Омский ТЮЗ в спешке выпустил на сцену неготовый спектакль про «Авангард»

Приглашенные драматурги не успели написать пьесу к премьере, и зрители наблюдали сырой материал.

В минувшую пятницу в ТЮЗе состоялась премьера первого документального спектакля об омском хоккее «В Авангарде».  Первопроходец – Театр юного зрителя, который замахнулся на незнакомый для омичей жанр – вербатим. В течение нескольких месяцев тюзовцы изучали «повадки» болельщиков, наблюдали за фан-клубом «ястребов» и фиксировали реальные истории омичей. Режиссер-постановщик – художественный руководитель ТЮЗа Владимир Золотарь.

Однако премьера не произвела должного фурора, и в ближайшее время постановка вряд ли привлечет зрителя.

Как было заявлено вначале, создание текста спектакля легло на плечи екатеринбургского драматурга Полины Бородиной и известного театрального критика, члена экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска» Александра Вислова. Но, как признался Владимир Золотарь перед началом спектакля, пьесу не успели закончить вовремя. Таким образом, на сцене показали практически сырой материал, и первый зритель наблюдал, так сказать, наработки постановочной группы. В зале присутствовали и герои спектакля – люди, у которых брали интервью и по «исповедям» которых готовились монологи для артистов.  Они, судя по реакции, остались довольны увиденным. К сожалению, этого нельзя сказать по всем остальным сидевшим в зале. Почему Владимир Золотарь решил выпустить на сцену спектакль, находящийся на уровне репетиционного процесса, и не перенес премьеру, остается «за кадром».

Во-первых, длительность спектакля оказалась для многих неподъемной. Три часа живого времени выдержать в одном режиме интереса и внимательности было, несомненно, трудно. Долгожданного антракта зал так и не дождался. Из-за его отсутствия многие выходили из зала «просто размять ноги» и, к сожалению, не все возвращались обратно.

Во-вторых, из-за «сырости» материала многие тексты казались лишними. Зная особенность Владимира Золотаря оставлять многое «про запас», можно предположить, что в данном случае с монологами случилась как раз эта история. Поправить же увлекающегося режиссера было некому, учитывая занятость иногородних драматургов.

Кроме того, реклама обещала, что постановка будет интересна для всех – фанатов и антифанатов «Авангарда». Однако происходящее на сцене порой напоминало театральную оду омской хоккейной команде, учитывая шикарный, но слегка помпезный визуальный ряд, который транслировался на большом экране. Несколько героев пытались и нейтрализовать чрезмерное благоговение, но максимально эффектно это получилось только у Сергея Зубенко. Артист с невероятной экспрессией, буквально разрезая сцену шагами, вышиб зал из колеи, произнося свой монолог антифаната. Герой вспомнил и мощное финансирование Газпрома, и экс-губернатора Омской области и, наконец, поставил точку словами, что «Авангард» – слишком дорогая команда для нашего города. Стоит отметить, что монолог Зубенко вызвал ажиотаж: произносимый им текст слишком затронул некоторых зрителей, которые изменились в лице и практически со злостью наблюдали за актером. Кстати, перед самим началом показа Сергей Зубенко признался в  своей долговременной любви к хоккею и «Авангарду».

Также в спектакле были затронуты проблемы семей фанатов, гибель Алексея Черепанова, воспоминания о первом походе на хоккей, переживания жен и матерей болельщиков, победа на чемпионате России 2004 года и так далее.

В этом сезоне спектакль «В Авангарде» больше идти не будет. В следующий раз зрители смогут увидеть его уже в новом театральном сезоне. К тому времени драматурги должны успеть написать пьесу, и омичи, скорее всего, увидят совсем другую постановку. Но осенью зрителя сложнее будет «убедить» прийти на практически очередную премьеру, учитывая майский показ.

В спектакле заняты: заслуженная артистка России Лариса Яковлева, заслуженный артист России Валерий Ростов, артисты Екатерина Вельяминова, Алексей Гнеушев, Тимофей Греков, Сергей Зубенко, Дмитрий Керн, Анастасия Константинова, Екатерина Кривецкая, Галина Ксеневич, Алла Малкина, Павел Назыкин, Дмитрий Огарь, Елена Пылаева, Данил Супрун, Евгений Сухотерин, София Хусаинова, Лариса Чичко.

Напомним, вербатим – особая техника, при которой творческая группа проводит опрос реальных людей, выбранных именно для этого спектакля. Спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актерами.

Перейти на полную версию сайта