Итоги недели: попытка подставить Назарова, реинкарнация Омск-Федоровки, тенге учится плавать свободным курсом

Оппоненты Назарова остались с Носом?

На этой неделе либеральные СМИ, едва успев обсудить часы и яхты чиновников, нашли новый повод для критики. Журналисты принялись смаковать озвученные ассоциацией «Голос» данные о поступлении в избирательные фонды кандидатов от «Единой России» средств из зарубежных фондов. В числе таковых оказался Виктор Назаров: как оказалось, в его поддержку поступило 3 млн рублей от ООО «Краснодар Водоканал», которое на 100% контролируется ООО «РВК-Инвест». В свою очередь учредителем «РВК-Инвеста» является фирма BRIEVA INVEST LIMITED, зарегистрированная на Кипре, и Ventrelt Holdings Ltd с Британских Виргинских островов. Управляет ООО «РВК-Инвест» «Росводоканал», на 100% принадлежащий офшорной Ventrelt Holdings Ltd.

Чтобы понять, что произошло, не из истеричных материалов либеральных СМИ, а на самом деле, стоит обратиться к документам. Во-первых, 3 млн рублей – это максимальная сумма, которую одно юридическое лицо может перечислить в фонд. По статье 49 регионального закона «О выборах губернатора Омской области», размер кандидатского фонда может достигать максимум 30 млн рублей, а взнос от одного юрлица не должен превышать 10 процентов, то есть те самые 3 млн рублей.

Далее, по статье 51 этого же закона, если в фонд кандидата поступает взнос, который нарушает выборное законодательство, то в десятидневный срок его необходимо вернуть. А случай с «Водоканалом» именно такой — нельзя получать средства от российских юрлиц, в которых доля иностранного участия превышает 30 процентов.

Сценарий для опытных политтехнологов не новый — такие «подставы» применяются для снятия оппонентов сплошь и рядом. Сделать взнос может любой желающий, и в час икс в избирательный фонд оппонента зачисляется один или множества с виду безобидных платежей. Жертвователи подбираются таким образом, чтобы по закону кандидат не имел права получать от них деньги. Расчет здесь на то, что юридические и финансовые сотрудники штаба противника пропустят нарушение или не смогут проверить все поступления из-за нехватки времени. Если запрещенные взносы не возвращаются в течение отведенных 10 дней, в избирком летит жалоба, и неприятеля снимают с выборов.

Попросту говоря, Назарова пытались «подставить» давним и проверенным способом, однако в штабе сумели отследить цепочку офшоров и сделали то, что должны были сделать,  — вернули деньги уже через два дня.

Извечный вопрос — cui prodest? Здесь стоит обратить внимание на сам «Росводоканал» и его структуру. Так, в Омске в 2007 году этой структуре передали в аренду муниципальное водопроводное хозяйство, после чего появилось ОАО «Омскводоканал». Как вспоминают в кулуарах, активным лоббистом передачи сетей в аренду «Омскводоканалу» на уровне горсовета тогда выступал первый вице-мэр Сергей Нос. 

Впоследствии чиновник возглавил «Омскводоканал», а в 2010 году получил повышение – должность замгендиректора в головном холдинге «Росводоканал». 

Этот же самый Сергей Нос не так давно со скандалом хлопнул дверью омского регионального отделения «Единой России», заявив о выходе из партии. Вскоре опытный аппаратчик оказался в штабе противника Назарова — кандидата в губернаторы от КПРФ. Мог ли Нос, пользуясь давними связями среди верхушки «Росводоканала», организовать зачисление «подставных» трех миллионов в избирательный фонд Назарова? Думается, что вполне мог. Впрочем, каждый может сам сопоставить информацию и сделать собственные выводы. Для дополнительных размышлений добавим, что кандидату от КПРФ было отказано в регистрации 3 августа, а зачисление денег в фонд Назарова произошло уже на следующий день – 4 августа.

