Экспертный совет РИА «СуперОмск» пристально изучает вбросы, трактовки, слухи и домыслы, которые традиционно окутывают основные события в жизни омской политической и бизнес-элиты, и, отделяя факты от мифов, представляет на суд читателей свое видение истоков произошедших за неделю информационных потрясений.
СОБЫТИЕ: УВОЛЬНЕНИЕ С «ВОЛЧЬИМ БИЛЕТОМ» Суть события: проработав ровно полгода на должности главного экономиста области, почти что федеральный чиновник Александр Третьяков в декабре неожиданно для многих покинул свой пост. Само по себе увольнение очередного министра экономики в регионе стало делом обыденным. Триппель и Высоцкий «ушли» также скоропостижно и с весьма туманными формулировками. Но даже на их фоне отставка Третьякова стоит особняком. Клеймо «провалил важное для Путина направление», которое ставит под сомнение профессионализм некогда успешного омского бизнесмена, мецената и политика, удостаивается получить далеко не каждый. Собственно, на нашей памяти – никто. И уж точно человек, который на посту менее года, не может отвечать за годовую работу всего правительства по «майским» направлениям, разве что его намеренно пытаются сделать «козлом отпущения». Миф № 1. «Метил на трон» Часть экспертов еще до назначения Александра Третьякова министром указывала на его чрезмерные амбиции. Человек, который ранее имел виды на мэрское кресло, после стольких лет вряд ли снизил планку и очевидно видел себя преемником Виктора Назарова. По слухам, ему в вину ставилось «барское» поведение в стенах правительства, стремление решать вопросы, минуя первых замов, а также попытки сразу после назначения спозиционировать себя в качестве игрока на омском политическом олимпе. Поэтому временный альянс топовых чиновников во главе со Станиславом Гребенщиковым попросту слил толком так и не вошедшего в должность чиновника, а для подстраховки выписал ему «волчий билет». Вердикт: Каким бы амбициозным ни был теперь уже бывший министр экономики, реальных политических шагов по продвижению на омский управленческий трон за ним замечено не было. Омские кулуарные распри стары как мир, но они, как правило, заканчиваются простым уходом под нейтральным предлогом. Поэтому за столь необычным для омской власти поступком явно стоит что-то большее. Миф № 2. «Западный заход» Наибольшее распространение получила версия о том, что Третьякова «отчислили» из рядов правительства в особо жесткой форме за то, что аффилированная с ним фирма попыталась забрать подряд на строительство 18-километрового участка Западного обхода. Тем самым главный экономист вступил в конфронтацию с влиятельным министром Гребенщиковым. Последний, несмотря на «охотничий» скандал, последовательно укрепляет свои позиции и теперь, похоже, все чаще примеряет мантию «серого кардинала» омского правительства. Именно он якобы и подобрал подходящие слова для Виктора Назарова, который дал молчаливое согласие не ограничиваться стандартной формулировкой «по собственному», а информационно линчевать Третьякова. Вердикт: Версия хотя и стройная, но не без существенных изъянов. Во-первых, фирма Третьякова ООО «Ленпромстрой» выиграла подряд, но сразу же отказалась от него, сославшись на невозможность внести смехотворный по меркам серьезного бизнеса 5-миллионный гарантирующий взнос. Тем самым подряд достался удобному для Гребенщикова ДРСУ-6. Было бы еще понятно, если бы подобная уступка делалась в обмен на более политкорректную или хотя бы лаконичную формулировку увольнения. В сложившейся же ситуации обиженный Третьяков, скорее всего, до конца боролся за контракт, отомстив своим обидчикам, и ушел с него на весьма «затратных» для противоположной стороны условиях. Вместе с тем латентное напряжение у одиозного министра экономики со становящимся в отсутствие Гамбурга всемогущим Гребенщиковым со всей очевидностью было, но едва ли оно могло стать первопричиной столь скорой расправы. Ведь те же Триппель и Высоцкий тоже имели шероховатости с минстроем, но ушли без столь серьезного имиджевого ущерба. Миф № 3. «Сожрал коллектив» Версия о том, что минэкономический коллектив «съедает» своих боссов, появилась и на этот раз. Имеющие опыт слива неудобных руководителей клерки из минэконома и в этом случае применили свои навыки. Они попросту сорвали в нужных местах важные сроки, тем самым обеспечив своему куратору столь бесславную отставку. Вердикт: Противоречит этой