В Омске банкротят стратегический нефтезавод

Предприятие получило ряд крупных исков от банков на сумму более 700 миллионов рублей, а также имеет определенные проблемы с природоохранной прокуратурой.

В арбитражном суде Москвы в конце января были зарегистрированы иски о самобанкротстве предприятий, входящих в нефтеперерабатывающий холдинг омского бизнесмена Валерия Федотова. Решение о несостоятельности готовится в отношение поставщика сырья «ВСП Процессинг», переработчика «Крутогорский НПЗ» и «ВСП Траст», которое предоставляло нефтезаводу оборудование в аренду. По данным «Коммерческих вестей», Альфа-банк, Собинбанк и Газпромбанк предъявили в общей сложности этим компаниям иски на более чем 550 млн рублей, плюс к этому на более чем 2,1 млн долларов.

Стоит обратить внимание на то, что Крутогорский НПЗ был включен в Стратегию развития Омской области до 2025 года, утвержденную губернатором в 2013 году. Предприятие должно было входить в один из приоритетных кластеров - нефтепереработки и нефтехимии. На базе завода предусматривалось развивать новую производственную площадку с кратным увеличением объемов переработки нефтяного сырья и строительством комплекса производств по выпуску нефтехимической продукции. При этом глава концерна Валерий Федотов является председателем экспертного Совета по стратегическому развитию и конкурентоспособности при губернаторе Омской области.

Федотов – врач по образованию  может считаться одним из самых закрытых представителей крупного бизнеса, почти не фигурирует в прессе и публичном пространстве. На сайте компании раздел с каталогом продукции пуст, а последние новости датируются ноябрем 2012 года.

Крутогорский НПЗ возник на  базе склада ракетного топлива, входившего в структуру по испытаниям самых мощных на то время в мире ракетных двигателей системы «Энергия — Буран». В 2006 году фирма Федотова «Кортеж», изначально занимавшаяся организацией отдыха на Черноморском побережье, выкупила объект, известный также как химзавод № 3 и начала строить нефтезавод. Предприятие начало работать на полную мощность в 2009 году.

Не так давно у предприятия возникли проблемы с контролирующими органами. Природоохранная прокуратура установила, что с августа 2013 года завод выбрасывал загрязняющие вещества из 35 источников в объеме 8 тыс. тонн в год, не имея на то разрешения. Ведомство предписало приостановить выбросы до оформления необходимых документов, то есть, по сути, прекратить работу. При этом сообщение прокуратуры датируется 26 января, то есть именно тем самым временем, когда в столичный арбитраж начали поступать иски о самобанкротстве.

По данным «СуперОмска», негласным покровителем Крутогорского НПЗ являлся отстраненный ныне от должности первый зампред омского правительства Юрий Гамбург. Таким образом, после того, как чиновник попал в опалу и оказался в СИЗО, предприятие, включенное в Стратегию развития и ожидающее бюджетной поддержки, попало под натиск как кредиторов, так и правоохранительных органов. Текущая ситуация вполне может рассматриваться как «дружественное банкротство» с попыткой реструктуризировать бизнес, а также избежать перехвата привлекательного актива заинтересованными в этом лицами и структурами. Косвенно об этом свидетельствует перерегистрация предприятий в Москве из Омской области, что и привело к рассмотрению банкротства именно в столичном суде.

Перед правительством Омской области теперь встает вопрос о корректировке стратегического документа и переформатировании проекта нефтехимического кластера. Пока же ситуация не получила в кабинете министров всестороннего рассмотрения. Так, министр экономики Омской области Вадим Чеченко воздержался от комментария и сообщил корреспонденту «СуперОмска», что вопрос не относится к его ведомству.

Перейти на полную версию сайта