 

Реинкарнация знаковых «долгостроев»

На этой неделе играющие на стороне противников действующего губернатора СМИ затеяли возню вокруг концессии на строительство одного из знаковых долгостроев, тянущегося со времен СССР, — аэропорта Омск-Федоровка. Хваткие журналисты посчитали скандальным пункт условий концессии, предусматривающий перевод объектов инфраструктуры Омск-Центрального в Федоровку. Тут же был сделан вброс о том, что новому инвестору, мол, отдадут все денежные потоки действующего аэропорта еще до завершения строительства Федоровки. А затем якобы каким-то образом переведут земли под Омск-Центральным в региональную собственность из федеральной и тоже подарят их будущему концессионеру.

В действительности же областные власти готовятся заключить сделку на вполне выгодных для казны условиях. Концессионер должен будет выплатить единовременно за право заключения договора 100 млн рублей. То есть регион в любом случае получит «живые деньги», даже в случае последующего отказа от проекта. Если инвестор успешно завершит строительство, то без всякой нагрузки на бюджет в Омске появится современный аэропорт, от которого область будет иметь стабильные налоговые поступления. Все же логичнее иметь аэропорт в собственности специализированного холдинга, а не держать в ведении Минимущества, как это происходит сейчас с Омск-Центральным. Омичи смогут не летать за рубеж с пересадками через Москву, Тюмень или новосибирское Толмачево, а пользоваться удобными чартерами. Представители бизнеса тоже заинтересованы возможностью оперативно улететь в любую точку мира в случае деловой необходимости.

Естественно, держать два аэропорта в Омске особого смысла нет, поэтому действующей останется только Федоровка. Именно для этого туда будут переводиться из Омск-Центрального объекты инфраструктуры, призванные обеспечить бесперебойную наладку  и работу аппаратуры воздушной гавани, о чем и идет речь в том самом пункте концессионного соглашения.

Это своего рода прорыв в истории Федоровки, которая оставалась заброшенной с 1990-х годов. По данным «СуперОмска», сдвиги начались после перехода Игоря Бондарева с поста начальника омского УФСБ в кресло вице-губернатора. Именно ему официально поручили курировать строительство как Федоровки, так и метрополитена с гидроузлом. Как говорят источники, знакомые с ситуацией, федеральные власти согласились содействовать завершению знаковых долгостроев только при условии, если за них возьмется Бондарев. Не случайно на всех этих стройках процесс постепенно сдвинулся с мертвой точки — так, с «Объединенной энергостроительной корпорацией» заключили контракт на достройку Красногорского гидроузла на сумму 940,5 млн рублей. Эта же компания обеспечит проведение отдельных работ по метрополитену и построит новую дорогу в центре города, соединяющую улицы Добровольского и Булатова.   

 

Плавание свободным курсом

В четверг премьер-министр Казахстана Карим Масимов объявил, что Национальный банк и правительство переходят на свободный плавающий обменный курс. Стоимость тенге упала на рекордные 26%, курс доллара на валютных торгах в Алма-Аты поднимался до 257,21 тенге – исторического максимума. По всей стране стали спешно закрываться обменные пункты, граждане в отсутствие доллара и евро стали сметать российские рубли. Ситуация усугублялась мрачными пророчествами Назарбаева, который заявил, что низкие цены на нефть и металлы — главную экспортную продукцию Казахстана — могут сохраниться в течение нескольких лет. По его словам, нужно готовиться к 30-40 долларам за баррель. Отметим, за счет продажи сырой нефти обеспечивается 55% экспортной выручки Казахстана. Во многом поступок властей РК был вынужденным. 20% экспорта страны приходится на Китай, чей юань также пережил чувствительную девальвацию, и тенге тоже пришлось обесценить, иначе китайцам стало бы слишком дорого закупать продукцию Казахстана.

