ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ: ЧАРТЫ, ПЛАТОН И РЕМОНТНИКИ С БОЛЬШОЙ ДОРОГИ

Экспертно-аналитический совет РИА «СуперОмск» продолжает анализировать ключевые тенденции политического сезона, предлагая аудитории еженедельный материал, посвященный краткосрочному прогнозированию развития основных процессов в политико-экономической сфере.

ЧАРТОВО КОЛЕСО: ВОЗЬМУТСЯ ЛИ ВЛАСТИ ЗА КАЧЕСТВО ЧАРТЕРОВ ИЗ ОМСКА?

Трагедия, случившаяся с аэробусом А-321 «КОГАЛЫМАВИА», унесшая жизни 224 человек, безусловно, станет основной общероссийской темой начала ноября. Рассказы о семейных трагедиях, отчеты официальных лиц о внеплановых проверках, соболезнования, фотографии – все это заполнит эфир, сместив на время фокус внимания с сирийского конфликта.

Авиакатастрофа в очередной раз заставляет задуматься о том, как обстоят дела с чартерными перевозками, осуществляемыми из омского аэропорта. Ведь на заграничные моря за 9 месяцев этого года из Омска вылетело почти 100 тысяч человек.

Завсегдатаи турецких или египетских курортов могут рассказать не одну историю о валидольном перелете на разваливающемся Боинге «временных лет».

По данным статистики, средний возраст авиапарка большинства авиакомпаний, осуществляющих рейсы из Омска, превышает 10 лет. Соответственно, возраст самолетов, обслуживающих чартерные рейсы, еще выше, так как на чартеры авиакомпании отправляют далеко не самые современные свои лайнеры.

Более того, чартеры в основном состоят из самолетов, отработавших приличное время на магистралях других стран и уже затем перепроданных в Россию. Поэтому часто для отечественных авиакомпаний покупка или получение в лизинг самолетов б/у сопоставима с покупкой автомобиля на вторичном рынке. Совершенно непонятно, как машина эксплуатировалась в прошлом. Если самолеты, полученные из Европы, без пробега по другим странам, имеют хоть какую-то гарантию заботливой эксплуатации, то самолеты из Азии или Ближнего Востока могли получать техобслуживание совершенно разного качества.

К слову, лайнеру «КОГАЛЫМАВИА» было 19 лет и львиную долю из них он эксплуатировался на Ближнем Востоке. Продвинутые пользователи заявляют о наличии доказательств, что самолет ранее получал повреждение хвостовой части, а жена пилота и вовсе заявила, что ее муж неоднократно говорил о проблемах с двигателями у аэробуса.

Сейчас перепалки вокруг Омского аэропорта отодвинули на второй план вопросы надежности лайнеров, которые поднимаются в небо из Омска. В билетах указан только тип самолета, а получить хотя бы краткие данные об истории эксплуатации конкретного лайнера (возраст, налет, дата последнего сервисного обслуживания) простому пассажиру почти нереально. Изменит ли трагедия подходы к информированию пассажиров об особенностях самолетов, которым они доверяют свою жизнь, остается загадкой.

Прогноз экспертного совета «СуперОмска»: безусловно, авария приведет к традиционному после трагедии увеличению количества проверок авиакомпаний.

Возможно, будет назначен виновный, начнутся репрессии на мелкие авиакомпании, а некоторые должностные лица потеряют свои посты. Однако парк самолетов существенным образом от этого не изменится. Крупные авиакомпании, вроде «Аэрофлота» и S7, регулярно обновляют свои воздушные судна, списывая 20-летние самолеты. Однако цены на их услуги, как правило, значительно выше, чем у мелких перевозчиков, эксплуатирующих 20-30-летние машины. Естественно, ни на этапе покупки путевок, ни в аэропорту пассажиров не будут утомлять информацией о характеристиках самолета и тем более о возможных рисках.

Вот и сейчас, в день траура на Пхукет из Омска вылетел очередной лайнер кампании «КАТЭКАВИА». О его возрасте, налете или дате капитального ремонта узнать в открытых источниках нам не удалось.

 

ГРАБИТЕЛЬСКИЙ «ПЛАТОН»: РВАНУТ ЛИ ЦЕНЫ ВВЕРХ ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ПРОЕЗД ФУР?

