«СуперОмск» впервые публикует полную схему по вероятному выводу бюджетных средств командой губернатора Виктора Назарова при поставках в районы Омской области угля, песка и щебня. Кроме того, редакция проливает свет на возможные мотивы людей из окружения главы региона, организовавших подобный теневой бизнес.
Проанализировав многочисленные журналистские расследования на тему организации поставок в районы области инертных материалов для строительства и содержания дорог, а также угля для предприятий сферы ЖКХ, можно предположить схему вывода бюджетных средств.
СОУЧАСТНИКИ
Основным звеном схемы является ОАО «Омская топливная компания» (ОТК). Собственник общества – министерство имущественных отношений Омской области, а председателем совета директоров примерно до середины 2014 года значился региональный министр строительства и ЖКХ Станислав Гребенщиков. ОТК существует более 10 лет и специализируется на поставках в районы области угля. Последние пару лет помимо топлива компания поставляет инертные материалы (песок, щебень) в районные ДРСУ.
До 2013 года крупнейшим поставщиком угля для ОТК была ОАО «Кузбасская топливная компания», имеющая в собственности несколько угольных разрезов. С 2013 года основным партнером ОТК становится омская компания «МежРегионТранс» (МРТ). Никаких разрезов у МРТ нет, уставной капитал общества составлял 10 тыс. рублей. Компания была прописана в квартире. Предположительно, бенефициаром МРТ являлся Виктор Агарков. Помимо многочисленных подтверждений со стороны источников, контакты Агаркова были указаны в ряде документов компании при подаче заявок на поставку товаров для ОТК. Наконец, директор ОТК Александр Медведев в кулуарных разговорах называет Агаркова «другом семьи». МРТ – это второе звено схемы.
Наконец, третье звено исполнителей – это профильные министры. Обвинения СУ СКР по Омской области, предъявленные региональному экс-министру транспорта Олегу Илюшину, в большей степени подтверждают такие догадки.
Напомним, по версии следствия, Илюшин, используя служебное положение, незаконно расторгнул контракт с ООО «Сибирская нерудная компания» на поставку в районы области песка и щебня (общей стоимостью 87,4 млн рублей). Под давлением министра, ДРСУ отказывались оплачивать товар, вследствие чего компании был нанесен ущерб в размере 6,4 млн рублей. Илюшина подозревают в том, что действовал он в интересах ОТК, отваживая лишних конкурентов.
Это важный этап схемы. Согласно нашему предположению, при проведении конкурсов чиновники создавали для ОТК неконкурентные условия – давили тех, кто имел наглость посягать на «поляну» ОТК. Например, в том же аукционе, где победила «Сибирская нерудная компания», после расторжения контракта мало того что предпринимателям не оплачивали поставки (убыток 6,4 млн рублей), так власти еще и подали требование на банковскую гарантию (8,7 млн рублей), которую списали бы со счета победителя торгов, если бы тот не обратился в суд. Наконец, чтобы вообще добить строптивых бизнесменов, правительство области обратилось к площадке госзакупок с требованием внести «Сибирскую нерудную компанию» в список недобросовестных поставщиков, что лишало бы компанию возможности в течение двух лет претендовать на государственные заказы. В данном случае финты правительства не прошли – «Сибирской нерудной компании» удалось доказать свою правоту в суде, что легло в основу уголовного дела против Илюшина.
С другой стороны, те же чиновники, судя по публичным свидетельствам, требовали от районных глав и предпринимателей сферы ЖКХ работать только с ОТК. Об этом подробно в своем журналистском расследовании рассказывала корреспондент «Омской телевизионной компании» Анна Мартынова. В частности, в фильме Мартыновой прозвучало открытое заявление главы Знаменского района Василия Дюборева о том, что его принуждали покупать уголь у ОТК.
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
Схема, вероятно, выглядит следующим образом. Высокопоставленные чиновники регионального правительства принуждают районных потребителей топлива и инертных материалов работать с ОТК. При проведении ключевых аукционов, которые организуются теми же чиновниками, запрос формируется так, чтобы посторонним компаниям было тяжело победить. Цена товара имеет здесь второстепенное значение, важными критериями становятся количество сотрудников, наличие почетных грамот и так далее.
