По данным онлайн-журнала об энергетике «Энергия+», электромобили и электробусы уже прочно закрепились в городской среде, становясь неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры крупных мегаполисов. А проникнет ли электротранспорт в нефтедобычу? На форуме TNF эксперты обсудили электрификацию флота ГРП, отметив потенциал, но и ограничения, требующие анализа.
Гидроразрыв пласта (ГРП) — ключевой метод добычи трудноизвлекаемых углеводородов в нефтегазовой отрасли. Технология заключается в нагнетании под высоким давлением жидкости с пропантом, создающим трещины в породе для притока нефти или газа. Традиционно флот ГРП работает на дизеле, но активно развиваются электрические версии, обещающие революцию в отрасли.
Электрический флот ГРП использует электроэнергию для питания насосов, закачивающих жидкость. Источники энергии — ЛЭП, газовые генераторы на СПГ, КПГ или попутном газе с месторождения. Это снижает расходы на топливо, составляющие до 30% затрат ГРП, на 80%, делая технологию экономически выгодной.
Электрические системы имеют КПД 41–43% против 36% у дизельных, что повышает энергоэффективность. Они обеспечивают точную закачку жидкости, улучшая качество ГРП и снижая риски поломок. Электродвигатели долговечнее (до 30 тыс. часов работы) и выдерживают высокие нагрузки, что важно для трудноизвлекаемых запасов.
Электрический флот ГРП пока не вытеснил дизельные установки из-за ограничений эксплуатации и инфраструктуры.
«Суперобъемы и супердавления понадобятся нам по мере увеличения добычи трудноизвлекаемых углеводородов», — поясняет директор программ по развитию технологий ГРП компании «Газпром нефть» Ильдар Файзуллин.
Электрический флот требует много энергии, недоступной на удаленных месторождениях. Нужны мощные ЛЭП или газовые генераторы, но их строительство и логистика газа дорогостоящи.
Электрические системы ограничены: генераторы и аккумуляторы занимают место, что проблематично на компактных площадках. Оборудование чувствительно к климату: зимой нужен подогрев, летом — охлаждение, что усложняет работу в Сибири или Арктике.
Перспективы электрификации привлекательны. Разрабатываются мобильные энергоустановки.
«Такие объемы энергии потенциально можно подвозить в «пауэрбанках» на колесах», — добавляет Файзуллин. Это снизит зависимость от ЛЭП и повысит гибкость.
Для традиционных месторождений хватает 4–6 МВт, но для сложных запасов, вроде баженовской свиты, нужны большие мощности. Электрический флот экономичен, но дизельные установки останутся актуальны без развитой инфраструктуры.
Электрификация флота ГРП — это шаг к устойчивому развитию и снижению затрат в нефтедобыче. Успех зависит от инфраструктуры, технологий и инвестиций. Основной вызов — адаптация оборудования к суровым условиям, особенно в России, где нужны морозостойкие и автономные решения.
Также важно обучить персонал управлению электрическим флотом. Экономическая целесообразность вызывает вопросы: несмотря на экономию топлива, начальные затраты высоки, и их окупаемость зависит от снижения расходов и роста производительности. Электрификация открывает перспективы для возобновляемых источников энергии, таких как солнечные или ветровые станции, но эти решения пока экспериментальны и требуют исследований.