Кому выгодны виртуальные отставки в облправительстве, кто мутит воду в тарифном котле городского транспорта и о чем молчит Мединский

Экспертный совет РИА «СуперОмск» пристально изучает вбросы, трактовки, слухи и домыслы, которые традиционно окутывают основные события в жизни омской политической и бизнес-элиты, и, отделяя факты от мифов, представляет на суд читателей свое видение истоков произошедших за неделю информационных потрясений.

ГОРЕ-ВЕСТНИКИ ОМСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕРЕВОРОТОВ

Вот уже которую неделю в топы региональных событий входят очередные слухи о скорой отставке тех или иных чиновников из региональной команды. Свой пост, по мнению «осведомленных», уже должны были покинуть такие видные чиновники, как Синюгин, Гребенщиков, Войтенко, Артемов и, конечно же, сам Виктор Назаров. Более того, отдельные СМИ и «новомодные» блогеры вроде Яна Зелинского неожиданно взяли курс на «торпедирование» некоторых «персональных врагов» из числа випов, язвительно указывая на малейшие их недоработки (а чаще попросту отрабатывая на сей счет методику «поток сознания»). Именно так выглядят попытки «интеллигентного троллинга» главы аппарата губернатора Владимира Компанейщикова в личном блоге Зелинского на ресурсе БК55 (да, к слову, и остальные, куда менее интеллигентные или хотя бы обоснованные публикации данного ресурса по Компанейщикову).

Градус политического напряжения, подогреваемый волной слухов, компроматных вбросов, сенсационных разоблачений и домыслов, зашкаливает, несмотря на крещенские морозы. Вполне логично, что экспертный совет РИА «СуперОмск» задался вопросом, чем вызван такой информационный ажиотаж вокруг областных чиновников и почему именно исход января стал отправной точкой для старта информационного «цунами», судя по тональности публикаторов, предвещающего никак не меньше, чем смену всей региональной управленческой команды.

Версия первая: «Есть интересант»

Конец 2014 года ознаменовался активностью потенциальных претендентов на губернаторский пост. Из Москвы приходила недвусмысленная информация о том, что дни регионального чиновничьего бомонда сочтены и в год Овцы омичи покорно изберут себе нового губернатора.

На эту уловку клюнуло как минимум двое политиков, желающих взобраться на региональный трон.

Наиболее активно себя проявил омско-московский депутат Олег Денисенко, совершивший несколько удачных вояжей в районы Омской области и в разы повысивший собственную цитируемость в омских СМИ. Однако уже в ноябре, судя по всему, весьма осведомленный силовик, со всей очевидностью первым же и отказался от своих планов, исчезнув с омских передовиц.

Крайне осторожно и в основном административно-кулуарными методами стал готовиться к возможной политической борьбе Вячеслав Синюгин. Он, в случае досрочной отставки своего босса, вполне может стать исполняющим обязанности со всеми вытекающими последствиями. Делая вид, что пост №1 в регионе ему не интересен, политик провел цикл переговоров как внутри чиновничьего «улья», так и с интересантами вне его на предмет будущей поддержки, если таковая понадобится. К слову, и он после «жесткой» отставки Третьякова лег на дно.
На сегодняшний день каких-то целенаправленных действий, которые можно назвать подготовкой к выборам губернатора, ни одна политическая сила не ведет. Боятся они фальстарта или имеют московский инсайд, ясно одно: медийное «цунами» не является следствием «заказа» очередного желающего сесть на губернаторское кресло.

Версия вторая: «Спрос рождает предложение»

Вслед за долларовой паникой, случившейся накануне Нового года, в январе в регионе начала складываться обстановка полноценного политического психоза. Судебные процессы, громкие отставки и латентные конфликты повысили интерес к «желтым» политическим новостям. Практически каждое омское СМИ стало еженедельно обновлять свои политические сводки, пытаясь перещеголять конкурентов вбросом новой сенсационной новости. А при дефиците инсайда прогнозы новых отставок зачастую основываются не на фактах и тенденциях, а становятся следствием конъюнктурных домыслов политических комментаторов. Поэтому нынешний рост количества «жареных» политических новостей является скорее следствием повышенного спроса на аппаратные изменения, нежели объективным отражением реальной ситуации в омском регионе.

Безусловно, версия весьма логична, но схожие условия в регионе складывались не единожды. Однако при этом такого количества слухов об отставках в высших эшелонах власти не было, пожалуй, никогда.

Версия третья: «Внутриправительственные войны»

Еще одной версией, объясняющей истоки январского политического бума, является гипотеза о развернувшейся конкурентной борьбе внутри региональной иерархии. Аппаратные конкуренты дисквалифицированного Юрия Гамбурга встрепенулись и начали борьбу за передел сфер влияния с применением технологии управляемого информационного «слива». Если это так, то регулярно транслируемые из облправительства слухи о якобы готовящихся отставках следует рассматривать в контексте междоусобных конфликтов на высшем региональном уровне.

