы, позволяющие эффективнее взаимодействовать с ребенком, создавать условия для дальнейшего роста и развития – вот истинная награда участия в проекте. Обмениваясь опытом с коллегами, осваивая новые подходы, мы расширяем и свои горизонты возможностей, растем профессионально и улучшаем качество своей работы. Кроме того, радует постоянное самообразование, так как бывают нестандартные вопросы, иногда такие неожиданные, что точно нужно быть готовым, чтобы не растеряться…

– Сложно ли консультировать родителей, которые живут далеко и не могут регулярно посещать очные консультации?
– Консультации дистанционно, действительно, представляют сложность. Многие родители сталкиваются с нехваткой квалифицированных специалистов в своем районе. Мы с коллегами регулярно выезжаем за пределы областного центра, но, конечно, побывали еще не везде, где требуется наша помощь. Но даже жители самых удаленных территорий области имеют возможность получить профессиональную консультацию в формате онлайн. Методические пособия, виртуальные встречи, вебинары, даже консультации по «Ватсап» помогают передать им знания. Главное правило успеха здесь – постоянство и систематичность выполнения заданий со стороны родителей. Увы, на практике многие родители не выполняют рекомендации: нет времени, желания или ребенок не слушается. Кто заинтересован – делает все упражнения дома по нашим рекомендациям, кто нет – консультируем, и на этом все.
Кто хочет, приезжает потом на интенсивы в город, участвует в занятиях ежедневно с нужными специалистами, только тогда появляется динамика…
В целом же, наша работа в проекте приносит ощутимую пользу и детям, и их родителям, вдохновляя нас, педагогов, продолжать путь профессионального роста и развития.
– Спасибо за интервью, Светлана!
Записаться на консультацию можно на сайте «Планеты друзей».
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории «Новости общества»Читать все последние новости Омска
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!