Меньше двух недель осталось до вступления в силу закона о сборах с большегрузных машин за проезд по федеральным автотрассам. Пока тариф устанавливает плату в 3,73 рубля за один километр проезда с машины весом более 12 тонн. Естественно, законодатели объясняют нововведение необходимостью ремонта основных магистралей, которые в первую очередь разбивают тяжелые большегрузы. Эксперты посчитали, что фуры, которых в 28 раз меньше легковушек, оказывают почти 60 % негативного воздействия на автодороги. Указанная плата, как обещают разработчики закона, позволит за 5-6 лет сделать дороги «европейскими», так как даст в бюджет около 40 млрд рублей.

Естественно, водителям большегрузов придется устанавливать на своих железных коней оборудование ГЛОНАСС, которое будет вычислять протяженность движения фуры по федеральным трассам, а также специальные считывающие приборы для уплаты нового налога. Уклонение от этих норм грозит штрафом до 450 тыс. руб.

Пока водители возмущаются, грозя акциями протеста, перекрытиями магистралей и просто «голодными бунтами», эксперты спорят о том, как нововведение отразится на ценах.

Росавтодор заявил, что рост цен возможен в пределах 0,5% от стоимости товаров, но сами перевозчики говорят о 6 или даже о 10% удорожания, считая расчеты дорожных аналитиков далекими от реальности.

Прогноз экспертного совета РИА «СуперОмск»: наиболее серьезный рост цен, вероятно, будет в северных областях России. Ведь туда большая часть товаров доставляется фурами из логистических центров, расположенных на Урале и в Сибири. Причем доставка идет именно по федеральным трассам. Омская область товарами первой необходимости обеспечивается в основном за счет местных производителей. Однако практически у всех крупных федеральных сетевых ритейлеров логистические центры находятся не в Омске и в наш регион они доставляются фурами из соседних областей. Поэтому дополнительные расходы они будут компенсировать за счет покупателей, закладывая новый налог в цену товаров.

По версии большинства опрошенных экспертов, сразу после введения налога в Омске цены на большинство товарных групп, доставляемых в регион большегрузами, увеличатся не более чем на 1%. При этом рост не затронет товары первой необходимости. Более серьезный рост будет отмечен после новогодних праздников. Во-первых, удорожание можно спрятать от ФАС сезонным спросом. Во-вторых, примерно месяц понадобится крупным сетевикам для полного перерасчета стратегии ценообразования с учетом появившихся допрасходов.

Таким образом, новый налог вкупе с прогнозируемым к концу года ослаблением рубля, по всей видимости, отменит большую часть традиционных новогодних скидок.

К слову, снова возникает вопрос, удастся ли новому налогу, который фактически снова будет выплачиваться за счет рядовых граждан, исправить одну из главных бед России.

 

ДОРОГУ ОСВОИТ ВЕДУЩИЙ: ПОЛУЧИТ ЛИ ГРЕБЕНЩИКОВ ЖЕЛАННЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЮДЖЕТНЫЙ СЛИТОК?

Основной политико-экономической региональной темой остается региональный бюджет. Так и несверстанный до конца основной экономический документ области привлекает тем большее внимание после оглашения структуры правительства Омской области. Ведь получившие новые функции замы губернатора еще имеют возможность запрыгнуть на подножку уходящего финансового поезда и получить дополнительный кусочек бюджетного пирога для своих структурных подразделений.

В этой связи появились слухи о том, что бюджет в данный момент сильно перекраивается в пользу Станислава Гребенщикова. Поводом стало заседание Валдайского клуба, на котором президент России Владимир Путин призвал регионы поддерживать, прежде всего, строительную отрасль. Таким образом, у губернатора вновь появляется повод увеличить финансирование структур своей «новой старой» правой руки.

Прогноз экспертного совета РИА «СуперОмск»: безусловно, у Виктора Назарова появился железный аргумент озолотить и без того не бедные административные структуры Гребенщикова, получившего в свое распоряжение щедрое дорожное финансирование. Неудивительно, что руководить Минстроем назначен талантливый и очень опытный финансист Богдан Масан, успешно отвечавший за городские финансы в команде Виктора Шрейдера.

Эксперты неоднократно обращали внимание, на то, что Гребенщиков, несмотря на отсутствие должностного роста до перзама, получает все более и более денежные министерства. Такими темпами, совокупный бюджет структур Гребенщикова может вплотную приблизится к бюджету социалки. Скорее всего, дополнительные расходы на поддержку строительной отрасли в Омской области будут завуалированы под социальные программы и не вызовут серьезного протеста оппозиции.

По всей видимости, особое внимание к строительной отрасли, которое, с подачи президента, обязательно уделит Гребенщиков, ознаменуется новыми конфликтами между близкими к телу застройщиками и независимыми строителями за те или иные ресурсы, прежде всего, за землю.

Перейти на полную версию сайта