Версия весьма правдоподобная, учитывая врожденную для чиновников тягу к расширению полномочий. К слову, предновогодняя публикация компромата в отношении Виктора Назарова действительно льет воду на мельницу этой версии. Откровенно притянутые за уши попытки увязать губернатора с уголовным делом Гамбурга, вероятно, призваны убедить Виктора Назарова в необходимости дистанцироваться от одиозного перзама, ускорив де-юре его отставку. Если это так, то в скором времени появятся новые откровения о «темной» стороне работы омского чиновничества.

Своя версия: «Политическая рыбалка»

По мнению Экспертного совета, ситуация объективно не располагает к массовой политической истерии. Скорее всего, летающий в умах призрак весенних отставок губернаторов, не попавших в прошлый выборный год, не обходит стороной и омских наблюдателей. Многие пытаются опередить других и угадать будущего преемника, сделав на него верную ставку. Именно поэтому в СМИ превентивно сливают компромат или слухи, направленные против конкурентов.

Ближайшим поводом для очередного всплеска кривотолков станет поездка Виктора Назарова в конце января-начале февраля в Москву. По всей вероятности, к апрелю-маю количество апокалиптических прогнозов в отношении чиновников региональной команды достигнет максимального уровня и резко пойдет на спад летом, после истечения последнего срока возможной «управляемой» отставки главы региона.

 

CUI PRODEST: КОМУ ВЫГОДЕН «КОТЛОВОЙ» КОШЕЛЕК ТРАНСПОРТНЫХ СУБСИДИЙ?

Явно недооцененным событием недели стала неожиданная перепалка в СМИ между мэром и губернатором по поводу размера тарифа на проезд. Ситуация уникальна позициями сторон. Если раньше дискутирующих о цене проезда можно было поделить на тех кто, за прежнюю цену, и тех, кто хочет ее повысить, то сейчас губернатор предложил радикальное изменение принципа расчета стоимости проезда и субсидирования. Тем удивительнее категоричная реакция мэра, который присвоил позиции губернатора роль «фантазера», не разобравшегося во всех «тонкостях начисления предельной стоимости проезда».

Система транспортной тарификации уже давно вызывает вопросы. Первое, что обращает на себя внимание, это отсутствие достоверных экономических расчетов цены проезда. Обследование пассажиропотока, которое делалось с глубокими нарушениями методики (трехчасовое обследование нескольких маршрутов явно не дает достоверного представления о точном количестве перевезенных пассажиров) выглядят скорее подгоном условий задачки под ответ, коим является обоснование роста тарифа и, как следствие, увеличение объемов субсидий. Расчет же доходности отдельно взятого маршрутного такси и вовсе выглядит гаданием «на кофейной гуще». Ведь прибыль «маршрутки» невозможно определить, пока пассажиры передают деньги в руки водителя. Исходя из этого, новые предложения поднять тариф скорее строятся на логике «все дорожает и нам пора взвинтить цены», нежели на точном расчете затрат на организацию пассажирских перевозок и доходов, полученных от них.

Экспертный совет РИА «СуперОмск» решил разобраться, кому выгодна действующая система исчисления стоимости проезда и кто заинтересован в ноу-хау, предложенном губернатором.

Что выгодно городскому пассажирскому транспорту?

Многострадальным ПАТП от роста цен на проезд, видимо, «ни холодно», «ни жарко». Вряд ли от повышения цены билетика зарплаты водителей и кондукторов повысятся, а уж тем более – автопарки пополнятся новыми автобусами. По крайней мере, предыдущее повышение цен на бюджетном пассажирском транспорте никак не отразилось.

Что выгодно правительству?

Региональным чиновникам транспортные субсидии как «кость в горле». У них своих трат предостаточно, и поэтому цель минимизировать эту статью, наверное, уже неоднократно ставилась перед целым рядом руководителей профильных министерств. Попытки радикально решить вопрос в прошлом году закончились шантажом в виде отказа мэрии от обслуживания пригородных маршрутов, что спровоцировало шквал общественного недовольства. Несмотря на экспериментально полученный областью негативный опыт «взаимодействия» с городом, попытки снизить объемы транспортных субсидий не прекращаются. Идея губернатора является логичным продолжением этого процесса, хотя и на принципиально новом уровне.

Что выгодно мэрии?

Исторически сложившаяся система «на руку» мэрии. За каждую льготную перевозку городская власть получает областную субсидию, и чем выше цена, тем больше компенсация. К слову, направления трат субсидий жестко не регламентируется и поэтому часть от их объема может быть направлена на совершенно иные нужды. Не удивительно, что мэрия всеми силами пытается сохранить сложившуюся систему.

Что выгодно частным автоперевозчикам?

По статистическим данным, крупнейшие частные автоперевозчики после последнего повышения цен модернизировали свой автопарк на 40%, значительно увеличив количество единиц подвижного состава и повысив их качество. Естественно, при убыточном тарифе сделать это не представляется возможным.

