Клан Кокорина: девелопер с пометкой «агро» и рантье с долгами по квартплате

Глава строительной компании «АСК», отмечающий свою территорию торговыми центрами и новогодними елками, давно перерос звание просто «успешного омского бизнесмена», войдя в топ-3 самых богатых омичей и добавив в границы своих владений еще и соседний Новосибирск. А пока Валерий Кокорин возводит в соседнем городе дельфинарий, а в нашем мечтает построить кладбище, «СуперОмск» проследил, как он создавал свою империю, причем не только финансовую.

Торговые гиганты «Континент» и «Каскад», кинотеатр «Атриум-Кино» и телеканал «Антенна-7» – только вершина айсберга, основание которого зарыто в строительных котлованах середины 90-х. А ведь стоящий за всем этим неутомимый девелопер и процветающий рантье Валерий Кокорин – сын простых учителя и медсестры, начинавший свой трудовой путь как обычный токарь.

В прошлом году королю омской торговой недвижимости стукнуло 65 лет, а его финансовой империи, столица которой сейчас носит название «Строительная компания «АСК», – 20. За это время Кокорин успел воздвигнуть Христорождественский собор в Омске и Северный драматический театр в Таре, завладеть почти семью десятками предприятий и усилить свое влияние на жизнь города за счет тройного присутствия своего клана в горсовете.  

Сельский и хозяйственный

Будущий миллиардер родился в селе Нагорно-Ивановка Тарского района, выучился на токаря в ГПТУ и начал работать по специальности. Однако спустя несколько лет решил расширить свои горизонты – стал продвигаться по линии ВЛКСМ, к тридцати годам дойдя до первого секретаря райкома Советского района, и получать высшее образование, учась заочно на историческом факультете омского пединститута.

В 1981-м – через 5 лет после окончания истфака – Валерий Кокорин стал директором технического училища № 56, однако в сфере образования продержался недолго. В конце 1984-го он перешел на работу в УПТК треста № 3 объединения «Облсельхозстрой» на должность главного инженера, а весной 1987-го возглавил это предприятие.  

Окончательно вектор развития определился весной 1994-го – тогда, покинув пост заместителя председателя правления по развитию АКБ «Народный банк Сибири», который Валерий Кокорин занимал предыдущие полгода, он встал у руля главной компании в его жизни. В тот момент она носила название «Агропромстройкомплект», а ее коллектив насчитывал 80 человек — в десятки раз меньше, чем трудится сейчас в системе предприятий «АСК».  

 

Мы строили, строили

Несмотря на недвусмысленный аграрный посыл в названии компании, среди возводимых объектов с самого начала были отнюдь не только коровники и деревенские клубы. В последний день лета 1994 года в Омске была освящена лютеранская кирха на улице Рождественского – церковный центр лютеран со всей Сибири, Урала и Дальнего Востока. Проектировал это красное кирпичное здание немецкий архитектор Швигер в сотрудничестве с омичом Альбертом Каримовым, а возводила его команда Валерия Кокорина, определяя одно из ключевых направлений своей дальнейшей работы – строительство культовых сооружений. Силами АСК были созданы храмы Рождества Христова и Иоанна Крестителя, сделаны и позолочены купола восстановленного Успенского собора. Правда, самый масштабный культовый объект Валерий Кокорин создал не в Омске, а в Ханты-Мансийске. Точнее, даже не один объект, а целый храмовый комплекс во имя Воскресения Христова. Впрочем, возможно, посоперничать с ним по размаху когда-нибудь сможет заложенная под Омском Серафимо-Вырицкая обитель милосердия.  

«АСК» стремительно изменяла облик города не только по религиозной части. Так, уже в 1995 году благодаря Кокорину в Омске появился еще один объект, который в определенном смысле можно назвать культовым, – фонтан напротив Музыкального театра. Другим вектором стало возрождение советских недостроев, из которых уже выросли кинотеатр «Атриум-Кино» и один из главных активов Кокорина как рантье – торгово-выставочный центр «Каскад», который проектировала структура товарища и партнера Кокорина – Юзефа Мосенкиса. А вскоре в один ряд с ними должен встать обновленный ДК «Рубин», в прошлом году выкупленный одной из кокоринских структур для превращения в современный культурно-досуговый комплекс.

