За внешне благопристойным увольнением чиновника может скрываться целый клубок тлеющих конфликтов.
Как ранее сообщалось, вчера мэр Омска Вячеслав Двораковский официально принял отставку директора департамента имущественных отношений Сергея Хорошилова. В администрации города чиновник работал с 2005 года, покинув адвокатскую деятельность, и, по некоторым данным, собирается сейчас отбыть в Москву на повышение в некое ведомство. Предполагается, что руководить структурой в дальнейшем будет вице-мэр Елена Бреер по аналогии с Сергеем Фроловым, совмещающим посты заместителя Двораковского и директора департамента городского хозяйства. Планы такой оптимизации мэрия начала вынашивать еще полгода назад.
По словам источника «СуперОмска», знакомого с ситуацией, отставка вызвана рядом причин, часть из которых являются системными, а другие зависели от ряда обстоятельств. Прежде всего, департамент неоднократно упрекали в неэффективном распоряжении городским имуществом, в том числе парками и рынками. Стоит вспомнить, например, что правоохранители возбудили уголовное дело на сотрудников депимущества за продажу здания на Бударина, 1 медицинскому центру за 6,5 млн рублей при его фактической стоимости 11,7 млн. Сделку провели вопреки позиции департамента финансов, который рекомендовал коллегам провести повторную независимую оценку рыночной стоимости.
Критику вызывало и неудачное проведение программы приватизации, фактически процесс оказался сорванным. Так, в 2014 году Омску удалось продать лишь 3 из 19 зданий, входящих в программу, выручив чуть более 3 млн рублей. Остальные 16 лотов не заинтересовали ни одного потенциального покупателя. Всего же за 2014 год в бюджет города было перечислено чуть более 12 млн рублей от продажи муниципальной собственности по результатам ранее проведенных торгов.
Кроме того, не секрет, что Хорошилов являлся последним представителем «команды Гамбурга» в администрации города. Остальные соратники опального первого вице-губернатора ушли либо в первой «волне» в правительство вместе с Меренковым, либо чуть позже, как нынешние руководители минимущества Аркадий Соловьев и Виктор Соболев. Активная работа силовиков по деятельности Гамбурга создавала риск и для руководства города, которое могло через уязвимую точку в лице Хорошилова «попасть под раздачу».
Если рассматривать ситуацию более широко, то Хорошилов оказался в центре конфликта двух условных кланов – «стерляговского», к которому принадлежат вице-мэры Инна Парыгина и Елена Бреер, и «гамбургского». Как говорят во властных коридорах, правоохранители могут предпринимать попытки назначить Стерлягова и его бывших подчиненных ответственными в том числе и за дела Гамбурга, в которых они, как говорится, «ни в зуб ногой». По сути, оба руководителя и со своими командами работали в интересах разных бенефициаров – если Стерлягов был «человеком Полежаева», то Гамбург находился под крылом Грефов. Не случайно отставка Хорошилова была предпринята ровно после того, как апелляция Стерлягова осталась без удовлетворения, ему не стали смягчать наказание, несмотря на состояние здоровья. По этой версии увольнение можно рассматривать как своеобразную месть одного клана другому и «зачистку» мэрии от людей Гамбурга в целях исключить возможность давления на «стерляговских». Этим же объясняется история с выговорами Хорошилова, которая категорически нарушает принятые в аппаратных кругах негласные правила игры.
Один из ключевых моментов в работе депимущества – вопрос разграничения земель. До назначения в правительство Гамбург, занимавший пост вице-мэра и директора депимущества, договорился о передаче этих полномочий на уровень муниципалитета, который взял на себя этот функционал вместо упраздненного в 2012 году областного Главного управления земельных ресурсов. Это крайне выгодный и очень коррупциогенный процесс, по сравнению с которым остальные имущественные отношения просто меркнут. С одной стороны, после разграничения земельные участки увеличивают налоговую базу города, с другой же определенные влиятельные лица заинтересованы в том, чтобы те или иные участки оставались неразграниченным. Для контроля за важнейшим направлением Гамбург перед переездом в здание на Красном Пути, 1 и определил в этом же 2012 году своего заместителя Хорошилова на должность директора ведомства. В коротком промежутке между ними, кстати, обязанности руководителя исполнял ныне беглый Вадим Меренков.
Должность в ближайшее время будет очень важной и в связи с планируемой массовой передачей участков Министерства обороны на баланс города с дальнейшей постановкой на кадастровый учет. В том числе - пороховых складов в Амурском поселке, территории на проспекте Маркса напротив «Каскада», военных городков и так далее. В последний полгода на различных уровнях власти, в том числе и федеральном, кулуарно ведутся обсуждения того, есть ли смысл оставлять в ведении мэрии полномочия по управлению имуществом. Весьма возможно, что эти полномочия уйдут к областным структурам, как это произошло ранее с медициной и частично с образованием. Пока этот вопрос не решен, но ставки будут только расти.
По некоторым данным, несмотря на слухи, Хорошилов вряд ли переедет в Москву. Очевидно, что отставка стала компромиссом. Если бы директор депимущества не ушел по собственному желанию, то нашлась бы причина для еще одного выговора, который вкупе с двумя предыдущими давал возможность увольнять Хорошилова «по статье». Оказаться в такой ситуации для него в сравнительно молодом по чиновничьим меркам 52-летнем возрасте значило поставить крест на дальнейшей карьере во власти. Не исключено, что по договоренности Хорошилов получит должность в региональном минимущества, предположительно, кресло заместителя министра.