Чиновники против кризиса: бумажные войны, реальные деньги, конец регионам и должность камикадзе

Омские эксперты – экономисты и бизнесмены – обсудили, существует ли в природе антикризисный план правительства, кто попал под его действие и куда это привело.

Ранее Счетная палата под председательством Татьяны Голиковой раскритиковала реализацию антикризисного плана правительства. В основном план выполняется на бумаге, пишет Счетная палата: принято 63,3% запланированных нормативных актов, а мероприятия выполнены лишь на 28,3%.

Всего на борьбу с кризисом в бюджете 2015 года было заложено более 600 млрд рублей, в антикризисном фонде – 206,7 млрд. К 1 сентября правительство распределило из них только чуть более 163 млрд. Так, не было докапитализировано Агентство ипотечного жилищного кредитования на 4,5 млрд рублей, из-за чего заемщики по ипотечным кредитам оказались в сложной ситуации. Неравномерно средства распределяют и регионы, остатки субсидий, по которым они не заключили соглашения, достигают почти 60 млрд рублей.

Жестко раскритиковали выполнение антикризисного плана и в Госдуме. От депутата-коммуниста Коломойцева даже поступило предложение «устроить в правительстве порку». При этом, как продолжать борьбу с кризисом дальше, правительство решит вместе с депутатами Госдумы в ходе обсуждения бюджета-2016. Как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, именно тогда будет решено, нужно ли продолжение антикризисного плана.

В Омской области экономисты также в один голос говорят о том, что кризис непобежден. А вот что будет дальше – тотальное урезание бюджетов, жесткий учет расходов, контроль над исполнителями и постоянный взгляд на федерацию, не дадут ли денег. Такое будущее рисуют нам омские эксперты.

Валерий Каплунат,  глава «Омсктехуглерода»:

Конъюнктура рынка – достаточно своеобразная и колеблющаяся система. И рынки вообще, нефтяные рынки, котировки, экономика ведущих стран, в частности Китая, также сидит на качелях, поэтому нет уверенности, что любой план мгновенно бы сработал и вы бы получили ожидаемый результат.

Если оценивать реализацию антикризисных мер бюрократически, то мы выполнили план, галочки поставили, все хорошо, а если оценивать реалистично, то, безусловно, КПД будет не очень высоким. Я не стал бы все-таки сильно критиковать исполнение антикризисного плана правительства, говорю это в целом о России. Потому что всегда надо смотреть: а что в альтернативе? Кроме того, несколько месяцев – еще не повод, чтобы оценить истинную значимость усилий правительства по предотвращению кризисных явлений.

Конечно, некая стабилизация курса рубля по отношению к валюте все-таки наступила. Денег в экономику поступает ровно в два раза меньше, чем в прошлом году. Фактически же антикризисный план надо претворять на каждом низовом уровне – на регионах, на каждой фирме, на каждом участке и так далее.

На мой взгляд, как минимум все это сведется к ужиманию бюджета. Например, тот, кто будет заместителем председателя правительства, который будет отвечать за социальный блок, точно камикадзе в этой игре. Потому что ему надо будет объявить всем льготникам и пенсионерам в той или иной форме, что минимум нескольких миллиардов рублей будет вычеркнуто из расходов и все. Наверно, вот и вся концепция – вычеркивание и тотальная экономия.

Это, подчеркиваю, автоматически накладывает усиление ответственности чиновников, в частности,нашей действующей власти в регионе, за профессиональное, умелое, рачительное расходование средств. За расходование этих средств придется нести ответственность не только морально-общественную, но, мне кажется, и уголовную.

Сергей Евсеенко, директор омского филиала Академии бюджета и казначейства министерства финансов РФ:

Я читал и считал, что на федеральном уровне кризис преодолен, это уже хорошо, но в регионах кризис остался. Зависит он, прежде всего, от внешних факторов – эмбарго, нефть, неконкурентоспособность, неудовлетворительные темпы импортозамещения… Это есть, и считаю, это объективно.

Нет оснований говорить, что вот-вот начнется экономический рост. Правительство в лице господина Улюкаева ожидает подъем во второй половине 16-го года. И никто не отрицает, что с антикризисными мерами дело плохо.

Могу сказать, что на уровне субъектов федерации правительство Омской области имеет реальные рычаги только на бюджетную сферу, подведомственную областной власти. А акционерные общества и особенно их филиалы неподвластны региональному правительству, то есть мер, способов и средств у правительства Омской области не так много.

omskregion.info

Константин Подосинников, замдиректора завод Баранова, экс-глава Ленинского района и доцент кафедры экономики ОмГУ:

Борьба с кризисом? Ну вот я пришел на работу вовремя, работу свою стараюсь выполнять и ей же обеспечивать своих подчиненных. Сегодня ведь на ВПК правительства всех уровней смотрят. Если в быту смотреть, то малый предприниматель сегодня стонет, его ломает экономика. А как ему помочь? Нужно обращать на него внимание, а этого делать никто не хочет. Мешается же под ногами. У нас ведь «малый предприниматель» – понятие растяжимое: если человек торгует пирожками, то он лотошник, а не предприниматель. А вот о том, что он кормит какую-то часть населения, не думают. О том, что он кормит свою семью, пирожки стряпает, кормит тех, кто муку мелет, кормит тех, кто колосок сажает. А что с этих 100 рублей? Вот если ты их украл, то все, ты на виду. А если принес в казну, то это не деньги. Меня так в молодости учили: нужно копейки считать, чтобы рубли получались. Конечно, копейка – это не деньги, но без нее рубля не будет. И куда бы мы ни полезли, с нас требуют рубль, а без него мы ничего не получим. А у нас страна не то что копейку, она сотни и тысячи рублей не считает. Нужен счет, я так считаю как экономист. Еще Ленин говорил, что нужен учет и контроль. А этого делать никто не любит.

Олег Рой, профессор ОмГУ, заведующий кафедрой «Региональная экономика и управление территориями»:

У нас в регионе необходимо просмотреть все расходы, связанные с бюджетом, и исключить лишние. Сейчас ведь все козыри в руках у федеральной власти, регионам достаточно сложно на что-то надеяться, ведь большинство полномочий регионов идут от федерального центра. И в основном кризис в регионах возник из-за того, что им приходится финансировать федеральные полномочия.

Те же майские указы – это все же по большей части федеральные полномочия, а свалены они на регионы, они очень сильно по нам ударили. У нас в области никаких антикризисных мер не чувствуется. В регионах идет оглядка на федеральный центр, но сейчас все понимают, что федерация денег не будет давать. Сейчас нужно думать, что делать, потому что раньше можно было хотя бы за счет каких-то трансфертов выкрутиться, а сейчас приходится все делать собственными силами. На бизнес как такового влияния нет, он уже давно потянулся из области. Нужны меры поддержки крупному бизнесу, чтобы ему было выгодно существовать именно в нашем регионе. В нынешних условиях ведь мало кому выгодно иметь головной офис за Уралом, особенно когда это можно делать в Санкт-Петербурге или Москве. Здесь многое зависит от федеральной власти, от принятых Госдумой решений, ведь нынешняя ситуация ненормальная, регионы загибаются, централизация достигла своего предела, дальше так жить нельзя.

Перейти на полную версию сайта