При всем при этом оторванность строительства от аграрной тематики кажется таковой только на первый взгляд. И лишнее доказательство тому – левобережный гигант «Континент», стройматериалами для которого послужили ж/б-панели с бывших коровников. Впрочем, единственным явным минусом такого выбора стал отмечавшийся посетителями «странный запах», усугублявшийся традиционными для кокоринских объектов проблемами с вентиляцией.

На фото: лютеранская кирха на улице Рождественского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В долгах как в шелках

И, конечно, одним лишь воздухом проблемы кокоринской империи не ограничиваются. И многие из них куда более заметны и осязаемы. Например, долги – причем и на локальном, и на глобальном уровне.  

Несмотря на страсть к возведению новостроек в разных уголках города, и сам Кокорин, и его дочь владеют жилплощадью в одном довольно старом здании – памятнике архитектуры по адресу: Спартаковская, 13, известном также как «манякинский дом» и буквально притягивающем сильных мира сего. Однако эта трехэтажка в центре Омска славится не только известными обитателями, но и многотысячными долгами по коммуналке. И несколько лет назад эти долги числились в том числе за обеими квартирами клана Кокориных, в которых, впрочем, сами их собственники давно уже не проживали.

Но если там речь шла все-таки о копеечных суммах вроде 4-5 тысяч рублей, то информация, озвученная сотрудниками «Теплоэнергосбыта» в конце прошлого года во время совместного с журналистами рейда по должникам, оказалась куда более впечатляющей. По данным филиала ОАО «ТГК-11», долги Валерия Кокорина за тепло составляют более 100 тысяч рублей.    

Вообще же тема задолженностей кокоринского клана куда обширнее. Так, например, в марте 2011 года одна из структур девелопера – ООО «Проектно-строительное объединение «Архитектурно-строительный комплекс» – заняла «почетное» второе место в рейтинге главных должников «Омскэнергосбыта». На тот момент, как утверждала ресурсоснабжающая организация, долги компании перевалили за миллион рублей.  

Еще более весомыми в течение целого ряда лет оказывались долги за аренду земли под ТВЦ «Каскад». Причем долговой истории предшествовала еще более интересная ситуация. Началось все с того, что в уже далеком 2005-м ныне ликвидированное вследствие банкротства кокоринское ЗАО «УПТК «АСК» заключило с городским департаментом недвижимости договор аренды земельного участка под «Каскадом» площадью более 20 тыс. кв. м на 25 лет по цене около 32 тыс. рублей в месяц. И в течение последующих пяти лет компания вносила арендную плату именно по этой бросовой цене, поскольку действующий торгово-офисный центр проходил как недострой.

Когда же участок перешел в ведение Главного управления земельных ресурсов региона, областным властям удалось через суд добиться повышения арендной платы в несколько раз – до 428,9 тыс. рублей. Однако Кокорина такой поворот событий не устроил, и с этого момента арендатор предпочел вовсе не платить за используемую землю. Выбивать арендную плату приходилось через суд – сначала 3 млн, потом 1,2 млн, потом еще 850 тысяч.

Однако взыскать хоть одну лишнюю копейку за аренду участка под «недостроенным» «Каскадом» в предыдущие годы не представляется возможным.   

На фото: Спартаковская, 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Депутатский семейный подряд

В отличие от других бизнес-кланов, в которых отцы опираются на сыновей, в случае с Валерием Кокориным ключевым оказалось женское начало. Именно дочь Елена, по профессии врач-стоматолог, стала основным совладельцем отцовского бизнеса. И именно благодаря ей в бизнес-империи появилась еще одна ключевая фигура – пока сын прикрывал тылы по линии прокуратуры, вакантное место правой руки Валерия Кокорина занял зять Сергей Дроздов.

Впрочем, роль Дроздова в империи не замыкается на одном лишь бизнесе. Именно он в 2004 году создал общественное движение «Новый город», которым сейчас руководит вместе с Кокориным, а с 2007 года, пока глава империи был депутатом Законодательного собрания, он представлял интересы клана в Омском городском Совете.

