В рубрике «Не для печати» экспертный совет РИА «СуперОмск» пристально изучает вбросы, трактовки, слухи и домыслы, которые традиционно окутывают основные события в жизни омской политической и бизнес-элиты, и, отделяя факты от мифов, представляет на суд читателей свое видение истоков произошедших за неделю информационных потрясений.
Муниципальная мина замедленного действия На десятилетия вперед может обеспечить скандалами омский политический бомонд неумолимо надвигающаяся муниципальная реформа. Еще каких-то полмесяца назад складывалось ощущение, что местные чиновники попросту забыли о поручении Путина. Полное отсутствие каких-либо движений, связанных с подготовкой важнейшего, после возвращения губернаторских выборов, политического решения, неоднократно вызывало у наблюдателей, мягко говоря, недоумение. В том же Новосибирске или Иркутске еще с начала года кипели страсти, готовились общественные слушания и предъявлялись разного рода социологические доказательства правоты сторон. В Омске подготовка муниципальной реформы имеет ряд ярко выраженных отличий от остальных регионов России: Во-первых, реформа проводится в предельно сжатые сроки. Не предусматривается ни общественных слушаний, ни дебатов с мэром или главами, которых собрались сделать назначенцами. Более того, фактически и горсовету не удалось как следует подумать над предлагаемым законопроектом. Вспомним, как едва ли не общерегиональный опрос проводился не так давно в Омской области по куда менее эпохальному вопросу об установке памятника Колчаку. Или как депутаты горсовета чуть ли не годами терзали медиапространство идеями о проведении городского референдума на темы вроде ночного освещения отдельных улиц. Тем удивительнее на фоне сформированного у губернатора имиджа «либерала» попытка «нахрапом» принять судьбоносное для региона решение без использования хотя бы единого вида обратной связи с населением или хотя бы с местными элитами. Во-вторых, избрана крайне сложная схема старта реформы «снизу». Не было логичного и ожидаемого в этой ситуации выступления губернатора, который, сославшись на указ Путина, дал бы задание всем законодательным органам начать работу по подготовке предложений в проект реформы, ее общественному обсуждению и т.д. и т.п. Вместо этого «могучая кучка» депутатов (всего лишь одного из региональных муниципалитетов!), по оперативным данным, буквально на ходу организованных единороссом Сергеем Поповым, на фоне так удачно отключившихся в горсовете мониторов «по-быстрому» протолкнула явно высочайше заготовленный проект и тут же втихаря направила его в Заксобрание. Где его с готовностью оприходовали, и, по многочисленным данным из источников, близких к самому Заксобранию, готовы рассмотреть и принять сразу во всех чтениях на заседании от 19 марта. Коррупционная составляющая выявляется тут на всех этапах – от имитационной антикоррупционной экспертизы до очевидных конфликтов, годами возникающих вокруг выборов глав сельских районов – вспомним ту же госпожу Саватееву, которую пытались втащить на пост главы Кормиловского района с уверенностью Цезаря, вводящего коня в Сенат. В-третьих, cудя по всему, выбрана самая спорная третья модель назначения муниципальных управленцев, где губернаторская комиссия будет настоятельно предлагать народным избранникам отобранные ею кандидатуры. Особенно странно, что эту модель предлагается использовать не только в областном центре, но и перенести ее на сельские районы региона. При этом все разговоры об «усилении вертикали власти» со всей очевидностью являются «рассуждениями в пользу нищих духом» – ведь именно сейчас и главы местного самоуправления обладают полной легитимностью, и глава региона имеет право отстранить их от власти в случае установленных судом нарушений конституционных прав граждан. По новой же модели ни главы не будут ничем обязаны жителям, ни губернатор не сможет их от власти отстранить, зато депутаты райсоветов получают полную возможность бесконечно требовать их отставки. На деле нам предлагают не только не укрепить вертикаль власти, а, напротив, безо всяких оснований «майданизировать» не