«СуперОмск» узнал у омских деятелей культуры и политики об их отношении к факту прекращения деятельности единственного в мире «Театра живописи». Представитель МИД, депутат Заксобрания, актер театра драмы, писатель и заслуженный художник высказались в поддержку театра, последние месяцы работающего при музее имени Врубеля.
«Театр живописи» существует в нашем городе более 15 лет. Творческий проект сочетает в себе три основных компонента: зрелище, художественное слово и музыку. Художественный руководитель, режиссер театра и автор проекта - актер омского театра драмы Николай Михалевский. Действие спектаклей происходит как в залах постоянной экспозиции музея, так и в специально созданном экспозиционно-сценическом пространстве зрительного зала «Театра живописи».
Театр стал одним из брендов Омской области, был приглашен на гастроли в Австрию, выиграл грант правительства, стал единственным в мире уникальным проектом и завоевал любовь омичей. По словам Николая Михалевского, театр поддерживал и экс-губернатор Леонид Полежаев.
На 2015 год были планы по вхождению в проект создания «Эрмитаж-Сибирь». 20 февраля Николаю Михалевскому сообщили, что театр объявлен закрытым, а сотрудникам подготовили документы о сокращении.
«Театр живописи» является нашим партнером. В прошлом году он выезжал на гастроли в Австрию, и гастроли прошли успешно. Спектакли были показаны в том числе в посольстве Российской Федерации в Вене. На текущий год по линии россотрудничества предполагаются гастроли «Театра живописи» в Венгрию, и это до сих пор стоит у нас в планах. Кроме того, театр участвовал в праздновании Дня дипломата, был показан спектакль на площадке в музее Врубеля о дружбе и творчестве наших великих соотечественников – Антона Чехова и Исаака Левитана.
На наш взгляд, это очень успешный театр, оригинальный. Я, по крайней мере, никогда не слышал, чтобы где-то работали театры подобного рода – такой симбиоз и драматического искусства, и рассказа о наших великих представителях искусства, тем более на площадке в музее.
Поэтому информация о том, что предполагается закрытие театра, вызывает удивление. Такой проект нужен, тем более в преддверии трехсотлетия Омска. Интересный театр, интересная площадка, наверняка привлекли бы и гостей, и жителей нашего города. На наш взгляд, «Театр живописи» необходим.
Я гордился тем, что у нас существует такой театр. В нем знакомство с живописью проходило через другие – эмоциональные, литературные, музыкальные – каналы, и, мне кажется, интерес к самому музею Врубеля держался и на «Театре живописи» как на одном из столпов. Просто как-то недодали этому театру нужного внимания, а внимание – это всегда деньги. Я знаю, насколько дешево ценили труд людей, там работающих… «Театр живописи» держался из последних сил.
Я еще раз повторю: я горжусь тем, что у нас есть этот театр, что он работает на протяжении долгих лет. К сожалению, люди мало знали о нем. Настолько мало, что даже в Москве в Пушкинском музее несколько лет назад я услышал фразу, что на базе музея открывается подобный театр, вроде тоже связанный с живописью – некоторая «новая форма». Хорошая мысль, конечно, приходит в разные годы в разные головы и на большом расстоянии. Но понимаете, мы-то были первыми. И такой печальный конец, который, видимо, созрел по приезду министра культуры РФ. Там ножницы работают и секретируют все, что можно, все обрезают, как при Хрущеве вырезали все архитектурные излишества, теперь вот «купаемся» в роскоши пятиэтажек. И прошлись эти ножницы по «Театру живописи», а в нем жизнь шла, на этих минимальных метрах.
Я – профессиональный художник, но, посмотрев спектакли о Врубеле, о Дега, я не просто что-то узнал, у меня все всколыхнулось в душе. Я как будто снова понял, почему у художника так состоялось и в жизни, и в искусстве. Молодые души, увидев этот спектакль, заинтересуются. Они будут приглядываться, они будут смотреть другими глазами. А так душа обогащается, и в этом есть смысл нашего времени. Потому что у нас волны бездушия все захлестнули и утопили.