Выигрывая правительственные аукционы, «Омская топливная компания» в свою очередь проводит свои небольшие конкурсы для субподрядчиков на поставку материалов. Часто это конкурс с единственным участником – «МРТ». Из отчета Контрольно-счетной палаты следует, что максимальная сумма большинства договоров с МРТ не превышает 10 млн рублей. Это вызывает большие подозрения, так как сделки до 10 млн по закону можно проводить без конкурса. В итоге на «МежРегионТранс» только в 2013 году приходилось почти 80% всех поставок ОТК. Задолженность ОТК перед МРТ по итогам 2013 года составила 40 млн рублей.
В 2014 году МРТ в роли поставщика угля сменила компания ООО «Строй Финанс». Задолженность перед ней по итогам 2014 года составила 39 млн рублей. О ней чуть позже.
Бенефициаром МРТ и «Строй Финанса» источники в один голос называют Виктора Агаркова. В своих показаниях Олег Илюшин подтверждает тот факт, что Агарков присутствовал на совещаниях министра как потенциальный поставщик угля.
Предполагается, что Агарков если и не родственник губернатора Виктора Назарова, то точно его давний друг (об этом достаточно писали в региональных СМИ). В таком случае заказчиком схемы оказывается даже не группа министров, а непосредственно сам губернатор Виктор Назаров.
БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ
Собеседники «СуперОмска», защищающие в этой истории позицию губернатора, предлагают иначе взглянуть на ситуацию. По их утверждению, угольный рынок в Омской области весьма коррумпирован и это наследство еще 90-х годов. Попытки региональных властей хоть как-то упорядочить процесс поставок угля бюджетным организациям все время сбивался и скатывался в коррупцию. Основная проблема заключается в работе районных предприятий ЖКХ с «возвратными деньгами», проще говоря, откатами. Предприятия якобы умышлено заказывали уголь низкого качества, которого не могло хватить на весь отопительный сезон. Они, дескать, знали, что власти, избегая чрезвычайных ситуаций в районах, все равно выделят деньги на дополнительную партию топлива, а это сулит очередной откат от поставщиков.
Имея столь порочное наследство, губернатор Назаров поставил важную государственную задачу – переломить сложившуюся систему. Для этого, во-первых, с 2013 года все мелкие заказы объединялись в единые крупные аукционы. А во-вторых, побеждать в этих тендерах должна подконтрольная организация. В этом случае о взятках на местах не могло быть и речи.
Доверить разработку и исполнение такой схемы можно только своему человеку, ведь, превращаясь в такого рода монополиста, поставщик будет аккумулировать на своих счетах значительные суммы. Тем более что у областных властей уже был печальный опыт, когда угольный кошелек бежал, прихватив накопления. Это произошло еще во времена Леонида Полежаева, однако Виктора Назарова предупредили о такой возможности. Получается, «своим» человеком должен быть такой, кому можно стопроцентно доверять. Именно так, по словам источников, в схеме оказался Виктор Агарков, с которым губернатор вместе вырос. Кстати, Виктор Назаров успел публично отречься от Агаркова, заявив, что, мол, он ему никакой не двоюродный брат. Однако собеседники продолжают настаивать на их родстве.
Аккумулированные средства, находясь в руках надежного человека, должны были лечь в основу неофициального губернаторского фонда. Такой карман вроде бы необходим любому руководителю территории. Скажем, приехал губернатор с визитом в какой-нибудь условный Марьяновский район, где во время встречи с населением к нему обратилась, например, многодетная мать, к тому же еще и погорелица. Очевидно же, что ей необходима скорейшая помощь. И здесь есть два варианта. Первый – дать распоряжение своим заместителям, чтобы женщину внесли в очередь на официальную материальную поддержку. Однако это долгий путь, на реализацию может уйти больше года. Второй – быстрый: выделить деньги из своих неофициальных накоплений. Что сказать, благие намерения.
