Чтобы посмотреть, что удалось сделать за месяц с начала активной фазы работ, корреспондент «СуперОмска» отправился на место событий вместе с представителями областного минстроя и организаций, так или иначе участвующих в процессе строительства.
Нынешним летом под Омском активно достраивается многострадальный Западный обход Омска. Его должен был завершить «Мостовик», однако на полпути после известных событий контракт с компанией Олега Шишова был расторгнут. Новым генподрядчиком стало ДРСУ № 6 из Калачинска. Чтобы посмотреть, что удалось сделать за месяц с начала активной фазы работ, корреспондент «СуперОмска» в понедельник, 13 июля, отправился на место событий вместе с представителями областного минстроя и организаций, так или иначе участвующих в процессе строительства.
Дорожники рассказывают, что в советское время транспорт с Урала и Западной Сибири двигался на восток страны через казахстанский Петропавловск по трассе М-51 «Байкал» (новое название – трасса Р-254 «Иртыш»). После распада СССР соседняя республика объявила себя независимой, появилась государственная граница, транзит грузов через которую стал затруднителен. Траффик перенаправился на ранее считавшуюся заштатной трассу Омск – Тюмень (Р-402), фуры заполонили Омск, забивая и без того «усталые» городские дороги. Чтобы увести большегрузы из областного центра, и необходим Западный обход, который соединит автодороги Р-402 и Р-254. Проектом предусмотрено две полосы, ширина проезжей части составит 9 метров.
Объект называют знаковым и крупнейшим за последние годы в регионе. На ключевую стройку стянуты колоссальные силы. ДРСУ № 6 привлекло несколько субподрядчиков: ГП «Омскавтодор», ДРСУ № 2 и № 4, «Сибмост-Стройпроект» (мостовые работы), ПМК «Электроспецмонтаж» (электротехнические работы). Задействовано более 150 единиц техники, непосредственно на каждую смену выходит около 100 человек, а всего в процесс вовлечено более 600 специалистов.
Сначала направляемся в район Омск-Федоровки, где сосредоточены необходимые запасы стройматериалов – гигантские «залежи» щебня и песка.
В дороге начальник управления дорожного комплекса министерства строительства Омской области Дмитрий Христолюбов разъясняет, почему решили ремонтировать подъезд к Федоровке. Многие омичи не могли взять в толк, зачем, казалось бы, тратить более 30 миллионов на трассу к аэропорту-долгострою? Оказывается, этот участок как раз соединяется с Западным обходом, а значит, вскоре по нему пойдут тысячи фур, поэтому ремонт здесь действительно необходим.
По приезде докладывает первый заместитель директора, главный инженер Управления дорожного хозяйства Омской области Евгений Чибисов. Именно он непосредственно координирует и контролирует строительный процесс.
«Сделано основание из песка на протяжении 16 километров, выполнено устройство из золоминеральной смеси на 8 километрах. На 6 километрах уложен нижний слой покрытия в виде пористой крупнозернистой асфальтобетонной смеси. Если брать в деньгах, то за месяц освоено более 200 миллионов рублей. Отсыпано более 20 тысяч кубометров грунта, работы ведутся в две смены. Та неделя нам не дала выполнить весь объем за счет погодных условий, сейчас наверстываем упущенное. На мосту через Камышловку ведется уже подготовка к сдаче в эксплуатацию – покраска опор, балок. На этот месяц планируется освоить более 250 миллионов, соблюдается календарный график, даже с учетом того, что неделя дождей не дала нам сделать все необходимое».
Директор областного управления дорожного хозяйства Валерий Никитюк до приезда в Омск долгое время работал в этой же отрасли в Алтайском крае. Он отмечает, что сибирский климат существенно ограничивает сроки работ, все нужно делать оперативно. Полностью обход должен быть готов уже к 31 октября 2015 года.
«Сибирь – значит, времени очень мало. Мы не можем, как в Краснодарском крае, три раза картошку собирать и круглый год работать с тем же асфальтобетоном, бетоном, цементом. Когда шли дожди, которые не позволяли соблюдать технологию дорожных работ, мы заготовили материалы, и сейчас их везут сразу на объекты», – объясняет Никитюк.
По ходу движения на следующие строительные участки Дмитрий Христолюбов поясняет, что золоминеральная смесь имеет ряд преимуществ по сравнению с основанием из щебня. Например, она приобретает устойчивость не за 28 дней, а всего за 7, и к тому же является монолитной. Щебень же специалисты называют «дискретным», то есть состоящим из множества частичек, которые со временем отходят друг от друга. Отметим, в рамках строительства на базе ДРСУ № 2 специально была смонтирована золосмесительная установка, а в поселке Красный Яр появился асфальтобетонный завод.
Золоминеральная смесь
Очередная остановка – как раз место работы грейдера, который ровняет насыпаемую смесь по поверхности.
К месту укладки основания дороги ежеминутно прилетают нагруженные КамАЗы, после доставки груза немедленно возвращаясь за новым «траншем». Часть процесса можно увидеть в небольшом видеоролике, снятом автором репортажа.
Микроавтобус везет нас дальше – к насыпи над железнодорожными путями высотой более 12 метров. Здесь укладывается армированная сетка, которая не дает насыпи расползаться под воздействием воды. За одни сутки сюда привозят 3000 кубометров грунта, неподалеку в карьере его добывают два экскаватора. Работа идет круглосуточно в две смены, у леса уже стоит техника, которая пойдет ночью.
«Начали 15 июня. Были сложности с магистральным нефтепроводом, здесь охранная зона, требуется множество согласований с «Транссибнефтью». Необходим перенос части нефтепроводов, а это опасные объекты, очень долго искали подрядчика, который сможет это сделать. 15 августа должны «закрыть» всю кубатуру насыпи – 80 тысяч кубометров. Идет послойная укладка и уплотнение в соответствии с технологией – по 30-40-50 сантиметров», – рассказывают дорожники.
Во время разговора удается сверху сфотографировать грузовой состав с углем, проходящий под путепроводом.
Наконец, последняя точка перед возвращением в город – уже упомянутая развязка на пересечении с трассой М-51 «Байкал», которая представляет собой «клеверный лист». Из восьми съездов здесь в разной степени готовности находятся пять: три асфальтируются, еще на двух укладывается основание.
Движение планируется открыть уже 5 сентября. Об этом очень просили «федералы» из Сибуправтодора, поскольку это опасное место с точки зрения интенсивности движения, которое потенциально может создавать очаг аварийности под путепроводом.
«То, что у нас город Омск задыхается в пробках, все мы видим. В том числе видим и состояние улицы Волгоградской – колейность, разрушение дорожной одежды. И то, что эти пробки связаны с транзитным транспортом, который вынужден заезжать в город, двигаясь из Тюмени на восток, это тоже не всем, но многим понятно. Строительство Западного обхода позволит перевести более 5000 автомобилей в сутки на окружную дорогу, не пуская в Омск. Это выгодно и самим транзитчикам, которые не будут терять время в пробках. Выгодно и для омичей, поскольку снижаются заторы на дорогах, улучшается экология», – подводит итог Дмитрий Христолюбов.
Следующая инспекция с участием представителей прессы запланирована через месяц, такие выезды будут регулярны вплоть до полного завершения объекта.