Совладелец сети «Россювелирторг» Кирилл Хариби призвал оптимизировать расходы на продвижение и сосредоточиться на работе с покупателями, а управляющий компанией «Евразия Эксперт» Иван Беланов призвал не скупиться на маркетинг, чтобы к моменту выхода из кризиса оказаться в более выигрышном положении, чем инертные конкуренты.
В четверг, 19 февраля, в Омске прошла деловая встреча бизнесменов на тему «Разные подходы к управлению бизнесом в кризис: Финансы. Маркетинг. Персонал», организованная маркетинговым агентством «Делфи». Около сотни омских предпринимателей и управленцев собрались в ресторане «Глобус», чтобы подискутировать со своими коллегами и найти оптимальные для себя пути успешного выживания в кризис.
Если с финансами все было более-менее однозначно, то во взглядах на маркетинг присутствующие разделились на два противоположных лагеря – сторонников «стратегии обороны» и максимального сокращения бюджетов на рекламу и сторонников «стратегии развития», уверенных, что в кризис нужно как можно активнее использовать свой рекламный бюджет.
Плюсы первого направления озвучил совладелец сети «Россювелирторг» Кирилл Хариби, сразу оговорившийся, что о полном отказе от рекламы речи не идет.
«На самом деле мы не уходим с рекламного пространства – мы сокращаем свое присутствие. То есть мы значительно сокращаем наш бюджет рекламный. Вообще кризис – это очень хорошее время, очень много возможностей и для рекламы в том числе. И в первую очередь, это очень хорошее время именно для оптимизации своих расходов. Я считаю, что, конечно, определенную роль здесь играет российский менталитет, что пока нас не клюнет, мы ничего не делаем», – начал Хариби.
Бизнесмен рассказал, что уже в 2014 году рекламный бюджет был оптимизирован – вместо заложенных 5,7% на рекламу было потрачено 5,2%. А в 2015-м корректировки стали гораздо более серьезными – несмотря на 15-летие компании, 7,3% решено было сократить до 3,7%. Вместо броских рекламных кампаний «Россювелирторг» решил сосредоточиться на работе с уже существующими клиентами.
«Здесь надо работать с покупателем на его эмоциональном уровне. Компании в период кризиса, в частности общепит, часто делают большой упор на сервис, на лояльность. То есть работают именно по покупателям. То есть я считаю, что это, во-первых, менее накладно – если вы правильно построили свой бизнес, ваши сотрудники могут правильно доносить информацию и, соответственно, вы меньше денег тратите на рекламу», – пояснил Хариби.
Как рассказал бизнесмен, экономить можно на многих мелочах, и это не приведет к снижению эффективности.
«Можно делать более дешевую имиджевую продукцию. Например, у нас пакеты были за 12 рублей, сейчас – за 2,70. При этом качество не пострадало – просто мы отследили эффективность, просто нашли компанию, которая сделает это дешевле, просто немножко поработали. Ведь кризис дает много возможностей. Например, ту же листовку вы можете использовать совместно с кем-то – сотрудничать с каким-то не конкурирующим с вами сегментом», – сказал Хариби.
В завершение свой речи он призвал всех собравшихся не заниматься маркетингом за заемные деньги, и в том случае, если бизнес «сыпется», не выдерживая кризиса, смело закрывать или продавать его.
Главным оппонентом Кириллу Хариби выступил управляющий компанией «Евразия Эксперт», усиливающей свое присутствие в рекламном пространстве региона, Иван Беланов. Он, наоборот, призвал заниматься активной маркетинговой деятельностью, пока другие игроки рынка «замирают».
«Надо понимать, что кризис у нас не мировой системный, а российский. И как быстро мы в него вошли, так же из него можно быстро выйти – достаточно отмены санкций и изменения курса доллара. И пока мы здесь будем сокращать бюджеты и снижать нашу активность, может оказаться, что страна вышла из кризиса. Всегда в любом кризисе есть конец; если вы поддерживаете маркетинг, развиваете маркетинг, вы уже в начале активности на рынке будете одним из первых – будете стартовать с самой выгодной позиции и получите соответствующий результат», – сказал он.
В зале нашлись сторонники и той, и другой позиции, и каждый нашел уйму аргументов за свою точку зрения. А некоторые еще и озвучили полезные практические советы. Так, например, директор рекламного агентства «Компостер» Евгения Закалюжная посоветовала смелее пользоваться тем, что компании, занимающиеся размещением рекламы, в кризис вынуждены демпинговать. По мнению эксперта, это может стать серьезной статьей экономии.
В аналогичном формате прошло обсуждение управления персоналом в кризис. Директор агентства «Авеста-Риэлт» Валерий Райс рассказал о плюсах жесткого администрирования и контроля, а директор сети «Холлифуд» Вадим Солобоев, наоборот, на своем примере продемонстрировал эффективность «доверительного» режима управления.
В итоге каждый из собравшихся смог сделать свои выводы и выбрать те пути, которые им ближе.