Российская экономика приспосабливается к новым реалиям, а пик кризиса пройдет, заявил президент России Владимир Путин в ходе инвестиционного форума «Россия зовет!». «СуперОмск» поговорил с представителями омского бизнеса на эту тему – в предпринимательской среде не все так однозначно, но паники нет, все работают.
«Конечно, мы столкнулись с кризисными явлениями, тем не менее все-таки некоторые специалисты, эксперты считают (я с ними согласен), что пик кризиса в целом, можно считать, достигнут, и экономика в целом — не говорю, что абсолютно, — но в целом, приспособилась или приспосабливается уверенно к этим изменяющимся условиям экономической жизни», — заявил Путин на форуме, который проводит компания «ВТБ Капитал».
Президент убежден, что это первые признаки стабилизации экономической ситуации.
«Это говорит о первых признаках стабилизации, несмотря на то что у нас еще во многих секторах экономики наблюдается спад, кроме сельского хозяйства, но тем не менее ситуация стабилизируется», — заявил президент.
Омские предприниматели не спешат единогласно утверждать о прохождении пика кризиса и строят свои версии происходящего в экономике.
Виктор Шкуренко, руководитель сети «Низкоцен», ритейлер:
«Я, наверно, соглашусь с президентом. И, если он и ошибается, то максимум на полгода. Да, действительно, экономика достигла дна, но есть и положительные отголоски. В частности, я бы назвал стабилизацию курса доллара, мы видим, что она происходит, уменьшение оттока капитала, плюс ко всему прочему многие предприятия накопили прибыль, которую вот-вот начнут инвестировать в экономику России.
Пожалуй, какие-то качественные изменения должны произойти в ближайшем будущем, и экономика должна пойти в рост. Плюс украинский конфликт прошел, надеюсь, острую фазу, и потихонечку затухает в сознании как граждан, так и инвесторов. Это тоже положительный фактор.
Я работаю в торговле, и кризисные явления мы чувствуем только в последний момент. Этой осенью мы что-то такое почувствовали. Как это отразилось на нас? Мы начали меньше инвестировать в развитие магазинов. Предположим, в прошлом году открыли 14, а в этом – откроем только девять-десять. Кризисные явления отразились только на наших темпах развития, они замедлились, в целом я не сказал бы, что что-то произошло. Есть и положительные моменты: в этом году мы ни разу не поднимали кадровые вопросы, они закрыты на всей уровнях, что бывает в компании крайне редко. В нормальные годы, когда экономика растет, у нас постоянно присутствуют кадровые проблемы. А сейчас люди держатся за свою работу, а это для бизнеса очень полезно».
Михаил Курцаев, руководитель ООО «Бакалея-Сервис»:
«Дна кризиса мы еще не достигли, проедаем последние жировые накопления. Бизнесу среднему боятся даваться кредиты. Но Путин понял, что денег в стране нет, и начал приструнять членов правительства, в связи с этим и многочисленные уголовные дела. Деньги до сих пор утекают направо и налево. Перспективы улучшения могут быть заметны, если президент будет жестче относиться к федеральным деньгам. Ведь федеральные чиновники из Москвы в Омске делают свои делишки. Кризис еще и из-за того, что действия федеральных чиновников вынуждают уезжать из Омска перспективных бизнесменов, поэтому в Омской области кризис может ощущаться еще сильнее, чем по всей стране».
Юрий Чащин, руководитель сети «Провиант»:
«То, что сейчас происходит, – для нас неразбериха. Вопросы явно не закрыты. Импортозамещения, нужного сырья, о чем говорят, до сих пор нет… Из положительных тенденций можно отметить снижение ставок по кредитам, которое произошло в области буквально на прошлой неделе. Впрочем, кредиты те же банки дают с большой неохотой, не хотят рисковать. Был три дня назад в Москве. Там что-то развивается. В Подмосковье появляются предприятия, направленные на импортозамещение, самостоятельное производство мяса, например, но Москва – это отдельное государство. Думаю, нестабильная ситуация продлится еще года два-три. Ритейл, общепит зависит от стоимости сырья. Взять, к примеру, горбушу. До кризиса килограмм стоил сто рублей. Затем цена подскочила в 2,5 раза. Мы вынуждены поднимать цены на продукцию. Для многих это непонятные процессы. Ведь та же горбуша везется не из-за рубежа. Поставщики пытаются искусственно привязать себя к курсу валют, полностью сохранить свой уровень доходов. Они не понимают, что это путь к краху экономики».
Вадим Морозов, зампред комитета по экономической политике и инвестициям Законодательного Собрания Омской области:
«Сейчас мы продолжаем наблюдать снижение потребительского спроса во многих отраслях. Не признавать этот факт нельзя. И омский бизнес тоже, безусловно, чувствует кризис: из-за того, что не выдаются кредиты, бизнесу приходится приостанавливать многие проекты. И итоги работы в 2015 году по поводу привлечения инвестиций, как государством, так и частными предприятиями, - одинаковы: действуют те проекты, кто вошел до 2014 года. Банки говорили о возможностях проектного финансирования. Но по сути, никто из банков, даже крупных Сбербанка, ВТБ или Газпромбанка, так и не представил внятную программу по этому направлению. Последние комментарии руководителей банков о работе с малым и средним бизнесом говорят сами за себя («Нет смысла кредитовать малый и средний бизнес, сказал глава ВТБ Андрей Костин, выступая на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет!». По его мнению, для банков это потенциально невозвратные долги»). Может быть федеральные министерства и считают, что пик кризиса пройден, а омский бизнес пока живет в понимании, что в октябре-ноябре экономическая обстановка может стать еще хуже, чем была летом».
Виталий Ганнащук, Кристина Фомагина, Ирина Чернышева