21:21, 11 сентября 2015Аналитика5539
Итоги недели: главное воскресенье года, депутаты в нарезке, автобусы без водителей и осада «Омск-Фёдоровки»
Уже в ближайшее воскресенье состоится главное политическое событие региона 2015 года – губернаторские выборы. Пока штабы кандидатов приводят в боевую готовность, экспертный совет «СуперОмска» представил свой расклад по голосованию 13 сентября.
Основополагающим моментом окажется явка избирателей на участки, и пока точные данные назвать крайней сложно, можно лишь обозначить границы от 27 до 50 процентов. Влияет здесь множество факторов, в том числе и погода – на воскресенье прогнозируют около 10 градусов, что может избавить некоторых омичей от желания покидать квартиру.
Чем ниже будет явка, тем выше будут результаты Назарова. Чем, напротив, явка будет лучше, особенно по городу, тем лучше будут цифры Денисенко, а также Зелинского, у которого ядро избирателей в городе. А вот кандидатам от «Родины» и «Коммунистов России» этот момент не принципиален и не сильно повлияет на их незначительные проценты.
В случае, если явка не превысит 30 процентов, Назаров получит 65% голосов, возможно до 70%, Денисенко остановится на 20-23%. Если доля пришедших на участки избирателей составит 45%, то результат Назарова вряд ли будет выше 55%, Денисенко наберет 30%, Зелинский – 12%.
Напомним, что эксперты-политтехнологи и известные омичи дали нашему сайту свой прогноз на грядущие выборы.
Высокая явка все же выгодна для властей – несмотря на результат кандидата от партии власти, легитимность самих выборов напрямую зависит от количества пришедших на участки граждан. Для улучшения результата, например, даже в Кемерово, где Тулеев стабильно показывает результат 90+ процентов, устраивают на участках распродажи со скидками до 80 процентов, в том числе электронных гаджетов, что заставляет валом валить обычно не очень-то активных избирателей молодого возраста.
Стоит ожидать, что итоговый процент проголосовавших даст повод оппозиции юридически оспаривать выборы и публично заявлять об их нелегитимности. В частности, традиционно уязвимым для критики является количество досрочно сделавших свой выбор, их на данный момент в Омской области насчитывается порядка 2000 человек.
Разделяй и властвуй
На этой неделе стали известны не только границы одномандатных округов на выборах в Госдуму, но и наиболее вероятные кандидаты по ним от «Единой России» и КПРФ. Если говорить вкратце, то на 141-м округе сойдутся Ирина Роднина и Виктор Жарков, на 140-м Олег Смолин и Владимир Седельников, а на 139-м – экс-мэр Омска Виктор Шрейдер и Олег Денисенко.
Экспертный совет «СуперОмска» оценил шансы на победу в политическом противоборстве по каждому из кандидатов и проанализировал общую политическую географию.
Омская область вошла в число регионов, где сразу три одномандатных округа. Регион в этом смысле относится к политически развитым - например, более 30 субъектов делегируют только одного одномандатника. «Нарезка» в таких субъектах строится по сходному принципу – сегментируется часть города и к нему присоединяются сельские районы. При этом схема будет работать ближайшие 10 лет – на этот и следующий цикл думских выборов.
Делается это сознательно, чтобы размыть электорат КПРФ, и также системной оппозиции: ЛДПР и «Справедливой России», которые имеют ядро в региональных столицах. Кроме того, кандидаты вынуждены избираться на незнакомой для них территории. Если в Омске ранее только Ленинский округ был соединен с сельскими районами, то отныне весь город разбит по этому принципу.
Например, Смолину достанется Ленинский округ и юго-запад региона, хотя он привык работать на востоке и юго-востоке – Кормиловке, Калачинске и других. В этих условиях даже его известность не гарантирует победы. В случае с Жарковым и Денисенко ситуация еще невыгоднее – первый работал с избирателями еще три года назад на мэрских выборах и даже тогда не сказать, чтобы приобрел существенную поддержку и узнаваемость. Денисенко продвигался на территории областного центра, а в Думу ему придется идти по преимущественно сельскому округу.
