Понедельник, 2 ноября, ознаменовался главным поствыборным событием омской политической сферы – губернатор Виктор Назаров огласил полный состав кабинета министров. Изначально планировалось объявить состав правительства 11 ноября, однако попавший в руки «СуперОмска» и затем полностью подтвердившийся инсайд об аппаратных перестановках вынудил внести коррективы в планы главы региона.
Напомним, ранее Назаров рассказал о четырех своих заместителях, ими стали: первый зам Андрей Новоселов (финансово-экономический блок), Владимир Компанейщиков (изначально ему достался социальный блок), пересевший из кресла главы минстроя Станислав Гребенщиков (ЖКХ, строительство, дороги) и Виктор Бондарев (безопасность). Оставались неясными фамилии конкретных министров.
Сенсационным для СМИ стало известие о том, что пятым зампредом правительства назначена Татьяна Вижевитова, которая считается в политической среде региона одним из сильнейших управленцев и в свое время исполняла обязанности мэра Омска после избрания Виктора Шрейдера в Госдуму. Именно ей в конце концов и досталась социальная сфера, а вот новые полномочия Компанейщикова сформулированы расплывчато: это вопросы внутренней политики и территориального развития.
Впрочем, в кулуарах правительства приход Вижевитовой не стал неожиданным – по слухам, переговоры с ней Назаров вел с момента своего назначения губернатором в 2012 году, и все это время она находилась в негласном кадровом резерве.
Окончательная структура заместителей свидетельствует о существенном ослаблении позиций Компанейщикова. Действия руководителя аппарата губернатора в сфере внутренней политики воспринимались в Кремле без энтузиазма. Главным образом по причине итогов губернаторских выборов. Во-первых, ранее по инициативе Компанейщикова были отменены выборы глав районов, а это нанесло сильнейший удар по явке на выборах губернатора. В случае совмещения областных и местных выборов количество пришедших избирателей, по оценкам политологов, могло быть в полтора, а то и в два раза больше, чем пресловутые 30%.
О том, что итоги голосования также вызвали недовольство федерального центра, свидетельствует опубликованный Фондом развития гражданского общества свежий выпуск рейтинга губернаторов. В политических кругах ни для кого не является секретом, что список ФоРГО отражает позицию администрации президента и Вячеслава Володина лично. Так вот, в рейтинге Назаров определен в самый конец, на 75-77 место.
По всей видимости, Компанейщиков путем первоначально заявленного курирования социального блока пытался самоустраниться из направления внутренней политики, которое находится под жестким контролем Кремля, и постепенно дрейфовать к посту первого заместителя Назарова по социальной сфере. Ранее эти полномочия принадлежали Вячеславу Синюгину. Однако в рискованной игре он, по сути, переиграл сам себя.
Ранее «под крылом» Компанейщикова находился аппарат губернатора и управделами правительства, которые сами по себе являются мощными организационными структурами. В них входят все советники губернатора, юридические и протокольные службы. Общая численность этих подразделений составляет около 400 человек. Сейчас подконтрольными Компанейщикову остаются разве что ГУИП и ГУВП, а это в сумме примерно вчетверо меньше по числу сотрудников и примерно столько же – по функционалу.
Что касается собственно Вижевитовой, то с ее приходом усиливаются позиции как Голушко, аппаратом которого она руководила, так и Шрейдера, выходцем из команды которого она является. Первый получает дополнительный контроль над министром культуры Лапухиным, находящемся в довольно неустойчивом положении, а также имеет возможность «прикрывать» свой постепенный уход из Омска. Шрейдер же обретает дополнительный инструмент для ведения своей думской кампании, поскольку исход того или иного голосования, что не секрет, во многом зависит от привлечения к выборному процессу работников бюджетной сферы и органов соцзащиты.