самый богатый экономически, но очень богатый с точки зрения «политических традиций», долго являвшийся полигоном всех возможных политических технологий, а главное – самый близкий к Астане приграничный регион, имеющий огромное военно-политическое значение. Указанные особенности заставили экспертов задаться вопросом, кому выгодна столь секретно и поспешно продвигаемая система выборов. Ясно, что главным интересантом является менеджмент крупного бизнеса, например, Газпрома или Сбербанка, который поставит своего губернатора. Подконтрольность кандидатов позволяет им более уверенно действовать не только в Омске, но и в районах региона. Генеральный инвестор губернатора будет застрахован от случаев, подобных кормиловскому разгрому сбербанковского ставленника. Большие преимущества получает и само правительство Омской области, которое станет главным поставщиком руководящих кадров в районы региона. Персонально система выгодна Компанейщикову и всему блоку внутренней политики, явно не успевшим подготовиться к реальной работе по предстоящим в сентябре выборам двух третей глав сельских районов и райцентров и такого же числа райсоветов. Таким образом, близящийся «экзамен» блока внутренней политики отпадает, высвобождаются ресурсы на жизненно важные команде в этом году губернаторские выборы, да и сама устоявшаяся система «оценки» работы внутриполитического блока благополучно подменяется бесконечной имитацией и болтовней. При этом на фоне последних поражений на стратегических выборных направлениях предлагаемая система становится едва ли единственным шансом получить в наиболее нужных районах своих руководителей. По аналогичным мотивам реформа выгодна и местному отделению партии «Единая Россия». Очередным доказательством снижения уровня доверия к партии на местном уровне являются прошедшие недавно выборы глав сельских поселений, где единороссы не смогли обеспечить победу всем своим кандидатам. Неудивительно, что главными «двигателями» этого варианта реформы называют Сергея Попова и Александра Артемова. Во всяком случае, именно они организовали ту самую инициативу «снизу». Но существуют и проигравшие от «третьего варианта» реформы. Помимо коммунистов, для которых местные выборы важны как воздух, прежде всего, проигрывает лично губернатор Омской области. Внедрение института сити-менеджера в районах чревато имиджевыми, а главное – управленческими рисками, которые ранее брали на себя избранные главы. Многочисленные эксперты годами заявляли о том, что сити-менеджер в регионе – это коррупционная и неэффективная система, которая приведет к частой смене назначаемых руководителей и, в конечном счете, к развалу экономики района. Что это наиболее конфликтная во взаимоотношениях элит схема. Что при ней весь социальный негатив населения падает на плечи губернатора. Что ситуация схожа с назначением региональных глав, от модели которого президент благополучно ушел – и имеет теперь зашкаливающий рейтинг, ведь у недовольства населения местными проблемами теперь есть «громоотвод» в лице губернаторов. Иначе бы президент, вовремя взявшийся назначать руководителей субъектов, уже очень скоро в условиях разворачивающегося кризиса почувствовал бы на своем рейтинге ответственность за их ошибки. Неудивительно, что он так вовремя решил вернуть народу право избирать себе губернаторов. Но, похоже, никакие доводы на фоне зверских требований структур, поставивших губернатора и его аппарат к кормилу региона, на наших администраторов не действуют. Ни управленческая эффективность, ни распространяющиеся, как пожар, коррупционные риски, ни заложенные имиджевые и политические провалы на этом фоне, похоже, не значат ничего. Как ничего не значит и незавидная судьба назначенных комиссиями глав, обреченных на постоянные манипуляции со стороны избранных депутатов, которые будут банально «троллить» глав в интересах любого, кто заплатит «за музыку». Но и их можно будет понять – у них попросту не будет других реальных рычагов воздействия на назначенного главу, кроме как разжигать постоянные скандалы. Нынешние главы районов, не попавшие в пул, скорее