2 мая мир понес огромную утрату – на 90-м году ушла из жизни выдающаяся балерина Майя Плисецкая. Живая легенда стала историей и примером для своих потомков. Не только балерин, но и всех женщин жизнь Плисецкой может научить мудрой стойкости и вечной красоте. В день своего 75-летия прима дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для нее Морисом Бежаром.
Слова и танец – вот что осталось нам в дар от Майи Плисецкой. «СуперОмск» напоминает читателям, какой мудрой и одновременно прекрасной дивой была непревзойденная балерина.
«Никогда не любила тренироваться и репетировать. Думаю, что в итоге это и продлило мою сценическую карьеру: у меня были неизмученные ноги».
Родилась в Москве в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Дядя — артист балета, балетмейстер, народный артист СССР Асаф Михайлович Мессерер.
«Не люблю суеты. Ни на сцене, ни в жизни… Лишние слова тоже не нужны».
С 1932 по 1936 годы жила на Шпицбергене, где ее отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии — и генеральным консулом СССР. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1938 года Михаил Плисецкий был арестован, осужден и в этом же году расстрелян. Мать Плисецкой была выслана в Казахстан в Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Чтобы девочка не была отдана в детский дом, маленькую Майю удочерила ее тетя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер.
«В искусстве не важно «что». Самое важное – «как». Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало – тогда это настоящее, иначе никак».
С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года находилась с семьей в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» состоялось именно здесь. В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища, Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.
«Себе говорю — честно. Ни детей, ни старцев, ни меньших братьев наших — зверье — не обижала. Друзей не предавала. Долги возвращала. Добро помнила и помню. Никому никогда не завидовала. Своим делом жила. Балетом жила. Другого ничего в жизни я делать толком и не умела. Мало только сделала. Куда больше могла. Но и на том спасибо. Спасибо природе своей, что выдюжила, не сломалась, не сдалась».
В 1953 году на киностудии «Ленфильм» был снят фильм «Мастера русского балета». В фильм вошли фрагменты балетов Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа», а также балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Майя Плисецкая исполнила в этом фильме одну из главных партий.
«Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное – у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать?»
В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.
«Элегантность давалась кровью».
Партии в репертуаре Большого театра: Китри в балете «Дон Кихот», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Раймонда в одноименном балете Глазунова, принцесса Аврора в «Спящей красавице» (1961), Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви» (1961), Хозяйка медной горы в «Каменном цветке», Эгина в «Спартаке».
«Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Хорошие всегда исключение, подарок Неба».
В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а затем Испанского национального балета в Мадриде. В Риме, в Оперном театре в Термах Каракаллы, она осуществила постановку балета Глазунова «Раймонда». В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм.
«Любящие люди воспаряют над обыденностью, мелочностью жизни. Влюбленные всегда живут в другом измерении».
В 1990 году, в возрасте 65 лет, вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами была уволена из Большого театра Юрием Григоровичем, что вызвало большой общественный резонанс. После этого не оставила сцену.
«Я люблю это выражение о руках своих партнеров: умные руки. С глупыми руками не потанцуешь. Обязательно завалят, передержат, поторопятся».
В день своего 75-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для нее Морисом Бежаром.
«Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда – воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте… До последнего мига боритесь… Мои победы только на том и держались. Характер – это и есть судьба».
Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене от сердечного приступа. Согласно завещанию, прах Плисецкой будет соединен воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.