версии уход за время работы Третьякова из минэконома нескольких профессиональных кадров, которые были на своих направлениях безусловными лидерами мнений. Поэтому Третьякову, вероятнее, удалось провести точечную «чистку рядов», нежели коллектив «слил» своего босса. Своя версия «Подорвался на административной мине». Первое, что бросается в глаза, это царящее в здании на Красном Пути недоумение по поводу «по-лужковски» жесткой отставки. Значительная часть близких к телу чиновников не понимают, за что с Третьяковым так жестко обошлись. Чаще речь в кулуарах идет все-таки о некоем эмоциональном, спонтанном и неожиданном решении. По всей вероятности, Третьяков попал в ловушку своего предшественника. Сокращения в рядах минэконома, а также значительное увеличение функционала, который взвалил на свои плечи Высоцкий, заставили остатки коллектива работать с перенапряжением, из последних сил. При этом новый начальник добавил задач, связанных, в частности, с подготовкой к субсидированию близких ему гостиничных и туристических бизнесов, а его игра по-крупному на поле госзаказа еще и начала подставлять ключевых замов. В результате пошли увольнения (в том числе «по собственному») ключевых специалистов, а главное – начало заваливаться одно стратегическое направление за другим. А провалы на самых важных для первых лиц области фронтах, да еще и в конце года, когда Москва требует от регионов победные итоговые реляции, выглядит не иначе как «подстава». Видимо, вовремя поданные и грамотно «упакованные» просчеты Третьякова, благо аппарат главы региона умеет это делать, помноженные на очень уж вовремя вскрывшуюся информацию об участии аффилированной с министром фирмы в юбилейном проекте (разумные люди едва ли поверили, что публикация информации об аффилированности министра со всеми этими событиями совпала случайно) и дополненные намеками на губернаторские амбиции главного экономиста переполнили чашу терпения главы региона. Возможно, в один прекрасный момент он просто высказал своему младшему коллеге все эти соображения. А, зная непростой нрав Третьякова, можно с уверенностью сказать, что отмалчиваться тот не стал… Таким образом, отставка с такой формулировкой скорее похожа на театр абсурда, где обиженные друг на друга чиновники сгоряча, вполне «по-пацански» приняли никому не выгодное решение. К слову, если этот спектакль кто-то срежиссировал, то он явно ставил своей главной целью предотвратить второе пришествие экс-министра экономики в омскую политику. |
СОБЫТИЕ: «САБОТАЖ ПУТИНСКОГО НАКАЗА» Суть события: в последнее время разве что ленивый не предсказывал омскому мэру потерю статуса «избираемый», а самому городу-миллионнику – переход к институту сити-менеджмента. По логике вещей, Омск должен был находиться в первых рядах реформистского движения, так как он, да еще, может быть, Владивосток, в первую очередь ассоциируются с систематическими громкими конфликтами областных и городских элит. Учитывая, что три четверти регионов России уже выполнили завет президента, «стояние на Оми», по меньшей мере, настораживает. Подливает масла в огонь и то рвение, с которым областные чиновники исполняют, например, «майские указы». Тем удивительнее в сравнении их демонстративное пренебрежение к исполнению этого знакового путинского поручения. Версий этого скрытого саботажа, понятное дело, несколько. Миф № 1. «Всесильное лобби» Как обычно, большинство голосов набирает самая очевидная версия – реформу стопорит лобби. Прежде всего, не в восторге от перспектив переизбираться депутаты горсовета, большинству из которых их статус обошелся в копеечку. Более того: новая система избрания еще и спутает карты наиболее опытным из них, ведь прикормленные ими за долгие годы округа наверняка будут перенарезаны. Тем проще им «затравить» любого, кто возвысит голос в поддержку инициативы федералов – традиции популизма и «частичного майдана» в нынешнем составе депутатов укоренились очень глубоко. Надавить же на нынешний состав народных избранников гораздо сложнее, чем на все прежние, ведь управляемость горсовета со стороны города и области поэтапно и почти полностью утрачена. Сегодня городской законодательный орган представляет структуру из трех-четырех противостоящих друг другу альянсов, и заставить столь разношерстную публику принять невыгодное им консолидированное решение исполнительной власти ох как не просто. Заксобранию