В Чите пройдет митинг против передачи в аренду китайской компании сельскохозяйственных земель сроком на 50 лет. «СуперОмск» поинтересовался у заинтересованных спикеров, грозят ли нашему региону азиатские инвестиции и как это может отразиться на местных хозяйственниках.
8 июня первый зампред правительства Забайкальского края Алексей Шеметов подписал протокол о намерениях по реализации инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса Забайкальского края, предусматривающий сотрудничество с Чжэцзянской инвестиционной компанией «Хуаэ Синбан» по разработке и освоению забайкальских земель в целях растениеводства, животноводства, производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Жители Забайкалья всерьез взбунтовались против реализации такого проекта.
«Землю отдают на полвека, но через полвека ее обратно уже будет не забрать. У нас через десять лет что-нибудь произойдет с государством, и китайцы землю не отдадут», — сказал координатор движения «Добровольцы Забайкалья», отвечающего за митинг, Станислав Захаров в видеообращении к землякам. Мероприятие пройдет 30 августа.
«СуперОмск» выяснил у омских экспертов их отношение как к действиям властей Забайкальского края, так и к реакции возмущенных граждан.
Сергей Мирошников, врио руководителя Управления Россельхознадзора по Омской области
«Тут нужно относительно каждого арендатора рассматривать — если будет соблюдаться Российское законодательство, то все нормально. Если оно будет нарушаться, то это чревато тем, что почва будет выводиться из строя. Изначально у Россельхознадзора никаких предрассудков по этому поводу нет».
Александр Лисович, фермер-коневод
«Я категорически против этого, потому что считаю, что мы сами все обработаем. Я вот сам готов еще 4-5 тысяч земли взять, а зачем их сюда запускать — это конкретно не выгодно и не надо. Это если у кого-то есть тысяча, то ему надо будет опять тысячу на следующий год брать — а какая потребность тогда будет развивать, импортную технику брать? Это серьезная обстановка будет, если им передадут. А как они выращивают, какая у них некачественная продукция, все знают, и получится такая штука как с их овощами и фруктами. Они быстро разовьются и задушат нас через 6-10 лет, я думаю. Пускай дают им эти камни на Урале и пускай руду добывают. Неужели еще и из-за земли нам воевать с китайцами? Они переедут сюда: мы дадим, допустим, 3 тонны, а они — 5, и все, до свидания, у нас ничего не останется. 25 лет развивались, и будем голые ходить».
Анатолий Шестаков, журналист
«У нас уже пытались китайские фермеры вести хозяйство — кто-то более успешно, кто-то менее успешно. Но у нас такой опыт не распространился, насколько я знаю, хотя у нас присутствует китайский бизнес — это и в лесопереработке, и в других отраслях. Что же касается этих так называемых китайских парников, то это как-то не пошло, их в свое время еще Россельхознадзор, по-моему, пошерстил, когда они выжигали землю удобрениями. Плюс ко всему очень окреп аграрный бизнес у нас, у них же, по сути, и нет бизнеса этого аграрного, а у нас он очень мощный, и в предприятия большие деньги вкладываются, там миллиарды инвестиций идут. Так что китайцам здесь, особенно так далеко от Китая, думаю, очень сложно будет. Нашим предпринимателям бояться абсолютно нечего, потому что у нас очень мощно развито сельское хозяйство, у нас аграрная территория. А в Чите насчет фермеров, я, если честно, вообще удивился, что они там есть, а если и есть, то, по крайней мере, наверняка слабенькие. А у нас деньги большие, земли у нас входят в оборот, закупаются, перекупаются, мне вот Дранкович (замминистра сельского хозяйства Омской области. — Прим. ред.) говорил, я у него интересовался недавно. Так что тут нас китайцам не сдвинуть».
Анатолий Беззубцев, генеральный директор ЗАО «Иртышское», председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Омской области
«В аренду землю у нас в Омске китайцы давно берут. Вот 5 лет назад, например, мы все ели китайские огурцы. Они давно уже в аренду землю брали, приезжают сюда, выращивают овощи. Но на сегодняшний день наши овощеводы способны эти потребности удовлетворить. Работают они достаточно эффективно, поэтому я не вижу необходимости передачи кому-то в аренду земли в Омской области. С другой стороны, нам нужно более быстро и эффективно работать с землей, потому что китайцы приходят с несколько другими сортами, технологиями, с технологиями эффективными. А эти эффективные технологии всегда благоприятно сказываются на земле, на плодородии и его сохранении. Необходимости прихода китайцев в Омск как работников я не вижу — у нас достаточная плотность населения, мы все это можем делать сами».
Некоторые эксперты видят ситуацию шире. Так, по мнению Вадима Морозова, рядом с производствами могут возникнуть и обслуживающие их поселения, которые могут перерасти в мини-города, если ситуацию оставить без государственного контроля. Тогда масштабы последствий долговременной аренды земель могут приобрести совсем другой характер.
Вадим Морозов, зампред комитета по экономической политике и инвестициям регионального Заксобрания
«Мое отношение к тому, что отдаются земли в аренду исключительно зависит от принципа. Я считаю, что необходимо рассматривать ситуацию, исходя из целевого назначения земель: если передается земля для того, чтобы построить производство, и даже если отдается иностранному предпринимателю, то ничего страшного здесь нет. С учетом экологической ситуации, конечно. А если же на земле появится поселение, то мы с вами прекрасно понимаем, что может получиться в результате. За 50 лет люди приедут, жизненные процессы сведут к тому, что кто-то родится, кто-то умрет, поселение будет мини-городом с собственной инфраструктурой, бытом, культурой и национальными традициями. Так просто по истечению 50 лет уже нельзя будет сказать «аренда закончилась» и попросить освободить землю. Это будет самостийная территория. И причем, чем дальше от государственного центра, тем самостоятельнее будет жить это поселение.
Рядом с границей такое делать категорически нельзя: будет постоянная напряженность и возможные стычки с пограничниками. Аренда земель для какого-либо проживания – не очень обдуманное решение с внешнеполитической точки зрения: эти земли могут быть потеряны «за копейки». И, кроме того, если сейчас есть угроза с запада, то никто не дает гарантии, что она не может быть с востока. У жителей нашего региона в связи с отдаленностью границы с Китаем нет такой остроты восприятия ситуации, как у жителей Забайкалья или Дальнего Востока. Они соседствуют с китайцами не один десяток лет и знают, во что может превратиться сдача земель на такой длительный срок. Но с точки зрения подходов и относительно Сибири принцип должен быть такой же: только целевое использование земли под производство».
Алексей Гошкодер, Ирина Чернышева