Должность сити-менеджера могут упразднить

Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин раскритиковал систему сити-менеджмента, заявив что она «неэффективна». Эксперты констатируют, что федеральному центру вскоре придется сделать выбор между выборным мэром и назначающимся сити-менеджером, однако этому могут противостоять региональные лидеры.

 
 

«Нами пока не закончен тщательный анализ их работы, но и те результаты, которыми располагаем, показывают: мы пока не готовы рекомендовать распространение этого института на уровне малых городов и поселений. Мы сегодня видим, что система сити-менеджеров работает неэффективно», – заявил  Виктор Басаргин в пятницу 22 июля на коллегии Министерства регионального развития РФ.

 
 
 

Министр обозначил, что пока речь не идет о ликвидации института сити-менеджеров в России. Первоочередная задача — это разработка системы анализа и оценок деятельности городских глав. Однако эксперты находят заявление министра не «звоночком», а этапом к упразднению института. 

 

Также политологи сходятся во мнении, что должность сити-менеджера, пропагандируемая федералами еще в 2003-2004 годах, была необходима для создания вертикали власти. Однако при этом, считают эксперты, необходимо было устранить выборную должность мэра вовсе. Законодательный просвет привел к тому, что система управления зачастую реализуется в угоду региональным лидерам в рамках конфликтов с муниципальной властью.

 
 

«Сити-менеджеры вводились для решения конкретных политических задач в каждом конкретном регионе. По итогам, когда эти политические задачи были решены или не решены, произошло переосмысление института, выраженное в критике федерального института, где-то в виде отказа от должности и так далее», – считает доцент кафедры политологии ОмГУ Дмитрий Попов.

 
 

Федеральный политолог Александр Кынев в интервью «Газета.ру» пояснил, что положительных примеров эффективности сити-менеджеров в России нет. Основная проблема, по его словам, это «двойственность ответственности». Иначе говоря, безответственность как мэра, так и назначенного управленца. «То есть мы разделили вроде бы власть, но сняли ответственность как с одного, так и с другого», – заявил эксперт.

 
 

Таким образом, политологи прогнозируют, что федеральному правительству предстоит сделать выбор между выборностью и назначаемостью муниципальной власти. Оставив лишь один институт, можно сделать более эффективной систему управления. 

 

«Вариант с мэром и вариант с сити-менеджером – в теории и во многом на практике вполне работающие варианты. Но это взаимоисключающие варианты. У нас же система функционирует с использованием обеих должностей. А она так работать не может. Они не смогут взаимодействовать должным образом друг с другом. Будут проходить и проходят постоянно системные сбои, дисфункция. В результате федеральный законодатель определит единую систему», – заявил Попов.

 
 

Также внедрение должности сити-менеджера в Омске во многом зависит от третьей стороны — горсовета. «Если в Омске позиция сити-менеджера будет внедряться, то ключевой здесь остается позиция горсовета. Те проблемы, которые мы сейчас имеем в первую очередь по выборной системе в городской парламент, от которой в некотором роде зависит лояльность городу либо области,  обострят политическую ситуацию в регионе. От него будет зависеть, кто будет выбран, к кому он будет лоялен и так далее», – рассказал Дмитрий Попов.

 

Фото РИА «Новости»

Перейти на полную версию сайта