Пусть у театра нет билбордов, и он редко светится в СМИ, но он существовал, у него есть свой зритель. Я был в смятении, когда узнал о закрытии. Это позорно и общественно недальновидно. Вырубать этот оазис – просто преступление. Я вменяю его министру культуры РФ.
Я иногда бываю в этом театре, по мере возможности. И хоть я человек далекий от искусства, мне очень нравится их подход к делу, их отношение, как это все преподносится, воспроизводится – необычно. И очень хорошо в моем понимании. Закрыть, сломать – вопросов нет, а вот создать что-то очень сложно. Мы не раз это проходили, в итоге становится только хуже. Если этот театр куда-то переводится – это один вариант, а если его просто закрывают – это плохо.
В последний раз я был на спектакле о Левитане и, к своей серости и стыду, услыхал такие вещи, которых просто не знал – и о его судьбе, и о жизни, и о живописи. Я вышел и почувствовал себя просто убогим человеком в этом плане. И я никогда бы всего этого не услышал, не будь этого театра. Мы сидели на спектакле – люди разных сословий, возрастов и профессий – и слушали, открыв рот. Я вышел и ощутил себя обогащенным. И это только Левитан, один штришок. Помню, до начала спектакля я обошел все залы, а после того, как он закончился, опять пошел смотреть.
Одно дело, когда человек просто посмотрел картины, зевнул и пошел дальше. А другое дело – когда профессионал излагает, что автор хотел выразить, как он это сделал, насколько ему это удалось, какое место он занимает в мировой коллекции. Я думаю, ломать не надо. К сожалению, на всем идет экономия, не получается у нас новый мир построить, позитивный.
Это должно было произойти. К сожалению, это традиционно для нашего общего образа мышления (очень хочется взять в кавычки два последних слова) - закрыть, чтоб не иметь лишних проблем, а по прошествии времени кусать себе локти, вспоминая, что потеряли, но при случае делать вид, что были причастны при жизни... Гораздо проще сказать «нет» и при этом объяснить, почему нет, нежели пораскинуть мозгами и попробовать понять, как сделать «да».
Проект «Театра живописи» был уникальным, и не только потому, что аналогов ему нигде не находилось. Он умудрялся сохранять камерность восприятия живописи, он раскрывал ее, обучал пониманию и при этом был театром. Он давал зрителю возможность расширить собственные горизонты в познании мира через культуру. А это, пожалуй, единственный относительно безболезненный способ познания мира.
Я уже не говорю об утраченной возможности оказаться хоть чуть-чуть «впереди планеты всей», ибо уникальность и самобытность этой затеи сама за себя говорила.
Очень горько. И очень мерзко. Горько оттого, что опять опускаются руки. Мерзко оттого, что вновь по невнятным и явно нелогичным причинам по рукам бьют. Больно и бессмысленно бьют. Каких выгод люди ищут? Опять «прославится» Омск?
Татьяна Ивановна, Николай Иванович, я с вами!
Да что же это за страна такая?! Или город такой? Или уже мы сами стали «такими»?
Повторю хоть в тысячный раз: если областной минкульт вкупе с городским депкультом не спасут уникальный и не имеющий аналогов омский музейный «Театр живописи», это будет самое настоящее преступление против Омска и культуры.
А вообще-то надо и пора использовать другие «способы». И этот материал в «СуперОмске» может (и должен!) стать основой коллективного письма творческой интеллигенции Омска. А уж с «адресатами» все очевидно: от региональных «верхов» – до Союза театральных деятелей России и администрации президента РФ. И подпишут это письмо сотни и сотни омских писателей, художников, музыкантов, актеров, журналистов, «музейщиков», библиотекарей.
И, пользуясь возможностью, обращаюсь к основателям омского «Театра живописи».
«Уважаемые Николай Иванович Михалевский, Татьяна Ивановна Филоненко, дорогие Таня и Коля! Вы совершили творческий подвиг, создав этот уникальный театр. И поверьте моей «скорпионовской» интуиции: Ваш театр есть и ваш театр будет. А не будет когда-нибудь неумных разрушителей настоящего. Тут моя «скорпионовская» интуиция начинает давать сбой... Нет, они – разрушители – будут, но не в таком количестве и очень далеко от культуры. Когда-нибудь... Может быть... Коля, Таня, мы все равно победим!»