В Омской области продолжается реализация муниципальной реформы. Напомним, что ее суть заключается в изменении модели управления, т. е. перехода от двухуровневой системы на одноуровневую. «СуперОмск» подсчитал, какие юридические изменения произошли в районах области в рамках реформы к декабрю 2025 года.
В ходе муниципальной реформы было запланировано, что округа будут состоять из сельских поселений, городского поселения или районного центра, а то, что раньше называли в целом районом, будет называться муниципальным округом.
Согласно подсчетам «СуперОмска», в рамках муниципальной реформы по состоянию на 17 декабря 2025 года создано 295 юридических лиц с видом деятельности «органы местного самоуправления».
Первую стадию через регистрацию советов района в качестве юридических лиц прошли все 32 субъекты региона. Первым 24 января 2025 года зарегистрировался Любинский, а последним 24 ноября Усть-Ишимский район. Процедуру избрания глав и создание районных администраций прошли 29.
Большая часть юрлиц (129) – это администрации сельских округов, преобразованных из сельских поселений. В свою очередь, их главы становятся муниципальными служащими.
Впрочем, это не единственная форма преобразования администраций. Так, в Тевризском районе сельские поселения реформировали в территориальные отделы. На момент подготовки материала создано 9 территориальных юрлиц. Причем их форма собственности обозначена как муниципальное казенное учреждение. Например, администрация Петровского сельского поселения стала МКУ «Петровский территориальный отдел» муниципального округа Тевризский район Омской области.
Изменения претерпели и подразделения органов власти в администрациях районов. Так, бывшие отделы, на которые были возложены оперативные функции, преобразовываются в управления и комитеты.
Управления можно называть самостоятельными органами районных администраций. Они обеспечивают конкретные задачи, сформулированные в их названии. Кроме того, они могут издавать самостоятельные правовые акты.
Комитеты же представляют собой структурные подразделения, которые создаются и функционируют на постоянной основе по приоритетному направлению деятельности администрации.
На каких административных единицах сделали выборы районы, можно проследить по их так называемым приоритетам. Так, например, комитет финансов и контроля создан во всех районах именно в такой форме. Вероятно, таким образом более универсально будет выстроено бюджетное взаимодействие администраций с Министерством финансов Омской области.
Под структуру управлений большинство районов также отдали сферу сельского хозяйства. В Шербакульском, Тевризском и Исилькульском районах будут созданы управления по вопросам ЖКХ. В Исилькульском, Москаленском, Полтавском, Азовском, Таврическом, Тюкалинском, Оконешниковском и Одесском пожелали создать управления по культуре, в Оконешниковском и Горьковском – по делам молодежи, физической культуры и спорта, а в Азовском и Таврическом – имущественных отношений.
Пестрят районы, а может, и негласно соревнуются в названиях вновь созданных органов, стремясь отразить в них свое видение приоритетных задач. Так, например, в Таврическом и Одесском районах открыли Управление сельского хозяйства и продовольствия. Своя дорога – в Оконешниковском. Там создано Управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Тюкалинский предпочел иметь в названии «сельских территорий и сельского хозяйства».
Наблюдается и некоторая эклектичность в наименовании управлений:
Марьяновский район – строительства и ЖКХ;
Шербакульский район – ЖКХ, газификации и жизнеобеспечения;
Называевский район – строительства, муниципального имущества и закупок, жилищно-коммунального комплекса и сельского-хозяйства;
Исилькульский район – строительства, архитектуры, имущества и вопросам ЖКХ.
Любинский (управление образования);
Марьяновский (Управление строительства и ЖКХ);
Исилькульский (управление строительства, архитектуры, имущества и вопросам ЖКХ; управление образования; управление культуры);
Горьковский (управление по делам молодежи, физической культуры и спорта);
Называевский (управление строительства, муниципального имущества и закупок, жилищно-коммунального комплекса и сельского-хозяйства; управление дорожного хозяйства и благоустройства);
Москаленский (управление сельского хозяйства и продовольствия, управление образования, управление культуры);
Тевризский (управление строительства и ЖКХ, управление сельского хозяйства);
Полтавский (управление контрактной системы; управление по развитию территорий; управление сельского хозяйства; управление капитального строительства; управление культуры);
Саргатский (управление образования);
Азовский (управление имущественных отношений; управление культуры; управление сельского хозяйства);
Павлоградский (управление сельского хозяйства);
Таврический (управление образования; управление сельского хозяйства и продовольствия; управление имущественных отношений; управление культуры);
Шербакульский (управление ЖКХ, газификации и жизнеобеспечения; управление сельского хозяйства; управление образования);
Тюкалинский (управление культуры, управление сельских территорий и сельского хозяйства);
Оконешниковский (управление культуры; управление по делам молодежи, физической культуры и спорта; управление образования, управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности);
Одесский (управление культуры; управление сельского хозяйства и продовольствия).
По всей видимости, процесс формирования местных администраций муниципальных округов в Омской области еще продолжится. Как отметила в своем телеграм-канале министр внутренней политики региона Анастасия Терпугова, переходный период по преобразованию территорий продлится до 1 января 2027 года.
По ее словам, в течение 2027 года Законодательным Собранием Омской области будут приняты законы о перераспределении полномочий между региональной властью и муниципалитетами.