муниципальная реформа особых выгод также не принесет. Сейчас каждый депутат имеет на своей территории в той или иной мере отлаженную систему влияния, и менять что-то столь радикально нынешнему составу не имеет смысла. Как следствие, депутаты не хотят браться за эту работу, подменяя реальные действия всевозможными форумами, совещаниями и советами. Сам же господин Варнавский, обязанный своим статусом демократическому прошлому, чувствует себя на фоне слабых исполнительных властей превосходно, и уж точно не будет бежать в этом вопросе впереди них, рискуя подорвать свою демократичную репутацию в глазах знакомых и коллег по Совету Европы. Вердикт: Версия хотя и выглядит правдоподобной, но имеет глубокое внутреннее противоречие. В регионе просто не существует ярко выраженного влиятельного конечного интересанта сохранения выборности мэров и нынешних принципов избрания депутатов горсовета. А противодействие депутатского корпуса вполне можно преодолеть волей и ресурсами региональных властей и лично губернатора. Ведь когда действительно потребовалось решить вопрос с назначением Галины Горст и ввести необходимую Юрию Гамбургу должность, даже сильное сопротивление лоббистов было успешно подавлено, несмотря на явный внутренний саботаж. Миф № 2. «Козел отпущения» Еще одним мифом является вброс версии о том, что реформу тормозят областные стратеги, желающие повесить все промахи подготовки к 300-летию города, равно как и упущенные федеральные «пряники» на Вячеслава Двораковского. Ведь старт реформы неминуемо приведет к отставке мэра, и за все городские проекты придется отдуваться оставшимся у власти областным чиновникам. А сити-менеджер в самый разгар «оргвыводов» по юбилею только-только будет вступать в должность. Якобы поэтому ход реформы искусственно придерживают, пытаясь как можно дольше сохранять на посту будущего главного виновника разборок. Вердикт: Версия также выглядит несостоятельной. Учитывая ситуацию с «Мостовиком» и само качество городского управления, на имеющего колоссальный антирейтинг мэра все и без того уже смотрят как на технического исполнителя, никак не влияющего на принятие значимых юбилейных решений. Если в других регионах сити-менеджеры возглавляют областные столицы де юре, то нам повезло куда больше: у нас вот уже почти три года де факто. И очевидно, что при любых раскладах за омский юбилей спросят именно с первого лица области и его приближенных. Миф № 3. «Сонное царство» Кадровый дефицит в областной команде, помноженный на недооценку последствий срыва поручения Путина действительно может существенно стопорить развитие реформы. Ведь четких сроков вроде бы не обозначено, да и решение о том, насколько радикально будет перестроена муниципальная власть, принимается на региональном уровне. Наглядным выглядит ситуация с этой реформой в области. Менее чем через год пройдут выборы большинства глав районов и райцентров. Самое время избавить бюджет от дополнительной нагрузки и систематически ликвидировать администрации мелких райцентров, а также перераспределить полномочия районных властей в пользу глав поселений и усилить крупные города областного подчинения. Но, как и в городе, который уже сам начал себя реформировать (вспомним совещания на эту тему представителей АСДГ со всего Зауралья, проведенные Андреем Подгорбунских), инициатива и в этом направлении областными чиновниками утрачена: вместо того, чтобы отдать деньги главам поселений, они переданы на весь предвыборный год главам районов. То есть теперь с ними уже просто не о чем будет договариваться, а главы поселений вынуждены будут идти к ним на поклон, задарма горбатясь на них на предстоящих выборах. Тем самым благоприятный момент для смены неэффективных глав районов потерян. А ситуация с реорганизацией райцентров вообще напоминает театр абсурда: она отдана на откуп главам районов. Хотя очевидно, что города областного подчинения должны получать ресурсы для опережающего развития, подобную реформу как раз в Калачинске провел Фридрих Мецлер, который попросту сократил свою бывшую мэрскую должность. К слову, кто-кто, а калачинцы заслуживают собственной власти. В остальных же районах какие-либо движения в этом направлении накануне выборов глав по понятным причинам отсутствуют. Вердикт: Как исключение из общего правила о том, что все витающие в информационном пространстве мифы обычно не представляют особой ценности, в данном случае «своя версия» во многом совпадает с указанной выше точкой зрения. По всей видимости, саботируют ситуационно важное поручение президента отнюдь не всесильное лобби или грамотные стратеги. Элементарное нежелание «ворошить осиное гнездо», а в равной мере и надежда на русское «авось» блокируют это важное реформистское начинание. |
