Неформатная экскурсия в разгар рабочей среды. Зачем? Есть как минимум три причины.
Объемы уголовных дел в отношении омских чиновников растут слишком быстрыми темпами – это первое, второе – нам известно крайне мало про условия содержания в СИЗО, и третье – более года там находится отстраненный от должности первый вице-губернатор Юрий Гамбург.
Следуем за нашим «экскурсоводом» – замначальника следственного изолятора № 1, полковником Романом Козловым.
Пока перед нами отпирают двери с увесистыми замками, воображение рисует картину мрачных казематов с мигающими лампочками и невысокими потолками. Но – только на пару секунд. Нас встречают светлые и просторные коридоры самого нового из трех пятиэтажных корпусов. Тут – территория граждан, ранее не отбывавших наказание. Тем не менее сотрудники СИЗО-1 поспешили напомнить: «Здесь не санаторий!».
За глухой дверью мы видим стандартную десятиместную камеру. Сейчас там пусто – арестанты находятся на судебно-следственных действиях, поэтому мы можем беспрепятственно разглядеть все поближе.
Тройные решетки на окнах, двухуровневые кровати, стол с шахматами и книгами, личные шкафчики. Санузел изолирован – «приватность соблюдена», а из крана текут горячая и холодная вода.
«Посуда для постоянного пользования – кружка, ложка, миска – выдается только на период приема пищи. Имеются места, где хранятся продукты питания, которые получают в посылках, передачах. Осуществляется видеоконтроль практически в каждой камере», – поясняет Козлов.
Режим дня един для всех: подъем в 6:00, отбой – в 22:00. Ежедневно: уборка, прогулка, судебно-следственные действия, раз в семь дней – гарантированный поход в баню. Все остальное время у сидельцев свободное. Оставаться в курсе мировых и региональных событий позволяет радио – приемники установлены в каждой камере. Газеты менее популярны, ведь кто-то не умеет читать, пояснили нам.
«В учреждении установлен распорядок дня, который регламентирует отбой, подъем. То есть в это время заключенные отдыхают не менее восьми часов. Утро начинается с подъема, зарядки, завтрака, участия в последующих судебно-следственных действиях, обед, ужин. В этих промежутках между приемами пищи в обязательном порядке проводятся помывка, прогулка в течение светового дня спецконтингента по установленному графику, проводятся краткосрочные свидания».
Чтобы как-то помочь заключенным, в каждом камере есть инструкции, как правильно заправлять кровать в картинках, плюс перечень организаций, куда можно обратиться для защиты прав и интересов.
«Поймите правильно, существуют ситуации, когда люди их дома не заправляли. У кого-то дома не было, поэтому подсказать – это неплохо».
Из нового корпуса через многочисленные решетчатые двери с засовами движемся в старый, построенный еще в XIX веке по проектам, одобренным Екатериной II. Тут содержатся лица, ранее отбывавшие наказания.
Их камеры ничем не отличаются от остальных – кровати, стол, туалеты. Размещение строго зависит от квалификации преступления, а значит, экономические преступники никогда не будут сидеть вместе с убийцами.
На первом этаже изолятора расположена камера, где содержится Юрий Гамбург. Сотрудники СИЗО заверили, что для них спецконтингент обезличен (более подробно читайте тут).
Покидаем камеру и следуем в пищеблок. В этих помещениях готовится еда на всех арестантов. Первое, второе и чай варят в огромных баках, затем разливают в термосы.
Накормить всех удается одному повару и нескольким помощницам. Меню формируется каждую неделю исходя из девяти положенных норм питания, и в среду на обед мы попадаем на картофельный суп с макаронами и гороховое пюре с курицей. Для развенчания мифа о тюремной похлебке – баланде – пробуем блюда сами.
И первое, и второе превзошли ожидания. Да и трехразовое питание, расписанное на бумаге, выглядит сбалансированным: разнообразные супы, каши на молоке, овощи, рис, рыба и мясо.
Далее мы проследовали мимо цехов прямо к мини-пекарне. Она обеспечивает потребности всего изолятора в углеводах и клетчатке. Два вида хлеба по 400-550 граммов в зависимости от предписания ежедневно получают подростки, женщины и мужчины.
Возомнив себя «Ревизорро», обращаем внимание на содержание помещений пищеблока – все впечатляюще чисто.
На обратном пути видим стену – почти музейный экспонат. С XIX века эти кирпичи сохранены в первозданном виде так же, как винтовая лестница и сводчатые потолки. Все напоминает об историческом прошлом и богатой истории, которую помнят эти стены.
Преодолеваем множество решетчатых дверей, закрытых на несколько оборотов замков и попадаем в административный штаб и кабинет полковника Романа Козлова, откуда и началась наша экскурсия.
Что происходит с человеком, который попал в следственный изолятор?
- При поступлении в следственный изолятор каждый заключенный под стражу досматривается, его обыскивают. У него изымают запрещенные предметы, проверяют то имущество, которое поступает с ним. В обязательном порядке каждый поступивший проходит санитарную обработку, получает постельные принадлежности, посуду – кружку, ложку, затем размещается в камере карантинного отделения. В течение первых трех дней с момента прибытия проходит обязательную медицинскую комиссию, где определяется состояние здоровья. На протяжении 10 дней человек находится в карантинном отделении, с ним работают психологи, представители всех служб, чтобы определить психологическое состояние и то, насколько он адаптировался к пребыванию в изоляторе. Затем комиссия рассматривает вопрос о его дальнейшем содержании.
Кто у вас содержится?
- У нас содержатся все категории лиц. Лица, совершившие преступления, лица, в отношении которых идут судебные слушания дела, лица, в отношении которых вступили приговоры в законную силу и которые готовы направляться в другие исправительные учреждения. Также у нас отбывают заключенные в отряде по хозяйственному обслуживанию, но эта категория здесь отбывает наказания и остается с личного согласия.
Каково размещение по камерам?
- При размещении по камерам, естественно, учитывается категория преступления. В обязательном порядке содержатся раздельно женщины, мужчины, несовершеннолетние. Естественно, содержатся по составу преступления. Никогда мы не встретим убийц вместе с лицом, которое совершило небольшое имущественное преступление или экономическое преступление.
Какими качествами обладают сотрудники изолятора? Кто приходит на службу?
- Главная ценность учреждения – это, конечно, люди, которые здесь работают. Об их личных качествах давным-давно сказал Петр I: «Тюрьма есть ремесло окаянное, и для скорбного дела сего зело потребны люди твердые, добрые и веселые». Такие у нас и работают. Понятно, что служба тяжелая, а работать с людьми всегда тяжело. Тем более если брать сторону негатива, но в наших учреждениях концентрация этого негатива очень высока, и чтобы с ним справиться, надо обладать всеми этими качествами.