Впрочем, как следует из многочисленных журналистских материалов, жалоб сельских руководителей, районных предпринимателей и, наконец, из уголовного дела в отношении Олега Илюшина, реализация схемы подкачала. Добросовестная конкуренция в угольном бизнесе практически убита. Предприниматели, главы районов запуганы. Используя свое положение, поставщик неизбежно начинает работать над увеличением прибыли. В область погнали материалы низкого качества.
Более того, ситуация, когда арбитражный суд удовлетворил требование ООО «Сибирская нерудная компания» возместить предпринимателям из регионального бюджета недополученную прибыль в размере 30 млн рублей с конкурса в 86 млн рублей, может свидетельствовать об уровне вывода бюджетных средств.
Стоит ли говорить, что ни одна «марьяновская многодетная мать-погорелица» не получила личной помощи от губернатора. По крайней мере, об этом не писали региональные СМИ, а подобный инфоповод они вряд ли бы оставили незамеченным.
ВЫВОДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Все чаще описанные предположения находят подтверждения. Со стороны правоохранительных органов – это уголовное дело в отношении одного из предполагаемых исполнителей, Олега Илюшина. Со стороны судебной системы – это решения о компенсации предпринимателям убытков и недополученной прибыли. Что же касается чиновников облправительства, то и здесь видны некоторые перемены.
После шумихи в СМИ компания «МежРегионТранс» оказалась засвечена, и организаторы схемы, очевидно, решили ее похоронить. Сейчас общество ликвидировано. Зато появился другой поставщик – ООО «Строй Финанс». Есть все основания полагать, что новая организация также подконтрольна Виктору Агаркову. Согласно данным сервиса раскрытия коммерческой информации, директором значится некий Ренат Тагиров. Знакомые с ситуацией собеседники «СуперОмска» рассказывают, что г-н Тагиров – бывший механик Агаркова, когда тот занимался логистикой. Есть и официальные пересечения их судеб – оба владели ООО «Резерв» до ликвидации данного общества.
Смена юридического лица явно свидетельствует о том, что после вскрытия теневой схемы в СМИ ее организаторы выводы все-таки сделали. Правда, вразрез общественным ожиданиям даже после огласки бенефициары и не думают сворачивать деятельность, а стремятся еще более запутать следы.
Наконец, от официального управления ОТК отстранился вице-губернатор и коммунальный министр Станислав Гребенщиков. Теперь должность председателя совета директоров компании занимает финансист Богдан Масан – заместитель Станислава Гребенщикова по министерству строительства и ЖКК Омской области. К слову, имя Богдана Масана сегодня называют в числе основных претендентов на освободившийся пост министра финансов региона. Так что не исключено, что совсем скоро вся областная казна превратится в «неофициальный губернаторский фонд».
Однако пример уголовного преследования Олега Илюшина, очевидно, заставил участников угольной схемы стать более осторожными. В результате крупный угольный конкурс в 2015 году выиграла конкурирующая с ОТК компания ООО «ТрансУголь».
Вероятно, основные последствия от реализации теневой угольной схемы жители Омской области почувствуют уже ближайшей зимой. Цепочка посредников, включенных в процесс поставки топлива, неминуемо приводит к удорожанию товара. По неофициальным данным, ОТК удавалось продать районным коммунальщикам уголь по цене чуть ли не вдвое превышающей среднерыночную. Не исключено, что уже в ближайшее время по Омской области прокатится волна закрытия поселковых котельных ввиду их нерентабельности. И рядовым сельским потребителям, которые окажутся не в состоянии оплачивать издержки угольной схемы, придется согревать дома буржуйками.
Георгий Журавлев
В рамках большого проекта «Команда Назарова» редакция «СуперОмска» планирует подробно и регулярно рассказывать читателям о неизвестных страницах биографии членов ближнего круга главы региона – теневых бизнес-схемах, тайных мотивах, прошлых «заслугах» и будущих намерениях. Таким образом «СуперОмск» стремится повысить степень информационной открытости региональной власти. Мы считаем, что омичи и жители области имеют право знать все о людях, допущенных к распределению бюджета.