СОБЫТИЕ: «ОМСК БЕЗ БОГА» Суть события: накануне самого теплого за последние несколько лет «Крещения» всем омским православным сообщили о том, что искупаться в проруби они смогут только далеко за городской чертой. Для ставшего уже традиционным для многих омичей обряда «купания в проруби», который ранее пользовался покровительством омских властей, в областном центре второй год подряд не нашлось места. Единственная работающая купель на «Зеленом острове», как выяснилось, принадлежит клубу «Моржи» и по неведомым простым смертным причинам не может быть использована для массового мероприятия. Казалось бы, мелочь, однако обсуждать эту новость наблюдатели принялись весьма живо, анализируя все имевшиеся в прошлом шероховатости между омской мэрией и представителями ведущей в России религии. Миф № 1. «Религиозный подтекст» Первой набрала обороты версия о намеренном саботировании крещенских купаний в Омске. В блогах и на форумах неоднократно проходила информация о приверженности большей части верхушки мэрии к еврейской национальной культуре. Нынешняя ситуация с купелями объясняется в этом контексте не иначе как нежеланием чиновников создавать условия для внутренне чуждого им праздника. Вердикт: Конечно, вероисповедание у чиновников может быть разное, однако, учитывая политические риски, едва ли одно оно могло послужить должным мотивом для целенаправленного лишения жителей города возможности искупаться в проруби. Миф № 2. «Конфликт чиновников с православными иерархами» Еще одним мифом, плавно вытекающим из первой версии, стало предположение о том, что у топовых чиновников не сложилось с духовными скрепами в отношениях с представителями омского православия. Якобы омское духовенство неоднократно выражало недовольство градостроительными решениями мэрии, та же в свою очередь до минимума свела свое сотрудничество с епархией РПЦ. Вердикт: Публичных противостояний мэрии и омской епархии отмечено до сих пор не было. Но и совместных мероприятий, по сравнению с эпохой Шрейдера, стало заметно меньше. Видимо, имеет место определенное охлаждение отношений, но вряд ли за этим стоит серьезный конфликт. Миф № 3. «Какие вообще проруби, когда снег не чищен?» Третья группа наблюдателей объяснила это спорное решение банальным нежеланием чиновников на своих законных выходных проводить в Омске дополнительное весьма трудозатратное массовое мероприятия. Ведь мэрия пока в лучшем случае на «троечку» справляется даже со своим прямым функционалом – например, с очисткой улиц от снега. А учитывая, что основной организатор массовых мероприятий в городе – департамент культуры – формально этим заниматься не обязан, решение отказаться от купелей попросту лежит в общем русле политики нынешней команды, всемерно избегающей лишних движений. К слову, накануне выхода публикаций появились слухи о том, что на крещенские купания в бюджете города не заложили денег, а духовенство – не смогло или не пожелало оплатить выставленный ему счет. Вердикт: В стремлении чиновников избавляться от лишних дел нет ничего неожиданного. Но ранее вопросы организации религиозных торжеств традиционно решались в рабочем порядке. Своя версия В чем бы ни заключалась причина нежелания департамента культуры брать допнагрузку и организовывать еще одно массовое мероприятие для верующих, сложившаяся ситуация все больше свидетельствует о постепенном ослаблении влияния православного лобби на органы власти. Ранее подобные вопросы решались митрополитом Феодосием одним звонком губернатору или мэру. Сейчас же, со всей очевидностью, его преемник Владимир имеет все меньше возможностей представлять в городской власти интересы верующих. К слову, и сами чиновники второй год подряд поступают не слишком дальновидно. Ведь не важно, что движет теми, кто ныряет в студеную воду: вера, стремление доказать себе и продемонстрировать «силу духа» или просто сделать неординарное селфи, но предоставить эту возможность жителям города в сложившейся в стране обстановке власти морально обязаны. |
Экспертный совет РИА «СуперОмск»