В ходе журналистского расследования того, как шла установка камер видеофиксации правонарушений на омских дорогах, «СуперОмск» обнаружил скандальные и шокирующие факты. Выяснилось, что в ходе исполнения тендеров, проведенных в 2013 году, на общую сумму более 100 млн рублей подрядчик областного Главного управления ГО и ЧС, предположительно, неоднократно нарушал технические требования контракта и критерии качества услуг, не соблюдал сроки выполнения работ, но не получил за это ни одной претензии, а теперь и вовсе готовится к новому контракту.
В мае 2013 года по инициативе областных чиновников состоялись два конкурса на оказание услуг по предоставлению информации в области дорожного движения, полученной посредством применения специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, а также средств фото- и киносъемки, видеозаписи, работающих в автоматическом режиме. Попросту говоря, областные власти искали исполнителя, который установил бы на дорогах 40 комплексов видеофиксации нарушений ПДД.
Идея благая – оснастить суперсовременным телекоммуникационным оборудованием УВД и позволить полиции организовать работу единого информационного центра, который, как в голливудских фильмах, наблюдал бы за дорожной ситуацией с помощью огромного числа камер. Согласно конкурсной документации при помощи установленных комплексов слежения должны были фиксироваться такие нарушения ПДД, как пересечение стоп-линии на запрещающий сигнал светофора, непредоставление преимущества пешеходу на переходе и проезд на красный сигнал светофора, а также нарушение скоростного режима. Заказчиком выступало Бюджетное учреждение «Центр ОМГОЗН» – структура, подконтрольная Управлению по делам ГО и ЧС Омской области.
Стартовая цена обоих конкурсов составляла 400 млн руб.
По условиям конкурсов, до 31.12.2015 года победитель должен был разместить не менее 30 комплексов на перекрестках и пешеходных переходах Омска, а также не менее 10 комплексов, фиксирующих нарушение скоростного режима. При этом все места, на которых должны были появиться стационарные комплексы, были четко прописаны документацией. Кроме того, четко были прописаны сроки работ, технические условия и критерии качества (параметры канала подключения комплексов), которые в итоге должны были стимулировать компанию-победителя торгов установить более 40 суперсовременных комплексов и обеспечить УВД новым уровнем телекоммуникаций. С этих комплексов видеофиксации необходимо было предоставить в УВД 1 400 000 единиц фотоматериалов, которые являлись бы основанием для направления штрафных квитанций.
Ознакомиться с условиями первого и второго тендера может любой желающий на сайте госзакупок.
В результате ожесточенных торгов цена упала почти в четыре раза – до 107 250 000 руб. Победителем было признано никому ранее не известное ООО «Тринити телеком».
«СуперОмск» выяснил подробности исполнения этого госконтракта по монтажу комплексов фото- и видеофиксации, предназначенных для регистрации нарушений ПДД.
В целом процесс пуско-наладочных работ больше стал походить на банальное «набивание карманов» представителями компании «Тринити Телекомом». По обоим конкурсам сроки всех этапов монтажа комплексов и запуска их в эксплуатацию были катастрофически сдвинуты. Заказчики же – областные чиновники – даже не подумали потребовать за это неустойку, хотя такая возможность была предусмотрена контрактом. Попросту говоря, государство в лице Главного управления ГО и ЧС вполне могло взыскать с подрядчика существенные средства для бюджета, однако на тот момент закрыло на это глаза.
Основным же грехом, в котором, предположительно, может быть уличен «Тринити Телеком», – это размещение техники вне мест, оговоренных техническим заданием. В частности, это касается улиц Новокирпичная (возле АЗС «Лукойл»), Фрунзе (в районе метромоста), самого моста имени 60 лет Победы (в 150 метрах от перекрестка с ул. 3-й Енисейской), Конева (375 метров от перекрестка с Ватутина, по направлению в сторону «МЕГИ»), Волгоградской (район остановки «Госбанк»), а также комплекс по Красноярскому тракту (район СНТ «Садовод-1»).
Руководители компании «Тринити телеком» Андрей Сазанович и Максим Ожерельев по ходу исполнения госконтракта, по всей вероятности, придумали нехитрую схему. По ней для фиксации нарушений скорости применялись так называемые мобильно-стационарные решения под названием «КРИС-П», которые и вовсе не были предусмотрены контрактом. Суть конкурса заключалась в оснащении города современными стационарными комплексами, а дельцы из компании «Тринити телеком» пошли по упрощенному и незатратному пути. Условно стационарными эти мобильные комплексы стали уже после их монтажа в металлических шкафах, размещенных в наиболее «рыбных» местах. Однако далеко не всегда эти места соответствуют конкурсной документации. Но кто бы обращал на это внимание, если деньги своим владельцам и «крышующим» их гражданам эти «коробки у дороги» стабильно приносят.
