В российских вузах, в частности Финансовом университете при правительстве РФ, в 2017-2018 годах начнут обучать специалистов по взысканию долгов, сообщают «Известия» со ссылкой на Совет при президенте по развитию профессиональных квалификаций финансового рынка. Первые дипломированные коллекторы появятся в стране уже в 2020-х годах. Следующим поворотным шагом в развитии этой отрасли может стать чистка рынка коллекторов: сокращение числа агентств, использующих недобросовестные методы выбивания долгов, таковых организаций сейчас насчитывается около 800.
Корреспондент «СуперОмска» выяснил у руководителей коллекторских агентств мнение об этой инициативе и попросил их обрисовать профессиональный портрет специалиста по взысканию долгов.
Антонина Безрук, председатель Совета директоров АО «Инновационная Бизнес Группа», руководитель коллекторского агентства «ИнБГ-Право» (г. Омск):
Изначально выражаю скепсис по поводу того, что в 2020 году уже появятся первые выпускники. Довольно оптимистичные прогнозы. Как человек, достаточно долго проработавший в высшей школе, считаю, что подготовить такого специалиста сложно: он должен обладать знаниями в области экономики и финансов, маркетинга, права, психологии. За пять лет у нас готовят или экономиста-финансиста, или психолога, или юриста. Получается какой-то уникальный комплекс, который до сих пор в профессиональных стандартах не встречался.
Допустим, такого специалиста подготовят, но на какую позицию он будет принят в коллекторское агентство или службу взыскания банка? На позицию специалиста контакт-центра? Там не нужен такой багаж знаний. Не нужен он и на позиции специалиста по выездному взысканию. Если выпускник с дипломом коллектора будет претендовать на должность аналитика или линейного руководителя в коллекторском агентстве, то его вряд ли примут на эту позицию без опыта работы. Вопрос же еще в том, кто будет преподавать, какие практические навыки студент получит в процессе обучения. В коллекторском бизнесе, как, впрочем, и в других сферах, важны прикладные вещи. А этого в условиях становления новой специальности вряд ли в вузе добьются достаточно скоро.
На практике сама профессия «коллектор» разделяется на специализации: кто-то ведет переговоры с должником, кто-то разрабатывает мотивацию для него, кто-то готовит документы для судебного взыскания и взаимодействует со службой судебных приставов. То, что представлено в проекте профессионального стандарта коллектора, – это как раз попытка создать такого «универсала», который все умеет. Практика показывает, что такие попытки успехом не заканчиваются.
Есть и еще одно очень серьезное ограничение: имидж коллектора подорван, в том числе и непрофессионально сделанными передачами и статьями в СМИ, когда снимающий или пишуший даже и не пытается вникнуть в специфику коллекторской деятельности. Очень сомневаюсь, что абитуриенты будут штурмовать учебные заведения, стремясь получить профессию коллектора. А уж их родители точно будут против. Как можно желать своему ребенку будущего, которое до сих пор представляют обывателю в виде наглого и хамоватого амбала с чем-нибудь тяжелым наперевес? Тем более что закон о коллекторской деятельности до сих пор не принят. А как можно готовить специалистов в сфере, которая не регулируется законодательно?
Однако закончу на оптимистической ноте. Для действующих коллекторских агентств появление профессионального стандарта - это хорошее подспорье в понимании системы деятельности по взысканию. Он дает четкое представление о профессии коллектора. Жаль только, что этот стандарт не получит такой широкой аудитории, которую получают всякого рода антиколлекторские инициативы.
Павел Бородкин, генеральный директор коллекторского агентства АФПБ (г. Санкт-Петербург)
В целом инициатива по обучению коллекторов в вузах – это положительная новость для рынка. Сегодня в обществе сложился образ коллектора как человека с бейсбольной битой в руках. На практике же в задачи специалиста по взысканию входят телефонные переговоры, где требуются коммуникативные способности, знание психологии, умение быть убедительным и приводить доводы. Выезды к должникам осуществляются лишь в ряде случаев, и все переговоры проводятся с соблюдением норм законодательства РФ.
По моему мнению, серьезные коллекторские агентства, которые формируют сегодня цивилизованный рынок взыскания долгов, будут несомненно привлекать выпускников вузов, получивших соответствующий диплом. А рынок полулегальных коллекторских услуг станет еще более «серым», ведь идти туда работать дипломированные специалисты вряд ли заходят.
Что касается полезности высшего образования в области коллекторства, то, конечно, опыт взыскания ничем не заменить. Но полученные навыки и знания по скиптрейсингу (поиску информации о должнике), умение вести переговоры, юридические основы, полученные в вузе, могут очень сильно пригодиться в работе.
Станислав Дужинский, аналитик Банка Хоум Кредит (г. Москва):
Да, мы считаем, что такие специалисты будут востребованы. Сейчас мы в основном обучаем соискателей сами. Соискатель должен иметь базовое образование, желание учиться и готовность к изменениям, хорошие коммуникационные навыки и навыки ведения переговоров. Мы обучаем наших сотрудников особенностям банковского законодательства, нюансам эффективного переговорного процесса, специфике наших кредитных продуктов.
Если люди будут приходить уже с базовыми знаниями банковского законодательства и банковской деятельности, будут хорошо знакомы с правовой основой коллекторской деятельности, спецификой банковских продуктов, обладать высоким уровнем финансовой грамотности, то, конечно, это существенно облегчит нашу работу. Наше внутреннее обучение в этом случае будет направлено в основном на ознакомление со спецификой именно нашего банка, а не всей отрасли в целом.