Однако не исключено, что многие из обновивших свой автопарк иномарками прибегли к кредитным схемам, и в связи с динамикой валютного курса теперь либо кусают губы, либо ищут любые механизмы лоббирования повышения тарифов, не скупясь на аргументы. Во всех смыслах.

Таким образом, отказ от «моточков» с билетами, висящих в маршрутных такси под надписью «просьба самим отрывать себе билет» и переход всего городского транспорта, как частного, так и муниципального, на единую систему «юридически значимого» учета количества поездок (например, посредством электронных карт или других объективных механизмов), невыгоден ни мэрии, зависимой от субсидий, ни частным перевозчикам, которые в сложившейся системе легко могут маскировать сверхприбыли.

Поэтому лоббистов сложившейся системы тарификации явно следует искать среди этих основных игроков рынка пассажирских перевозок, которые будут и впредь «играть на повышение», поочередно будируя тему и устраивая круглогодичную истерику на данный счет.

На сегодняшний день очевидно, что новые инициативы, даже если они идут от губернатора, обречены на критику и саботаж. Следовательно, очередное повышение цен, скажем до 25 рублей, является лишь вопросом времени.


О ЧЕМ PROMOЛЧАЛ ВЛАДИМИР МЕДИНСКИЙ?

Необычайно бурно в СМИ на прошедшей неделе обсуждался визит министра культуры России и по совместительству очередного главы оргкомитета по подготовке омского 300-летия Владимира Мединского. Между «Левиафановыми» мытарствами и открытием собора в Кургане министр решил проинспектировать ход подготовки омских праздничных строек. Несмотря на дефицит времени и ограниченное общение с прессой, сообщений о визите дорого гостя было как никогда много. СМИ комментировали буквально каждый шаг министра, обсуждая любую его гримасу, поведение или фразу на том или ином объекте. По традиции чиновники оградили руководителя оргкомитета от визита на основные омские недострои, пытаясь нарисовать ему образ будущего юбилея, основываясь на небольших и более родных его сердцу культурных объектах.

За обилием поверхностной информации о визите министра без ответа осталось несколько важных вопросов.

Во-первых, дорогой гость несколько раз намекал на дефицит юбилейного бюджета, пытаясь не озвучивать уже прошедшую в экспертной среде информацию об очередном секвестре юбилейного пирога. Очевидно, что попавшие в список обязательной реконструкции «Галерка» и Цирк станут последними объектами, которые удастся отремонтировать к юбилею. Но пока остается загадкой, что еще, помимо метро, аэропорта и гидроузла, «пойдет под нож».

Во-вторых, неловкое оправдание задержки сроков возведения большинства юбилейных омских строек частой сменой рулевых оргкомитета, которое министр изложил в федеральных СМИ, несомненно, является показателем зреющего в Москве недовольства качеством организации так не вовремя выпавшего юбилея. По всей видимости, министр и губернатор все чаще получают нагоняи, и нынешний визит был посвящен подготовке отговорок, которые будут изложены на более серьезном заседании оргкомитета 10 февраля 2015 года в Москве.

В-третьих, робкие, но последовательные попытки окультуривания юбилея являются вынужденной мерой, направленной на минимизацию негативных последствий от полного провала инфраструктурной модернизации города. Фактически полностью сорваны планы массового юбилейного капремонта, дорожного строительства и замены подземных коммуникаций. В суровой действительности растворились до 70% объектов первоначального плана. Те несколько детских садов, поликлиника и горстка качественно отремонтированных домов, которые городу удалось в итоге получить, больше похожи на план его ежегодного развития, а не на масштабные мероприятия к 300-летию миллионника. Эти мероприятия, учитывая остроту проблемы, власти обязаны провести и без юбилея. Но общий дефицит мероприятий теперь заставляет позиционировать даже планы реконструкции «Галерки» и комплекса улиц Валиханова и Ленина в качестве локомотива подготовки к празднику.

Конечно, эксперты нашего Совета не склонны заранее ничем «посыпать голову», но определенные промежуточные итоги подготовки к юбилею уже налицо:

Во-первых, объекты, способные дать толчок развитию города, такие как аэропорт или гидроузел, на наших глазах уходят в небытие. Их сменили красивые, культурные, но, увы, бесполезные с точки зрения развития экономики объекты.

Во-вторых, как ни прискорбно, Омск упустил возможность использовать юбилейную дату для решения многих застарелых проблем. Инфраструктурного бума не случилось. А все попытки заявить о том, что строительство крупных объектов будет продолжено после юбилея, являются утешительным самообманом.

В-третьих, в очередной раз встал вопрос о лоббистском потенциале нынешних региональных випов, которые так и не смогли отстоять основные объекты омского юбилея.

По факту пока получается, что к празднованию из крупных инфраструктурных объектов Омск получит только окружную дорогу. Что тоже символично, ведь по ней город будет удобнее объезжать стороной.

Экспертный совет РИА «СуперОмск»

Перейти на полную версию сайта