Как утверждают специалисты в сфере телекоммуникаций, использование мобильных комплексов в закрытых боксах ставит крест на возможности просмотра транспортного потока на дорогах в режиме реального времени. А именно это было прописано в техническом задании госконтракта. Вероятно, сомнительное «ноу-хау» Сазановича и Ожерельева зачастую не имело даже 3G-модема, не говоря уже о канале со скоростью 100 мегабит, как прописано в конкурсной документации. Периодически данные передавались на обыкновенной флешке, что является грубейшим нарушением условий государственного контракта. В общем – работа велась практически «на коленке», а данные с нарушением всех норм передавались заинтересованным лицам в УВД совсем не том виде, которого требовал конкурс. Но, что самое интересное, подполковника Строганова, который отвечает за работу с комплексами видеофиксации, это существенное расхождение с условиями конкурса нисколько не смущает.
Есть также основания предполагать, что нарушалась и технология передачи данных по защищенному каналу связи. Высока доля вероятности, что подрядчик не монтировал дорогостоящие сети, а зачастую пользовался нелегальными и не введенными в эксплуатацию частными сетями связи. А это уже прямое нарушение норм действующего законодательства, предусматривающего защиту от несанкционированного доступа к подобной информации и оборудованию.
Существенно подрядчиком нарушается и один из ключевых параметров – скорость передачи данных о нарушениях ПДД от фиксирующих устройств до операционного центра (по ул. 10 лет Октября, 203г). Она должна составлять не менее 100 Мб/с. Реально же вместо оптоволоконного кабеля, не мудрствуя лукаво, исполнителем зачастую подключались 3G-модемы. По мнению технических специалистов, это ухудшало скорость доступа и обработки информации как минимум вдвое и не позволяло осуществлять видеотрансляцию с обзорных камер перекрестков в заявленном качестве.
Все установленные комплексы, по данным наших экспертов, должны были приниматься в эксплуатацию комиссией, в состав которой обязательно должен входить руководитель Центра автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения УМВД РФ по Омской области подполковник Строганов Леонид Сергеевич. Он же, по долгу службы, обязан отслеживать качество и форму передачи данных о правонарушениях.
У редакции «СуперОмска» возникли резонные вопросы. Что не позволило специалисту такой квалификации не заметить столь существенных нарушений технического задания, разработанного под его непосредственным руководством? Почему руководитель центра, подполковник полиции Строганов, ответственный за техническую часть взаимодействия, не поднял тревогу, не обратился непосредственно к заказчику в ГО и ЧС, не сообщил о несоответствиях оказываемых услуг техническому регламенту конкурсной документации и о прямых нарушениях условий государственного контракта?
Отдельно стоит отметить, что начальная стоимость двух тендеров составляла 400 млн рублей, однако «Тринити Телекому» удалось в ожесточенной борьбе сбить цену почти в четыре (!) раза. Не исключено, что у руководителей этой компании была серьезная уверенность в том, что никаких препон при ненадлежащем исполнении государственного контракта не возникнет. Кто мог предоставить такие гарантии? Может, не зря к участникам этого рынка просачиваются слухи о том, что Ожерельев бравирует перед своими партнерами некими «железными» договоренностями с подполковником полиции, основанными на серьезной финансовой подпитке последнего?
После изучения особенностей проведения работ становится понятно, как именно компании «Тринити телеком» удалось исполнить контракт с четырехкратным дисконтом. По сути, важнейшее государственное ведомство, которое должно было приобрести мощное и современное средство мониторинга всевозможных инцидентов на дорогах, получило сляпанную в гараже кустарщину.
В итоге нашего расследования сложилась, предположительно, такая картина.
При молчаливом согласии ответственного подполковника Строганова партнеры по «Тринити телеком» Ожерельев и Сазанович с помощью переделки мобильных комплексов в стационарные, установке их в «удобных» для себя, но не предусмотренных контрактом местах искусственно создали завышенный объем штрафов. По факту, камеры устанавливались по принципу «где больше можно срубить», а не по утвержденному списку. При этом партнеры получили серьезную экономию на монтаже систем защиты и качестве каналов связи. Сроки работ по контракту не были выдержаны. И это далеко не полный перечень обнаруженных нами нарушений.
Как результат, омичи так и не получили современных комплексов видеофиксации, которые позволили бы оперативно следить за ситуацией на дорогах. Несколько человек существенно пополнили свое благосостояние, а оплатили все это из наших налогов. При этом по ходу журналистского расследования у нас сложилось устойчивое мнение, что подполковник Строганов вряд ли смог бы сам и без страха пойти на сговор с дельцами из компании «Тринити телеком». Вероятнее всего, ему покровительствует кто-то из вышестоящего руководства. Редакция «СуперОмска» не сомневается, что разобраться в этой ситуации захотят и компетентные органы с целью выяснить, на что ушли существенные бюджетные средства, и дать этому соответствующую правовую оценку.
Георгий Журавлев