Электрификация флота ГРП: прорыв в добыче или модный тренд?

По данным онлайн-журнала об энергетике «Энергия+», электромобили и электробусы уже прочно закрепились в городской среде, становясь неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры крупных мегаполисов. А проникнет ли электротранспорт в нефтедобычу? На форуме TNF эксперты обсудили электрификацию флота ГРП, отметив потенциал, но и ограничения, требующие анализа.

Увеличение мощности при снижении расходов 

Гидроразрыв пласта (ГРП) — ключевой метод добычи трудноизвлекаемых углеводородов в нефтегазовой отрасли. Технология заключается в нагнетании под высоким давлением жидкости с пропантом, создающим трещины в породе для притока нефти или газа. Традиционно флот ГРП работает на дизеле, но активно развиваются электрические версии, обещающие революцию в отрасли.

Электрический флот ГРП использует электроэнергию для питания насосов, закачивающих жидкость. Источники энергии — ЛЭП, газовые генераторы на СПГ, КПГ или попутном газе с месторождения. Это снижает расходы на топливо, составляющие до 30% затрат ГРП, на 80%, делая технологию экономически выгодной.

Электрические системы имеют КПД 41–43% против 36% у дизельных, что повышает энергоэффективность. Они обеспечивают точную закачку жидкости, улучшая качество ГРП и снижая риски поломок. Электродвигатели долговечнее (до 30 тыс. часов работы) и выдерживают высокие нагрузки, что важно для трудноизвлекаемых запасов.

Универсальность определяет перспективы 

Электрический флот ГРП пока не вытеснил дизельные установки из-за ограничений эксплуатации и инфраструктуры.

«Суперобъемы и супердавления понадобятся нам по мере увеличения добычи трудноизвлекаемых углеводородов», — поясняет директор программ по развитию технологий ГРП компании «Газпром нефть» Ильдар Файзуллин.

Электрический флот требует много энергии, недоступной на удаленных месторождениях. Нужны мощные ЛЭП или газовые генераторы, но их строительство и логистика газа дорогостоящи.

Электрические системы ограничены: генераторы и аккумуляторы занимают место, что проблематично на компактных площадках. Оборудование чувствительно к климату: зимой нужен подогрев, летом — охлаждение, что усложняет работу в Сибири или Арктике.

Перспективы электрификации привлекательны. Разрабатываются мобильные энергоустановки.

«Такие объемы энергии потенциально можно подвозить в «пауэрбанках» на колесах», — добавляет Файзуллин. Это снизит зависимость от ЛЭП и повысит гибкость.

Для традиционных месторождений хватает 4–6 МВт, но для сложных запасов, вроде баженовской свиты, нужны большие мощности. Электрический флот экономичен, но дизельные установки останутся актуальны без развитой инфраструктуры.

Перспективы и вызовы электрификации 

Электрификация флота ГРП — это шаг к устойчивому развитию и снижению затрат в нефтедобыче. Успех зависит от инфраструктуры, технологий и инвестиций. Основной вызов — адаптация оборудования к суровым условиям, особенно в России, где нужны морозостойкие и автономные решения. 

Также важно обучить персонал управлению электрическим флотом. Экономическая целесообразность вызывает вопросы: несмотря на экономию топлива, начальные затраты высоки, и их окупаемость зависит от снижения расходов и роста производительности. Электрификация открывает перспективы для возобновляемых источников энергии, таких как солнечные или ветровые станции, но эти решения пока экспериментальны и требуют исследований.  

Перейти на полную версию сайта