Законопроект о новой модели избрания глав муниципальных образований Омской области еще до своей официальной презентации подвергся ожесточенной критике на местах.
Депутаты Законодательного собрания Омской области готовятся отменить институт прямых выборов глав муниципальных администраций. Соответствующий законопроект внесен в региональный парламент облправительством. Уже 19 марта депутаты решат, продолжат сельчане, как прежде, самостоятельно и напрямую избирать главу администрации района или же его будут назначать местные депутаты.
Накануне принятия столь спорного законопроекта «СуперОмск» опросил некоторых глав районов, чья легитимность неоднократно подтверждалась победой на всенародных выборах.
«Мне уже звонили из Заксобрания, из правительства. Мое мнение одно - прямые выборы главы и все. Больше никаких вариантов. С заменой прямых выборов мы лишим людей права, дарованного Конституцией. Так что здесь без вариантов. Только прямые выборы», - сказал «СуперОмску» глава Знаменского района Василий Дюборев.
С коллегой согласен и глава Крутинского района Василий Киселев, избираемый сельчанами на выборах с 1996 года.
«Замена прямых выборов ударит по легитимности главы в глазах общества. В регионе глав выбирают на протяжении восемнадцати лет, а сейчас получится, что собрались десять депутатов и что-то там решили. Кроме того, это негативно отразится на результатах последующих выборов в то же Заксобрание», - считает Киселев.
А вот глава Оконешниковского района Александр Бесчастных выразился жестче. Он прямо сказал, что с отменой прямых выборов власть на местах «пойдет по рукам».
«Мы хотели бы оставить прямые выборы. Это не только мое мнение, но и мнение района. Глава должен избираться со всеми элементами ответственности. Статус главы значимей, авторитетней, когда его избирает общество. В новой системе это будет тот же сити-менеджер, то есть человек для битья. Все проблемы будут вешать на него, и в конце концов он плюнет на все и уйдет, мол, как назначили, так и уйду. И в итоге исполнительная власть пойдет по рукам, по рукам пойдет. Пока что ничего хорошего в этих изменениях я не вижу. Это наше мнение, но оно окажется в меньшинстве», - заявил Бесчастных.
Глава Омского района Геннадий Долматов, видимо, хорошо чувствуя конъюнктуру, дал более осторожный комментарий.
«С политической точки зрения, люди в какой-то степени лишатся возможности голосовать. Но с точки зрения управляемости - это оправданные шаги. Мы понимаем, что территория должна быть управляемой и люди на местах должны понимать степень ответственности. Конечно, выбор системы еще не сделан. Но вне зависимости от решения депутатов нужно работать», - считает Долматов.
Напомним, 3 февраля 2015 года президент Путин подписал поправки в ряд федеральных законов, дающие регионам право выбирать систему формирования исполнительной власти на муниципальном уровне. Есть три предусмотренные законом модели.
Первая – оставить прямые выборы. Во второй модели главу местного самоуправления (мэра) выбирают муниципальные депутаты из своего состава. И здесь есть два варианта: либо избранный глава совмещает свою должность с постом спикера совета депутатов, и тогда местную администрацию возглавляет наемный сити-менеджер, либо глава становится руководителем администрации и лишается депутатского мандата.
Третья модель предусматривает, что на совмещенную должность главы местного самоуправления и руководителя администрации объявляется конкурс, который проводится специальной комиссией, половину мест в которой займут представители губернатора, а значит именно губернатор фактически будет контролировать процесс отбора кандидатов. Местный совет депутатов лишь утвердит одну из предложенных комиссией кандидатур.
Вне зависимости от того, какой из вариантов (второй или третий) в итоге будет принят на региональном уровне, население Омской области напрямую избирать глав районов уже не сможет, а значит, еще больше будет затруднен и прямой народный контроль над деятельностью высшего районного чиновника.
Кроме того, проведение неоднозначной и не имеющей поддержки на местах реформы может затруднить Виктору Назарову поход на второй срок. Настроение действующих глав, несомненно, скажется на формировании так называемого муниципального фильтра, который Назарову как кандидату на досрочных выборах предстоит проходить, возможно, уже в этом году. Сам фильтр (состоящий в основном из депутатов райсоветов) после таких выборов, вероятно, будет вовсе не «назаровским». Главы районов, не имея перспектив сохраниться в должности, несмотря на декларируемое согласие с реформой, скорее всего, потеряют всякий интерес к подготовке основы для выборов губернатора. В итоге все районные советы могут оказаться неуправляемыми, а на территориях самих муниципалитетов исчезнет годами наработанная социальная стабильность.