Для всех кандидатов роль одномандатника не является комфортной – ранее они проходили по спискам. У Родниной не было опыта близкого общения с электоратом, она привыкла собирать большие площадки и выступать у микрофона. Шрейдеру, наоборот, войти в доверие «на земле» проще – если он «впашется», то сможет быстро понять проблемы и «освоить» территорию. Встречи с народом для бывшего мэра являются делом привычным.
Шрейдер имеет очень хорошие шансы победить Денисенко– 60 на 40. На руку ему может сыграть то, что на сельской территории округа – юге и юго-западе достаточно высока доля немецкой национальности, даже без Азовского района. Также в плюс пойдет оставшийся в народе имидж «крепкого хозяйственника», при котором «в городе был порядок».
Позиция Седельникова выглядит наиболее уязвимой, его шансы его против Смолина можно оценить как 30 на 70. Отправлять Седельникова по одномандатному округа станет ошибкой, даже с учетом его победы в Ленинском округе на выборах в ЗС. Сейчас уровень будет совсем другой, тем более против такого политического тяжеловеса, как Смолин.
Стоит отметить, что главная борьба внутри «Единой России» развернется за место в партийных списках, которое при имеющемся уровне поддержки стопроцентно может обеспечить кресло в парламенте. Не лишним будет упомянуть, что в регионе, где больше двух округов, кандидаты смогут участвовать в праймериз на более чем одном округе. Не исключено, что Шрейдера и Седельникова потестируют в разных округах, и выставят на более удобный. Однако дуэль Шрейдер – Смолин маловероятна: оба кандидата являются крупными фигурами и поэтому быть уверенным в успехе каждый из них не сможет до самого финала выборов. А это невыгодно никому, и к тому же подобная дуэль существенно повысит градус противостояния КПРФ и ЕР, эскалируя политический конфликт.
Везёт тому, кто везёт
Директор департамента транспорта Виталий Маслик на этой неделе провёл пресс-конференцию на тему состояния муниципального транспорта. Ситуация, с одной стороны, вроде и не катастрофическая, а с другой – и просветов особых не наблюдается. После трагедии на Сыропятском тракте водители не могут работать дольше стандартной смены, и в итоге около сотни машин в день попросту не выходят на рейсы – их некому водить. Чтобы обеспечить хотя бы 2 сотрудников на машину, сейчас нужно принять в штат автопредприятий города около 550 водителей. Они же не спешат устраиваться в ПАТП, несмотря на довольно неплохую по омским меркам зарплату в 26 тысяч рублей.
С материально-технической базой по-прежнему всё плохо – износ в среднем составляет 90 процентов, денег на новый транспорт нет, а отведенные на покупку машин 31 миллион рублей в 2015 году потратили на текущие нужды. По омской традиции остается надеяться на «Газпром» - корпорация обещала подумать над передачей городу 100 новых газомоторных автобусов, под которые пока нет заправок.
По мнению экспертного совета «СуперОмска», главная проблема существующего городского транспорта Омска в его устаревшей, неэффективной модели работы, которая действует еще с советских времен. Сейчас работать на износ и с полной выкладкой является почти самоубийством. Спасти ситуацию могли бы следующие меры:
- сдача автопарка в аренду частникам
- разбиение маршрутов на более короткие
- работа с единым электронным проездным билетом для частного и муниципального транспорта
- создание единого автотранспортного предприятия. Сейчас существуют несколько ПАТП, которые различаются по рентабельности. Между ними перебросить деньги или перераспределить парк нельзя. Унификация и создание единого финансового центра смогло бы устранить эти проблемы.
