«Красный денди» оказался едва ли не единственным из оппозиционных кандидатов на пост губернатора по всей России, кто отказался от помощи правящих сил в сборе подписей для прохождения муниципального фильтра. И будто бы успешно справился со своей задачей. Но не сыграет ли эта самоуверенность с ним по-настоящему злую шутку?
К концу июля все кандидаты на пост главы Омской области (за исключением тех троих, кто добровольно или принудительно решил сняться с предвыборной гонки) сдали в избирком собранные в свою поддержку подписи муниципальных депутатов и глав районов. Необходимое число автографов удалось набрать и выдвиженцу от «Родины» Андрею Дворецкому, и «коммунисту России» Александру Подзорову, и депутату Госдумы от ЛДПР Яну Зелинскому. Но самым первым заветные листы на стол Алексея Нестеренко положил кандидат от КПРФ, заявивший о преодолении муниципального фильтра еще за три недели до этого – фактически на самом старте подписной кампании.
Напомним, тогда на специально созванной пресс-конференции Олег Денисенко во всеуслышание объявил, что «голоса собраны, и даже с резервом». И при этом не преминул отметить, что якобы все возможные подписи уже поделены между ним и Виктором Назаровым, и для остальных кандидатов попросту ничего не осталось. Уже на тот момент это заявление выглядело по меньшей мере странно, поскольку врио губернатора публично призвал местных депутатов и глав районов помочь с прохождением муниципального фильтра всем его потенциальным соперникам. И сейчас, когда муниципальные автографы сданы этими самыми соперниками в избирком, стало понятно, что и Назаров честно выполнил установку сверху на проведение честных выборов, и оппозиционеры не прогадали, обратившись к нему за поддержкой.
А вот не прогадал ли Денисенко, демонстративно отказавшийся от подобной помощи, понадеявшись на собственный силы, – очень большой вопрос. Ведь собранным ему подписям еще предстоит пройти проверку, и именно она станет для него настоящим экзаменом на политическую зрелость. И может так сложиться, что в подписных листах внезапно обнаружатся неприятные недочеты, которых будет достаточно для снятия этого кандидата с выборов. Причем, по информации наших инсайдеров, эти потенциальные проблемы могли создать «красному денди» сами коммунисты, одни из которых ожидали от своего выдвиженца финансовых или иных преференций, а другие и вовсе хотели видеть на его месте другого человека.
Еще один тонкий момент, о котором обычно умалчивают коммунисты, заключается в том, что, как правило, для прохождения муниципального фильтра КПРФ все же идет на компромиссы и достижение определенных договоренностей с действующей властью. Ведь «красных» депутатов на местах попросту недостаточно.
В этом смысле показательна ситуация в Иркутской области, где буквально на днях кандидат на пост главы области от КПРФ Сергей Левченко вынужден был обратиться за помощью к своим идеологическим оппонентам и лично нанес визит в региональное отделение «Единой России». И это при том, что в отличие от варяга-Денисенко, он возглавляет иркутский обком и является известным региональным политиком и общественным деятелем, ранее уже участвовавшим в выборах мэра и губернатора и занимавшим одно из кресел в областном парламенте. А в Брянской области, где и так отлученным от выборов оказалось региональное отделение ЛДПР, деятельность которого приостановил Владимир Жириновский, коммунисты демонстративно отказались от борьбы за руководство регионом. Объясняя это решение, местная ячейка КПРФ заявила, что «не видит целесообразности участвовать в данном «спектакле» ради мнимых демократии и солидарности с властью».
На этом фоне самоуверенность Олега Денисенко, пренебрегшего предложением врио главы Омской области о помощи в сборе подписей, выглядит по меньшей мере странно. Тем более что на деле «красный денди» является беспартийным москвичом, что явно не добавляет ему очков в глазах местных коммунистов. А среди рядовых омичей, судя по данным соцопросов, он и вовсе не пользуется особым доверием и популярностью, несмотря на агрессивную рекламную кампанию. Так, по данным Регионального центра социально-политических исследований, за два месяца до выборов готовность отдать свои голоса за Денисенко выразили всего 6,2% омичей и сельчан, тогда как Виктор Назаров набрал виртуальные 55% , а второе место занял Ян Зелинский с результатом чуть более 6,5%.
Чтобы побороться за реальные галочки в избирательных бюллетенях, Олегу Денисенко для начала необходимо получить положительный вердикт областного избиркома. И о том, пройдут подписи местных депутатов и районных глав проверку на прочность и выдержит ли «красный денди» свой экзамен на политическую зрелость, мы узнаем уже совсем скоро.