всего, тоже захотят взять реванш и пойдут в местные депутаты, жестко критикуя и сити-менеджера, и губернатора, создавая очаги напряженности. В этом им с удовольствием помогут и «курирующие» их территории депутаты-одномандатники Заксобрания, которые теряют какую-либо возможность влиять ни ситуацию в «своих» районах. Ведь не секрет, что избирательные кампании большинства глав районов были оплачены из карманов депутатов, интересующихся соответствующими территориями. Пострадавшие и финансово, и имиджево депутаты областного парламента рискуют остаться у разбитого корыта, ведь пришедшие по новой модели к власти главы районов отлучаются от каких бы то ни было реальных рычагов власти. Третьим пострадавшим станет местный бизнес. Дальновидный бизнесмен вряд ли станет вкладывать кровно заработанные в территорию, где нет гарантий стабильности и уверенности во власти, где не о чем договариваться с лишенным какой-либо легитимности главой местного самоуправления. Подобные гарантии, как правило, бизнесмены обеспечивали себе участием в избирательной кампании кандидата на главу района. Сейчас им останется только налаживать сотрудничество с назначенцем и надеяться, что его интересы не войдут в конфронтацию с их собственными потребностями по требованию замаячившего за аппаратом областного правительства очередным Темури Латарией. По всей вероятности, Виктор Назаров либо не осведомлен о возможных последствиях реформы, либо для него имеет приоритетное значение достижение сиюминутных выгод (запуск реформы является одним из возможных условий его переизбрания). Складывается ощущение, что на этом фоне все последующее – «хоть и потоп». Вердикт экспертного Совета РИА «СуперОмск» Учитывая параллельный старт дискредитационной кампании глав местного самоуправления (той же комплексной дискредитации главы Кормиловского района и попыток «ущучить» омского мэра за срыв кампании по расселению жителей ветхих и аварийных домов), а также соглашательские настроения примерно половины наименее дальновидных депутатов Заксобрания, кулуарно жалующихся на беспрецедентное давление, 19 марта на очередном заседании региональных парламентариев реформе будет дан старт в одном из наиболее жестких вариантов. Естественно, никто из близких или пытающихся стать лояльными власти омских политиков и администраторов даже не согласится с очевидной и ребенку мыслью о том, что в среднесрочной перспективе муниципальная реформа в ее нынешнем виде является миной замедленного действия, негативные последствия которой способны испортить жизнь следующему омскому губернатору, кто бы им ни стал. |
Губернатор на пути ко дню «Х» Трендом весны, очевидно, станут постепенно усиливающиеся слухи о приближающейся досрочной отставке губернатора Омской области. Все больше политических событий в регионе рассматриваются через призму подготовки к этому, по мнению большинства экспертов, неизбежному событию. Сразу несколько событий заставило активизироваться «омских нострадамусов», предсказывающих скорые выборы. Во-первых, надвигается день «Х», то есть предельный срок сложения полномочий губернаторов, желающих переизбраться в этом году. Внешнеполитические события сдвинули сроки первых отставок с февраля, как это было в прошлом году, на более поздний период, по прогнозам, на начало апреля. Соответственно, чем меньше времени остается до определения списка досрочников, тем более подозрительными становятся омские журналисты, стремясь увидеть даже за нейтральными фактами попытки Виктора Назарова получить «зеленый свет» на досрочные выборы. Во-вторых, наблюдается резкое учащение неофициальных и даже секретных визитов московских випов в Омск. По данным из оперативных источников, в регион последовательно прибыли местный куратор области от «Единой России», а затем и ответственный за ситуацию в администрации президента. Участились и визиты представителей лоббистов Виктора Назарова. Сам губернатор под разными предлогами уже несколько раз летал в Москву. В-третьих, нездоровый интерес к региону наблюдается у приближенных к федеральному центру политтехнологов, специализирующихся на