В ТОП-театре готовится премьера детского спектакля «Иван Царевич и серый волк». Рекомендованное возрастное ограничение 3+, продолжительность спектакля: 70 минут.
На минувших выходных в ТОП-театре прошли показы в рамках Лаборатории детских спектаклей «Новые истории – детям». Организатором Лаборатории является театральный критик и менеджер, помощник художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова, кандидат искусствоведения – Павел Руднев.
Во второй день лаборатории на суд зрителя, в большей степени юного, был представлен эскиз спектакля «Иван Царевич и серый волк». Автор пьесы – Светлана Баженова, постановщик – актер Ярослав Максименко. Надо отметить, что постановка оказалась по своей форме достаточно экспериментальной для Омска.
Новый проект заявлен с пометкой «сказка предков». А в мини-программке лаборатории в описании спектакля зрители столкнулись с тем, что напротив фамилий актеров, а их всего пять, заявлена далеко не одна роль. Самый большой интерес вызвали главные роли Ивана и Волка, в которых прописаны были и Иван Курамов и Антон Булавков. Как оказалось, зрителям самим предстояло выбрать, какому актеру какая роль достанется.
Выход актеров на сцену также оказался нетривиальным. Пятеро молодых ребят и девушек в славянской одежде спустились в зал, играя на русских народных инструментах. Актеры подходили к зрителям, предлагая сыграть на инструментах, пока основную мелодию на флейте вел актер Петр Щеклеин. Завоевав расположение детей таким музыкальным образом, герои постановки потом без труда обращались к зрителям за помощью поучаствовать в судьбах персонажей: достать меч из камня, заставить лететь ковер-самолет, разбудить Царевича, разорвать путы дремучего леса, выбрать, к какому обитателю сказки нужно идти Ивану и Волку. Что касается последнего, этим и оправдывалось количество ролей в программке. Актерам приходится воплощаться на ходу, больше всех ролей заявлено у Петра Щеклеина, который, согласно сценарию, может стать и Лешим, и Кощеем, и Соловьем-разбойником, и Змеем Горынычем. В минувшее воскресенье зрители познакомились с последним персонажем в исполнении Щеклеина, и неизвестно, кого будет в следующий раз играть многогранный Петр.
«Мы-то думали, нас ведут, а оказывается, что это мы вас ведем. И на самом деле это такая радость для зрителя. Что касается игровой основы – я не ожидала, что вы сможете настолько пустить зрителей в игру, которая захлестывает нас буквально с первого момента. С первых секунд мы начинаем вам доверять.
Мне, как искушенному зрителю, очень нравилось, что степень откровенности у каждого из вас была максимально стопроцентная. Вы настолько искренне играете, что хочется вовлечься, поэтому были такие толпы желающих детей выйти на сцену и поучаствовать», - обратилась к создателям спектакля во время обсуждения постановки Елена Мамонтова, заместитель художественного руководителя Омского ТЮЗа по творческой части.
Особо стоит отметить текст пьесы. Несмотря на то что постановка рассчитана на детей, тем более с такой минимальной маркировкой, как 3+, взрослому зрителю тоже было над чем посмеяться. Если детишки радовались отличной игре актеров, порой капризному Ивану, воющему от одиночества в лесу Волку, висящей на декорациях визгливой Жар-птице и Горынычу, скучающему без драконихи, то взрослая аудитория от всей души оценила иронию диалогов. Так, родители смеялись над нежеланием Ивана жениться, чтобы не попасть в «бабий подол», над Горынычем, который сетует, что Василиса не Прекрасная, а Премудрая, над Шамаханской царицей, которая требует замужества и убеждается, «хороша ли я», глядя во все возможные отражения. Отличной мизансценой стала история с Бабой-ягой, которая требовала от героев конспирации и искала среди зрителей смельчака, чтобы вынуть меч-кладенец для Ивана. Кстати, определенной полезной «изюминкой» стали пословицы, которыми перебрасываются герои.
«Светлана (ред.: Баженова) нашла очень тонкую грань, когда от текста веет сказочностью, дохристианской Русью, и одновременно мы видим современные слова и обороты, которые абсолютно слух не режут. И это очень хочется сохранить», - рассказал Ярослав Максименко.
Сценография спектакля получилась функциональна – по всей сцене развешаны канаты, которые по ходу постановки превращаются и в крупные деревья, и в частый дремучий лес. Дети увлеченно следили за движением канатов, из которых актеры сооружали необходимые конструкции под славянскую музыку.
Надо отметить, что данная постановка пока считается эскизной, и у режиссера с актерами еще 10 дней впереди, чтобы довести ее до совершенства. Тем не менее, кроме технических мелких неполадок, зритель не заметил сильных шероховатостей, и показ прошел максимально гладко.
Премьера состоится 11, 15, 22 февраля.
В спектакле заняты: Иван Курамов, Антон Булавков, Марина Салина, Петр Щеклеин, Зарина Демидова.