Контролем качества топлива пренебрегают в основном АЗС, принадлежащие небольшим фирмам и индивидуальным предпринимателям.
Прокуратура Омской области вместе с Ростехнадзором и Роспотребнадзором проверила более 40 организаций нефтепродуктообеспечения, связанных с производством, хранением и реализацией автомобильного топлива. Специалисты аккредитованных организаций отобрали и исследовали пробы топлива на десяти предприятиях города и области.
Всего по итогам проверки прокуроры выявили порядка 140 нарушений закона, внесли 23 представления и возбудили 24 административных дела. Любопытно, что все упомянутые надзорным ведомством нарушения выявлялись на мелких заправках, а не на станциях крупнейших игроков рынка – «Газпром нефти», «Топ Лайна» и «Лукойла». Еще до организации масштабных прокурорских проверкок общественные организации автомобилистов неоднократно жаловались на небольшие, зачастую полулегальные АЗС, расположенные на протяжении федеральных и областных автодорог.
Напомним, еще 29 апреля Владимир Путин на совещании с министрами заявил, что, по данным Росстандарта, «качество топлива очень часто не отвечает необходимым стандартам» и поручил Генпрокуратуре разобраться с качеством бензина и прочего автомобильного топлива на внутреннем рынке. В свою очередь, министр промышленности и торговли Денис Мантуров предложил наказывать рублем нефтезаводы и АЗС за некачественное топливо.
В ходе омской проверки на отдельных нефтебазах при хранении автомобильного топлива допущены грубые нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, подчеркнули в прокуратуре. Технические устройства и резервуары эксплуатируются за пределами сроков службы без надлежащей экспертизы. На шести АЗС качество топлива не соответствовало техническому регламенту
Не все заправки проводили лабораторные испытания нефтепродуктов в объеме контрольного анализа, уклонялись от заключения договоров с аккредитованными организациями на подобные испытания. В итоге топливо не подвергалось необходимому контролю.
По мнению экспертов, в Омской области ситуация с качеством автомобильного топлива остается неоднозначной. Казалось бы, благодаря присутствию в регионе крупнейшего нефтеперерабатывающего завода рынок должен быть насыщен эталонным нефтепродуктом. Однако близость к Казахстану и деятельность сибирских «заводов-самоваров» портит идеальную картину.
Текущую ситуацию с качеством автомобильного топлива в Омской области в разговоре с корреспондентом «СуперОмска» прокомментировал Олег Заутинский, руководитель ГОУ «Инженерно-технический центр топливной инпекции». По словам эксперта, крупные сети АЗС в целом соблюдают требования ГОСТа и Технического регламента относительно качества бензина и солярки. Мелкие же зачастую экономят на контроле качества топлива.
«До 2005 года торговля топливом относилась к лицензируемым видам деятельности. Этим занималась топливная инспекция. Сейчас лицензирование отменено, и контроль возложен на самих владельцев АЗС. Они должны следить за качеством сами, заключая договоры с проверяющими организациями. Государственный контроль как таковой проводится лишь по жалобе покупателя Роспотребнадзором, Ростехнадзором или полицией. Соответственно, крупные сети, которые дорожат своей репутацией, стараются контролировать качество продукции. Когда же автомобилисты заправляются на нелегальных АЗС или где-то на трассе, в передвижных пунктах, то они сами несут ответственность за то, что покупают. Мое мнение, что процентов 10 топлива, которое реализуется на территории области, нелегальное. В основном проблема с дизелем, который бывает низкого качества», - рассказал Заутинский.