Что случилось в Омске с Роспечатью?

Почему сеть по распространению газет пришла в упадок?

С начала года в «Домашнюю газету» поступают жалобы на работу Роспечати. Читатели обращаются с вопросами: почему закрылись киоски, куда исчезли центральные газеты, почему Роспечать отказалась от подписки? Действительно, в системе распространения печатной прессы невооруженным глазом заметен сбой.

Киосков стало намного меньше, да и ассортимент продукции, по сравнению с прошлыми годами, ощутимо сократился.
В причинах проблемы попыталась разобраться корреспондент «ДГ».

Оставили без подписки

Закрывать нерентабельные торговые точки Роспечать начала еще летом прошлого года. Всего киосков на тот момент было 195. Примерно тогда же исчезла практически вся так называемая сопутствующая продукция. Какое-то время киоски выглядели совсем пустыми, но вскоре, помимо прессы, в Роспечати опять начали продавать сувениры, канцелярию, открытки и другие товары.

Очередной явный кризис проявился в начале нового года. Омичи обнаружили закрытыми ряд киосков на остановках общественного транспорта. Для многих было удобнее и сравнительно дешевле оформлять подписку на любимые издания именно через Роспечать.
С недавних пор и такой возможности не стало.

«50 лет я выписывала «Физкультуру и спорт», а на 51-й год меня вот так подвели», – возмутилась читательница «ДГ».

«Несколько лет по подписке я получал омские и центральные издания. В феврале начались проблемы: Роспечать прекратила продавать и распространять по подписке федеральные газеты, хотя подписка была оплачена. Мне хотелось бы понять причины, а до главного офиса не дозвониться», – пожаловался омич Юрий Дубасов.

«Далеко не всегда в Роспечати можно найти ту прессу, которая интересна. Кроме омских газет, там остался сплошной глянец. Газеты «Спорт-Экспресс» давно нет, не говоря уже о некоторых известных журналах. Читателям практически не дают выбора», – отметил омич Леонид Сергеев.

Возвратный отсчет

Если в будний день проехать от остановки «Флагман» до «Магазина «Заря», то из семи встретившихся на пути торговых точек Роспечати три не работают.

«Вы же видите: Роспечать со­всем банкротится. Какие объемы газет были раньше, какие сейчас. Подписка не востребована – убрали. Некоторые федеральные газеты и журналы просто невыгодно поставлять – их не читают. А возвраты какие огромные», – рассказала работник киоска на Красном Пути.

Однако в некоторых киосках, особенно на крупных остановках с большой пропускной способностью, ситуацию описывают прямо противоположную.

«Подписка никуда не делась. Ее оформляют школы, детские сады и частные лица. Хоть сейчас у всех ноутбуки, люди как покупали, так и покупают газеты», – отметила киоскер Валентина Владимировна.

В большом долгу

Надо сказать, что попытки обанкротить ОАО «Предприятие распространения, обработки, сбора печати» (Роспечать) уже предпринимались. В конце 2013 года соответствующий иск в Арбитражный суд Омской области направила барнаульская компания «Гарант-Ритейл». Из-за долга в 25 миллионов Омский филиал всероссий­ской розничной сети рисковал потерять офисное здание площадью две тысячи «квадратов» с земельным участком в полторы тысячи квадратных метров. Реальная стоимость объекта, расположенного в самом центре Омска (на Интернациональной, 41/Герцена,1), составляла 120 миллионов рублей. Однако компания смогла избежать банкротства, начав постепенно погашать долг.

На сегодняшний день Роспечать по-прежнему числится должником. Сумма обязательств перед кредиторами составляет порядка 10 миллионов. В компании не отрицают, что «попытка рейдерского захвата», как и общий экономический кризис в стране, привели к финансовому провалу сети.

Сложившаяся ситуация отразилась не только на потребителях, но и на местных изданиях, которые распространялись через киоски сети. В связи с закрытием свыше семидесяти торговых точек снизились продажи газет. Степень недоверия к Роспечати возросла настолько, что какие-то издательские дома отказались предоставлять продукцию без предоплаты, а одна из крупнейших омских газет вообще объявила о прекращении сотрудничества.

Роспечать. Перезагрузка

Выйти на связь с местным руководством Роспечати было непросто. В течение недели корреспондент «ДГ» пыталась дозвониться до Ом­ского филиала всероссийской торговой сети. В конце концов нам удалось выяснить прямой телефон руководителя, но и он оказался не доступен. Чтобы получить ответы на наши вопросы, «ДГ» пришлось буквально штурмовать офис компании.

«Чтобы не сказать чего-нибудь лишнего», генеральной директор омской Роспечати Елена Елсукова не стала давать какие-либо комментарии. Но как раз в это время в Омске оказалась председатель совета директоров ОАО «Роспечать» Марина Былева, которая приехала в наш город с большой делегацией с целью реанимировать сеть.

Что касается подписки, то Марина Былева пообещала вернуть клиентам средства. Для этого омичам следует обращаться в отдел подписки, расположенный на втором этаже главного офиса, к Светлане Руновой (телефон 94-82-24). Добавим, что в апреле деньги будут возмещены частично, с остальными клиентами Роспечать рассчитается до конца мая.

«В связи с тем, что предприятие вошло в финансовый кризис, но сейчас из него уже выходит, пока работают 120 киосков. Думаю, в течение апреля откроются и все остальные. Со второго полугодия планируем возобновить в полном объеме подписку. Уже вернули все издания, которые присутствовали ранее, более того – появятся и другие. Есть ряд газет, которые печатаются исключительно в столице, поэтому в Омск поступают с опозданием на два-три дня. Практика показывает, что такие газеты покупать уже не хотят, но мы рассмотрим и этот вопрос», – рассказала Марина Былева.

Заработать в полную силу Роспечати мешает ряд проблем. Например, отмечается, что аренда земли под киоски в Омске самая высокая по сравнению с другими регионами страны. Кроме того, торговать исключительно прессой и тем перечнем товаров, который утвержден администрацией города, киоскам невыгодно. Предприятие обратилось с письмом к местным властям с просьбой расширить ассортимент продукции. Несмотря на все сложности, руководство компании обещает перемены, и заметны они будут читателям уже в ближайшее время.

Кстати

Согласно опросу ВЦИОМ, с той или иной периодичностью печатные СМИ читают три четверти наших сограждан (77%). В том числе 12% – ежедневно, 31% – два-три дня в неделю, 26% – пару раз в месяц, 8% – хотя бы несколько раз в год. Каждый второй россиянин (51%) предпочтет прочесть заинтересовавшую его статью в печатном, нежели в электронном издании. Большинство наших сограждан (73%) признались, что не собираются отказываться от бумажных СМИ.

 

Евгений Рабинович, председатель Союза потребителей «Щит»:

– Нам постоянно задают вопрос: что творится с Роспечатью? Много жалоб поступает от ветеранов. Центральных газет, которые им интересны, практически нет. Киоски работают не везде, в продаже отсутствуют почтовые конверты, зато широко представлены сопутствующие товары. Потребителям тяжело,хотелось бы, чтобы руководство компании учло мнение омичей.

 

 

Перейти на полную версию сайта