крупных региональных выборах, которые, как правило, слетаются в регионы после инсайдов из Москвы. Бросились в глаза и некоторые внутрирегиональные решения, которые могут косвенно трактоваться в пользу версии о подготовке омского правительства к выборам. Прежде всего, это экстренный старт муниципальной реформы, которая рискует быть принята в кратчайшие сроки без каких-либо общественных обсуждений. Назначение глав на данном этапе может быть инструментом давления на них с целью обеспечения необходимого результата на общерегиональной губернаторской кампании. Не менее символична и поданная мэру «чечевичная похлебка» в виде его назначения в состав правительства с правом совещательного голоса. Действие явно имеет целью стабилизировать ситуацию вокруг Двораковского и снять с него ярлык «хромой утки», идущей на убой уже в этом году. Ведь очевидно, что выборы мэра и губернатора в одном регионе не должны совпадать по времени (а пока они по факту совпадают: и те, и другие в плановом режиме должны пройти 10 сентября 2017 года, то есть либо один, либо другой в итоге все равно обречен на досрочный уход). Поэтому новое назначение является своего рода призывом местным элитам успокоиться, а для Москвы – сигналом о том, что позиции омского мэра стабильны, контакт региона с ним налажен и во время стартующей избирательной кампании он сможет подстраховать кандидата Назарова в городе. Опять же мэр «нужен» и на предмет объекта критики срыва подготовки к 300-летию города. Поэтому менять его сейчас нецелесообразно. Несмотря на косвенность большинства изложенных фактов, существуют и объективные предпосылки, вынуждающие губернатора решать вопросы своего будущего именно в этом году. Чем ближе к юбилейным торжествам, тем более очевидным становится тот факт, что празднование сыграет далеко не на руку народным избранниками. Один за другим масштабные проекты 300-летия лишаются финансирования и получают клеймо вечных долгостроев. Более того, учащаются проблемы и с более мелкими стройками, например, проволочки при строительстве путепровода по ул. 15-я Рабочая. По разным подсчетам, в регионе будет реализовано не более 25% мероприятий, запланированных в первоначальном плане. При этом город, в котором, по некоторым данным, 87% дорог требуют ремонта, вряд ли будет даже косметически готов к юбилею. Все более вероятен сценарий, при котором юбилейная годовщина превратится в праздник недоделок, а скелеты недостроенных проектов будут завешиваться приветственными баннерами. Естественно, чем ближе 300-летие, тем больший вал критики обрушится на головы омских руководителей, снижая их и без того не самый высокий рейтинг. Если добавить сюда неизбежные проблемы с принимающей уродливо-коррупционный характер муниципальной реформой, по итогам которой главы районов потеряют какое-либо влияние на ситуацию на своей территории (а большинство перестанут подчиняться и губернатору, который потеряет право отстранять их от должности), подсчет результатов реализации сбербанковской стратегии и эскалацию конфликта вокруг «Омскэлектро», становится очевидным, что Виктору Назарову на выборах 2016 года ждать легкой жизни не стоит. В этой ситуации единственным решением, позволяющим нынешней команде без риска удержаться у власти, является проведение выборов за год до гарантированного коллапса. По версии экспертного совета РИА «СуперОмск», отмечаются все признаки того, что Виктор Назаров, поначалу не особо державшийся за кресло главы региона, вошел во вкус и теперь явно не прочь переизбраться. Очевидны и попытки окружения губернатора заручиться поддержкой у московских лобби и обеспечить шефу относительно легкое переизбрание именно в 2015 году. По всей вероятности, латентные движения в данном направлении не прекращались – просто экспертная среда живо реагирует на появление тех или иных информационных поводов, хотя бы косвенно подтверждающих возможную досрочную отставку. В любом случае, с пиком слухов о досрочных выборах мы столкнемся в начале апреля 2015 года, когда ожидается опубликование первого федерального списка отставников. |
Экспертный совет РИА «СуперОмск»