Сможет ли на этот раз уйти от правосудия омский предприниматель Звягинцев?

На следующей неделе в Куйбышевском районном суде Омска продолжится рассмотрение уголовного дела предпринимателя Геннадия Звягинцева, который обвиняется по статье «Преднамеренное банкротство», речь идет о его компании «Континент-ойл». По версии обвинения, Звягинцев от имени подконтрольных ему структур, зарегистрированных на подставных лиц, искусственно увеличивал долги «Континент-ойла», чтобы объявить банкротство и уклониться от расчетов с контрагентами. Один из поставщиков, уфимский «Лаворс» в итоге подал заявление в Следственный комитет, что и стало причиной возбуждения уголовного дела. 

В 2005 году одиозный предприниматель оказался фигурантом уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере. Следствие утверждало, что Звягинцев перевел на счет «Континент-ойла» 6 млн рублей, поступивших в адрес «Нефтетрейдерской группы Гемар», которую он ранее возглавлял. Бизнесмен якобы сумел убедить партнеров, что действительно является руководителем «Гемара».  Это, мол, и давало ему возможность распоряжаться финансовыми средствами. Настоящим собственником денег, по данным следствия, был известный в прошлом предприниматель Александр Дубинин, который впоследствии обвинил Звягинцева в «уводе» средств и всей клиентской базы. 

Фигурантами в деле о преднамеренном банкротстве, которое ниже будет описано подробнее, помимо Звягинцева выступают еще четыре персоны. Вячеслав Зыков исполнял функцию главного финансиста, контролируя оборот средств, заместителем его являлся Сергей Хомяков. Главный бухгалтер Татьяна Тимофеева обслуживала все организации, подконтрольные Звягинцеву. Правовую поддержку обеспечивал директор юридического центра «Гарантия» Вячеслав Алексин.

«Мыльный пузырь»

В сеть фирм, через которые и циркулировали финансовые потоки, входило около двух десятков юридических лиц. С 2005 по 2010 годы под этот гигантский «пузырь» факторинговые компании выдавали кредиты и овердрафты. Поясним, что в общем виде факторинг выглядит так: поставщик продает товар покупателю, не требуя немедленной оплаты. Вместо этого часть суммы платит специализированная факторинговая компания или банк, после чего получает долг с покупателя товара. Фактически это краткосрочный кредит, который позволяет получить деньги немедленно и увеличить обороты фирмы.

Поставщиками выступали близкие к Звягинцеву «Континент-ойл», «ТД Континент», «Мастер плюс» и «Сибирские Топливные Ресурсы». Менеджеры этих предприятий имели хорошие отношения с несколькими фирмами-нефтетрейдерами, которые давали товар «под честное слово» без предоплаты. Полученные таким образом нефтепродукты упомянутые четыре компании отгружали уже своим покупателям, получая расчет от факторинговых компаний «Еврокоммерц» и «Траст».

Для подтверждения отгрузки предъявлялись счет-фактура и оригиналы товарно-транспортных накладных с подписями и печатями обеих сторон. Однако, есть основания подозревать, что товар мог поставляться только на бумаге - на основании поддельных печатей и подписей от компаний-покупателей. Таким образом, могли искусственно увеличиваться обороты четырех предприятий-поставщиков.

Наблюдая такую бурную деятельность, банки охотно соглашались увеличить компаниям Звягинцева лимит кредитования. При этом полученные по факторингу средства могли быть частично обналичены, а частично – выведены на подконтрольные счета. В реальный оборот, по мнению экспертов рынка, могло поступать лишь 6-7% денег.

Кому должен – всем прощаю

Пузырь надувался вплоть до 2008 года, когда грянул финансовый кризис. Деньги факторинговым компаниям надо отдавать, а делать этого, по всей видимости, Звягинцев и Зыков не намеревались. С этого момента прекратились расчеты с поставщиками – «АСПЭК», «Транстэкинвест» и «Лаворс» и другими.

Так, согласно сведениям редакции, уфимская компания «Лаворс» по заявке «Континент-ойл» отгрузила 700 тонн дизельного топлива на сумму 19 миллионов. Омичи подтвердили получение солярки, однако якобы так и не рассчитались за него. Через полгода, как говорят, пустых обещаний и бесплодных переговоров арбитражный суд Башкирии постановил взыскать с «Континент-ойла» 22 млн рублей с учетом неустойки. Решение устояло в трех вышестоящих судах.

Кроме того, Звягинцев, по данным участников рынка, якобы успел задолжать более 300 млн рублей факторинговой компании «Еврокоммерц», порядка 90 миллионов МДМ-Банку и 48 млн «Примсоцбанку».  Причем в последнем, по слухам, не без помощи рядовых сотрудников самого банка исчезли личные поручительства Звягинцева и Зыкова, а также другие кредитные документы. По данному факту заявление было подано в управление экономической безопасности Омского УМВД, однако результатов по нему нет до сих пор. Говорят, что пропали бумаги и у некоторых других кредиторов, в частности, факторинговой компании «Траст» на сумму 25 млн рублей. Естественно, доказать задолженность без оригиналов документов эти кредиторы не смогли.