Мнение экспертного совета. В России перед первой волной недавнего скачка валют по всем каналам говорили о плавной девальвации, и все, кто этот сигнал получили и у кого были возможности, очень хорошо заработали – спекулянты, банкиры, трейдеры. В Казахстане заявление о переходе на плавающий курс сделали в один день, и толком среагировать так никто и не успел.

Если на рубль давит конъюнктура – цена на нефть, высокая волатильность, обстановка в международной политике (снятие санкций с Ирана, борьба с ИГИЛ), то в случае с тенге действуют макроэкономические факторы. Это отказ от управляемого валютного коридора, вступление в банк БРИКС, подготовка к созданию евразийской валюты. Силен был протекционизм: долгое время Казахстан защищал национальную экономику, не входя в различного рода экономические союзы – Таможенный, ВТО и так далее. Действовали защитные меры как в торговле, так и в производственном, финансовом секторе.

От падения тенге пострадает население, но наступит оживление в промышленности, бизнесе, торговле. Казахстанские товары снова станут конкурентоспособными. Ранее, к примеру, дешевле было закупиться в России – жители республики валом валили в приграничные регионы РФ, местная продукция не продавалась. Производство в Казахстане простаивало, и даже на экспорте нефтепродуктов не удавалось зарабатывать – разрешено было вывозить только сырую нефть. У клана Назарбаева бизнес завязан в том числе на нефтехимическом производстве и энергетике, поэтому власти напрямую заинтересованы в дефибрилляции экономики. Этого же требует крупный и средний бизнес.

Приток покупателей из соседней республики здорово стимулировал рост цен в прилегающих регионах РФ – так, в Омской области темпы роста цен вдвое обгоняли средний показатель по Сибири. Сейчас наверняка перестанут ходить маршрутки из Павлодара, Астаны, Петропавловска в омскую «МЕГУ». Для населения Прииртышья станет даже лучше – из-за падения спроса стоит ожидать снижения цен, что, с другой стороны, ударит по предпринимательству. К тому же некоторые крупные игроки омского бизнеса даже присматривались к экспансии в соседние области Казахстана, сейчас на этих планах можно поставить крест.

 

Омск и Камчатка оказались на одной широте

Следственный комитет по Камчатскому краю в четверг сообщил о начале доследственной проверке ООО «Иртастрой», организовавшей работу 45 омских строителей на полуострове вахтовым методом. Рабочим обещали приличную зарплату и хорошие условия труда, однако с мая перестали платить деньги, а недовольным сообщали, что те могут отправляться домой за собственный счет.

В эти же дни в Омске с участием генерала Владимира Шаманова прошли траурные церемонии – исполнилось 40 дней после гибели 24 десантников под завалами казармы в Светлом. Как отмечают эксперты «СуперОмска», протестные настроения после выхода начальника 242 УЦ ВДВД Олега Пономарева из СИЗО перешли в более спокойное русло. Проходят мероприятия мемориального характера, продолжается расследование трагедии, в ходе которого выявляются все новые факты.

Между тем ситуация на Камчатке упомянута не зря. Оба случая имеют явные параллели. Как в Омске, так и на Дальнем Востоке речь идет о строительстве и реконструкции режимных объектов – на Камчатке омичи возводили административные и жилые корпуса для отделений береговой охраны Погрануправления в трех населенных пунктах Камчатского края. Заказчиком работ выступала Федеральная служба безопасности, а подрядчиком – некая компания «Монолит».

Схема очень похожа на ту, что описывалась одним из строителей казармы 242 УЦ ВДВ. Бригады рабочих нанимают на стройку, эксплуатируют их несколько месяцев, а затем выпроваживают без зарплаты. Качество работ в силу закрытости объектов слабо контролируется, а на строительстве заинтересованными лицами отмываются гигантские средства. Расследование трагедии в Светлом находится на контроле в высших эшелонах власти, и, возможно, по стройплощадкам, находящимся в ведении силовых структур, прокатится ряд проверок.

Перейти на полную версию сайта