Омск-1942: битва за урожай

Пока на передовой гремели боевые сражения, в тылу велась своя не менее тяжелая битва. Чтобы обеспечить не только сам город, но и фронт, и обескровленные войной регионы картофелем и другим продовольствием, городской совет депутатов трудящихся вынужден был превратить всю незанятую территорию Омска в один большой огород.

Пережив первую военную зиму, Омск оказался лицом к лицу с новой сложной задачей – как прокормить всех жителей города, которых становилось все больше и больше. В связи с переносом промышленных предприятий с западной части страны число рабочих увеличилось в разы. Всего же на конец зимы 1942 года в Омск, население которого до войны составляло порядка 260 тысяч, было эвакуировано еще 214 тысяч советских граждан. Всех этих новых горожан необходимо было обеспечивать продовольствием. Более того, помимо нужд города были еще нужды фронта и пострадавших от войны регионов, и именно это были главным приоритетом для всех тружеников тыла. 

«Кровавый след оставляют за собой отступающие на запад фашистские полчища, разрушающие советские города, тысячи богатых колхозных сел и деревень. Немецко-фашистские гитлеровские банды нанесли тяжелые раны сельскому хозяйству во временно захваченных ими районах. Перед совхозами и колхозами нашей страны в 1942 г. стоит огромная задача не только восполнить временные потери, но и дать стране и фронту еще большее количество продовольствия и сельскохозяйственного сырья», – с неизменной патетикой говорилось на заседании городских депутатов от 31 марта 1942 года, о чем свидетельствует стенограмма, сохранившаяся в Историческом архиве Омской области.

Решить поставленную задачу было бы невозможно без успешного проведения масштабной посевной кампании, поэтому вопрос подготовке к весеннему севу и развитии огородничества в Омске стал ключевым для XV сессии Омского городского Совета депутатов трудящихся.

Справиться с этим силами одних лишь колхозов и совхозов было бы невозможно, но серьезным подспорьем стало возникшее среди трудящихся СССР «замечательное движение за создание дополнительной продовольственной базы фронту и тылу путем широкой организации подсобных овощных, мясомолочных хозяйств заводов и фабрик и путем массового развития огородничества рабочих и служащих».

«Движение советских патриотов города Омска за создание дополнительной производственной базы получает такой размах, который может полностью обеспечить и резко увеличить потребление картофеля и овощей города и тем самым дать большие продовольственные ресурсы фронту», – отмечали депутаты и делали все возможное, чтобы это движение стало еще шире и масштабнее.

Так, в целях создания дополнительных продовольственных ресурсов сессия обязала всех руководителей «безусловно в 1942 году организовать подсобные пригородных хозяйства при каждом промышленном предприятии и торговых организациях, при крупных учебных и других учреждениях города Омска». И под хозяйства заводов и фабрик в ту первую военную весну было выделено 2408 га городской земли.

Все городские школы в то время также имели свои приусадебные участки, и выращиваемые на них овощи отправлялись на фронт. Но больше всего земли было отведено под индивидуальные и коллективные огороды — в 1942-м их площадь составила 3500 га, что на 1500 га больше, чем годом ранее, так как в начале весны о желании заниматься огородничеством заявили 70 тысяч рабочих и служащих различных городских предприятий и учреждений.

Под посев овощей и прежде всего картофеля отводились любые свободные земли в черте города — временно незастроенные участки, пустыри, дворы. На одну семью в среднем отводилось по 500 кв. метров, но в отдельных случае площадь огорода могла достигать и 1000 кв. м. Руководителей учреждений и предприятий горсовет обязал временно предоставлять своим рабочим и служащим все необходимое для засева своих огородов — от семян и сельхозинвентаря до лошадей и тракторов. А для решения вопроса с рассадой, ранним урожаем и семенами все совхозы и подсобные хозяйства были обязаны в кратчайший срок организовать тепличные и парниковые хозяйства.

«Наша задача использовать все пустующие городские земли под посевы картофеля и овощей и получить с этих земель высокий сталинский урожай», — резюмировали тогда депутаты.

А через год, весной 1943-го, желание изможденных работой на благо фронта тружеников тыла продолжать засевать огороды не только не ослабело, а наоборот, стало еще сильнее. Под огороды, площадь которых должна были достичь уже 6 тысяч га, решено было отдать все — и полосы отчуждения шоссейных и железных дорог, и берега Иртыша, и даже малопроезжие улицы, а к работе в подсобных хозяйствах — привлечь всех членов семей рабочих включая школьников. А под подсобные хозяйства промышленных предприятий отдавались даже земли ближайших районов области, и общая площадь посевов вместе с пригородными совхозами Омска достигла 33 тысяч га.

Борьбу за увеличение урожая вели не только количественными, но и качественными методами. Так, например, приглашенные на заседание горсовета агрономы советовали во время посадки картофеля сыпать в каждое гнездо щепотку золы, чтобы урожай мог повыситься вдвое. И благодаря всем этим мерам, проводимым в Омске и других городах восточной части страны, Сибирь и Урал превратились в «важнейшую базу снабжения фронта и тыла» и непрерывно обеспечивали картофелем, овощами, хлебом, животноводческой продукцией и техническим сырьем все западные и центральный районы.

Перейти на полную версию сайта