В конце 2009 года компании, подконтрольные Звягинцеву и Зыкову, подали на банкротство ООО «ТД Континент» и «Континент-ойл». При этом в реестр кредиторов вошли в основном структуры, аффилированные с этими двумя компаньонами. Возможно, сделано это было с единственной целью - не «впустить» реальных поставщиков, которым нужно возвращать деньги. Таким образом, все взыскиваемые средства могли быть направлены в личный карман организаторов схемы. Бывшие контрагенты Звягинцева остались с «дыркой от бублика» - в сентябре 2011 года «Континент-ойл» был ликвидирован, так как ни денег, ни имущества у предприятия не было.

УДАЛЕНО В подобных случаях «зиц-председатели», как правило, раз в месяц заезжают за своим вознаграждением и не глядя подписывают то, что от них требуют.

Если версия с кражей кредитов верна, то все движения денежных средств по расчетным счетам между этими организациями могли совершаться не за товар (в том числе нефтепродукты), а для увеличения оборотов на расчетном счете с целью привлечения заемных средств, которые можно увести в тень.

Отметим, приведенная в настоящей статье информация отражает едва ли десятую часть имеющихся в распоряжении редакции материалов. Несомненно, гораздо более детальная документация имеется в распоряжении правоохранительных органов и будет представлена на грядущих судебных заседаниях. Делом занимается судья Сергей Москаленко, опыт и квалификация которого не вызывают сомнений – совсем недавно он, например, участвовал в процессе над первым зампредом правительства Омской области Юрием Гамбургом.

Ближайшее заседание пройдет уже в понедельник, 13 апреля, в Куйбышевском районном суде. Отметим, в перспективе обвинение по статье 296 УКРФ может грозить Геннадию Звягинцеву наказанием вплоть до 6 лет лишения свободы.

И жнец, и швец, и в покер игрец

Сам подсудимый, по словам очевидцев, открыто бравирует своими связями в определенных кругах, силовых структурах и судах, а многие свидетели сейчас отказываются давать показания – по всей вероятности, опасаясь за свою безопасность.

Более того, на одном из судебных заседаний представительница уфимской компании «Лаворс» Елена Мухаметлатыпова заявила, что «он (Звягинцев) принципиально сказал при нашей последней встрече, что у них есть средства, но он не собирается их возвращать». Можно предположить, что аналогичным образом проходили переговоры и с другими кредиторами. По версии следствия, в то же время обвиняемый располагает достаточными активами, чтобы полностью рассчитаться по долгам. УДАЛЕНО

Впрочем, нельзя сказать, что герой нашего материала совсем не заботится о своем имидже. Так, он учредил фонд «Меценаты Сибири», который понадобился, чтобы носить статус благотворителя. Спонсорскую помощь оказывали якобы из средств самого Звягинцева, однако, по словам его бывших сотрудников, в добровольно-принудительном порядке деньги собирались с компаньонов и подчиненных. Для пиара на средства фонда приглашался известный силовой спортсмен, покойный ныне Владимир Турчинский – Звягинцев утверждал, что их связывают дружеские отношения. Кроме того, в 2009 году бизнесмен стал учредителем Омской областной Общественной федерации спортивного покера. Правда, через некоторое время Министерство спорта, туризма и молодежной политики России исключило покер из перечня видов спорта.

Фильм с открытым финалом

Процессы по взысканию долгов омского бизнесмена – однофамильца известного российского режиссера – продолжаются, и не без успеха. В 2014 году МДМ-Банк отсудил 94 млн рублей, получил исполнительный лист по решению Куйбышевского райсуда и в качестве залога по кредиту забрал Горьковский молочный завод, впоследствии выставив его на торги.

Упомянутый выше Вячеслав Зыков, по нашей информации, переехал в Екатеринбург, скрывшись от следствия. 

Отметим, что Геннадий Звягинцев проживает по соседству с председателем Омского областного суда Владимиром Ярковым. Тем любопытнее наблюдать за нынешним процессом. Ведь в случае, если виновный ускользнет от наказания, тень может лечь на того же Яркового.

Редакция «СуперОмска» надеется, что судейское сообщество обратит самое пристальное внимание на дело Звягинцева, чтобы правосудие восторжествовало. Судебная практика такова, что приговоры с реальным сроком по делам о краже курицы, алюминиевой фляги, мобильника и прочих мелких вещей выносятся пачками, в то время как ловкачи, ворочающие чужими миллионами, преспокойно гуляют на свободе.

 

Перейти на полную версию сайта