- развитие альтернативных видов транспорта, которым коммерческий транспорт никогда не будет конкурентом. Для этого нужны существенные затраты, хотя бы на несколько десятков новых вагонов, вложения в инфраструктуру. Трамвайные линии работают в любые пробки, а сейчас после каждого из многочисленных обрывов, наоборот, встает вереница вагонов. В Екатеринбурге средняя скорость трамваев составляет 40 км/ч, в Омске – 12 км/ч.
Осада «Омск-Федоровки»
Областные власти подвели немного неожиданные итоги аукциона на продажу 40 процентов акций ОАО «Омский аэропорт «Федоровка». На аукцион заявились пять участников, среди них – сам гендиректор ОАО Сергей Суменков, сын бывшего начальника омского УФАС Сергея Суменкова. Конкуренты боролись друг против друга буквально на измор – при стартовой цене в 1000 рублей шаг торгов составлял всего 50 рублей, и игра на повышение шла в течение двух дней.
В итоге победитель, Иван Дмитриенко, выиграл аукцион, предложив 600 тыс. 150 рублей. При этом собственник в лице Минимущества несколькими месяцами ранее опасался, что актив и вовсе не найдет желающих за него побороться, чем и объяснялась символическая стоимость лота. Даже на беглый взгляд организация похожа больше на белого слона»*, чем на стоящее приобретение. По данным годового отчета общества, 2014 год оно завершило с убытком в 7,09 млн рублей. В штате организации состоят пять сотрудников, при этом никакими материальными активами в виде объектов недостроенного аэропорта или земельных участков ОАО не владеет. По сути, кожура от аэропортового апельсина.
По мнению экспертов «СуперОмска», ажиотаж вполне ожидаемый – вполне возможно, что через это ОАО будут проводиться многомиллиардные инвестиции, необходимые в рамках концессионного соглашения по «Омск-Федоровке». Кроме того, покупка ОАО по сравнительно невысокой для серьезного бизнеса цене дает «билет», позволяющий регулярно общаться с губернатором и членами правительства, и помимо вопросов «Омск-Федоровки» решать еще и свои персональные.
Что касается самого Ивана Дмитриенко, то до сего момента он широкой публике известен не был, собственники его нынешней фирмы «Качественные решения» тоже ни в чем существенном не засветились. А вот компания «Октябрьская сельхозтехника-2000», где Дмитриенко был и.о. гендиректора и ликвидатором, напротив, остается на слуху до сих пор. Все дело в том, что учредители этого предприятия – известные в своей среде бизнесмены Валерий Гавриленко и Алексей Селянин.
Гавриленко в определенное время имел большие активы и в течение 10 лет лидировал на рынке продаж бытовой техники в Омске до прихода крупных федеральных сетей. Так, ему принадлежал салон «Домотехника» на 3-м разъезде, в целом же обороты бизнес-империи оценивались в 1,5 – 2 млрд рублей в год. Однако Гавриленко, хотя и является одним из самых зажиточных омских предпринимателей, в последнее время участия в серьезных процессах не принимал. Вполне возможно, что покупка доли в «Омск-Федоровке» является его попыткой снова «вписаться» в существующий рынок. Не стоит и забывать, что предприниматель был владельцем доли в ООО «Геомарт-Ритейл» Евгения Грефа – старшего брата главы Сбербанка Германа Грефа.
Впрочем, битвы на торгах за «Омск-Федоровку» могут объясняться и более прозаичной версией. Как известно, ранее «Межгосударственная корпорация развития» выкупила у НПО «Мостовик» 51% ОАО. Наверняка в случае запуска каких-то серьезных проектов МКР захочет консолидировать акционерный капитал в своих руках, и тогда собственник второй доли сможет прийти и запросить сумму, уже значительно превышающую упомянутые 600 тысяч рублей.
* происхождение выражения связано с имевшейся в Сиаме традицией, по которой король дарил неугодным ему лицам белого слона. Белые слоны почитались как священные животные и не должны были работать, а стоимость содержания такого слона очень быстро разоряла получателя подарка.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории «Аналитика»Читать все свежие новости Омска
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!