Сейчас же в ОГС клан Кокорина представлен сразу тремя депутатами. Причем к Дроздову, избранному на второй срок подряд, присоединился не только его тесть, который не смог вновь пробиться в ЗС, – третье кресло заняла дама сердца Валерия Кокорина и глава телерадиокомпании «Антенна-7» Ирина Матвеенко. К слову, на пару со своим влиятельным другом она не только ходит на заседания – вместе с Кокориным ей принадлежат доли в той же «Антенне-7» и ЗАО «УПТК «АСК». Также она вместе Еленой Дроздовой числится в соучредителях еще одной «узловой» компании кокоринской империи – ЗАО «Управление производственно-технологической комплектации-3» и имеет свои несколько процентов в ЗАО «База Комплектации Строительства», контрольный пакет которого принадлежит Юзефу Мосенкису – тому самому проектировщику, благодаря которому в Омске и в недвижимых активах Кокорина появился ТВЦ «Каскад».

Империя в цифрах

Даже по меркам невооруженного взгляда размах финансовой империи клана Кокориных впечатляет. А если перейти на сухой язык цифр, он впечатляет еще больше, ведь стоимость активов главы «АСК» оценивается более чем в 6 млрд рублей. Из омичей по этому показателю он уступает только сажевому королю Валерию Каплунату и алкогольному магнату Андрею Стрельцу, который, впрочем, уже давно проживает в столице и руководит своим бизнесом там же в Москве.  

Что же до Кокорина, то за два десятка лет существования его финансовой империи в нее успело войти почти 70 компаний. Чуть более половины из них полностью или частично принадлежат самому Валерию Михайловичу, в том числе 9 – в Новосибирске, а остальные входят в сферу его влияния либо через цепочку связей уставных капиталов, либо через дочь и зятя.

Клан Кокорина громко заявил о себе в таких отраслях, как строительство и производство стройматериалов, оптовая и розничная торговля, а также сдача в аренду собственного недвижимого имущества – этим занимается каждое третье предприятие, входящее в границы империи. И неудивительно, что семья владельца «Континента», «Каскада», торгового комплекса «На Театральной» и других арендопригодных площадей, включая торговый центр «Горский» в Новосибирске, по успешности в качестве рантье здесь уступает разве что Ингвару Кампраду, получающему миллиарды рублей в год от сдачи в аренду «квадратов» в одной лишь отдельно взятой омской «МЕГЕ».

На фото: Валерий Кокорин и Сергей Дроздов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Практичные цели и мечты о вечном

Разменяв третий десяток лет, сейчас империя Кокорина находится в самом расцвете сил. И хотя кризис не мог не внести коррективы, особенно в сфере сдачи внаем торговой недвижимости, пришедшей в упадок по всей стране, строитель-рантье при поддержке зятя продолжает следовать намеченному ранее вектору.

Несмотря на ожидаемое экспертами падение спроса на жилую недвижимость, структуры Кокорина продолжают возводить жилье, открывая для себя новый сегмент рынка – малогабаритные квартиры эконом-класса. Жилая недвижимость возводится и в соседнем Новосибирске, где Кокорин уже успел построить не только торговый центр, но и отель. К слову, кокоринская гостиница вскоре должна появиться и в Омске – под номера решено отдать два 12-этажных корпуса все более разрастающегося комплекса «Континент». А дальнейшему процветанию и отеля, и торгово-развлекательного центра должно будет поспособствовать пролоббированное Кокориным решение горсовета о выделении средств на проектирование новой транспортной развязки у метромоста, способной избавить эту часть Левобережья от извечных пробок и улучшить транспортную доступность «Континента».    

Благодаря депутатскому мандату с двойной поддержкой Кокорину удается успешно отстаивать интересы бизнеса, в том числе своего собственного, в городском совете. Однако, вероятнее всего, в 2016-м Валерий Михайлович все-таки попробует вернуть себе в прошлый раз ускользнувшее кресло в областном Заксобрании, чтобы влиять на ситуацию на чуть более высоком – региональном – уровне.

Но кроме целей есть у Кокорина и мечты. Так, на фоне строительства дельфинария в новосибирском зоопарке он задумался о том, что и Омску нужен зоопарк. А кроме того – хорошее кладбище, достойное того, чтобы люди оставались там навек.  И, по признанию самого бизнесмена, эти мечты тоже вполне смогут стать реальными планами – но только после кризиса.

 

Георгий Журавлев

Перейти на полную версию сайта