Называть Вижевитову «человеком Голушко» или ставленником еще кого-то – не слишком обоснованно, поскольку она является в первую очередь командным игроком и способна эффективно и оперативно решать поставленные задачи, к тому же обладает высочайшей работоспособностью. Неудивительно, что такие качества в условиях кадрового кризиса в правительстве и привели Вижевитову в кабинет заместителя Назарова.
Далее стоит подробнее остановиться на каждом из новых назначенцев.
Аппарат губернатора и правительства Омской области
Вместо уже упомянутого Компанейщикова структуру возглавит также банкир – 48-летний Юрий Карючин. Выпускник СибАДИ начал свою карьеру в 1993 году в Россельхозбанке, с 1996 по 1999 годы работал в Сбербанке, затем занимал различные должности в Автобанке, банке «Диалог-Оптим», Банке Международного бизнеса, Примсоцбанке. С 2008 по 2015 год руководил омским филиалом «СДМ-Банка». Сам Карючин так отозвался о своем назначении:
«Я прошел отбор, как это и положено по конкурсу. Губернатор посчитал, что мои предложения должны воплотиться в жизнь. Я абсолютно ничья креатура. На вопрос, чей вы человек, я могу ответить четко и понятно: я абсолютно свободный художник».
Впрочем, знакомые с ситуацией источники утверждают, что назначение пролоббировано Сбербанком, который пытается численно усилить свою группировку в правительстве. Не исключено, что в следующей волне назначений в этот синдикат войдет Игорь Зуга, который является приближенным Евгения Грефа – старшего брата главы Сбербанка Германа Грефа.
Здесь есть очень важный момент – губернатор официально заявил о том, что вопросы финансовой политики не будет курировать ни один из зампредов, Назаров оставит его лично за собой. Таким образом, очевидно, что решение этих задач и курирование минфина будет возложено именно на аппарат губернатора, который будет транслировать волю губернатора, следить за выполнением бюджета, а также контролировать выплату регионального долга. Для Сбербанка как одного из главных кредиторов Омской области иметь своего человека на таком месте – более чем разумный шаг.
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса
Вместо Гребенщикова минстрой возглавит его заместитель – Богдан Масан. С профессиональной точки зрения он все же не хозяйственник, а финансист, причем один из лучших в органах власти города и области. Масан «десантировался» в правительство как один из членов команды Шрейдера и за время работы заработал серьезный авторитет, а также известен простотой в общении, адекватностью и работоспособностью, что является очевидными плюсами.
Грамотное распределение финансов в вопросах строительства является одним из ключевых факторов – так, здесь необходимо жестко контролировать сроки, чтобы, к примеру, получить средства на дороги не осенью и класть затем асфальт в снег, а весной, в преддверии летнего периода. Минстрою в 2016 году предстоит освоить раздувшийся вдвое дорожный региональный фонд, поэтому Гребенщикову важно было составить контроль над ведомством за собой, что и послужило причинами назначения Масана, который за время работы, по-видимому, сумел доказать свою лояльность шефу.
Министерство имущественных отношений
На смену Виктору Соболеву пришел Борис Смольников, директор подведомственного учреждения минимущества под названием «Центр учета и содержания собственности Омской области». Эта структура ведает торгами по продаже и аренде областных активов, а также приватизацией. Кроме того, Смольников запомнился в политических кругах как руководитель омского отделения партии «Правое дело». В 2013 году вокруг него разгорелся скандал – местные «праводелы» хотели сместить Смольникова с поста руководителя отделения, после чего конфликт пришлось прекратить, по слухам, с помощью непосредственного вмешательства лидера партии Михаила Прохорова. Это добавляет своего рода «хулиганские» нотки в биографию нового министра.
Причин ухода Соболева может быть две, первая – это неоднократно упоминавшееся в СМИ уголовное дело, якобы заведенное против чиновника, и имеющийся на него серьезный компромат. Либо, что более вероятно, Соболев был вынужден покинуть правительство в рамках постепенного «гамбургозамещения», то есть выталкивания членов команды опального вице-губернатора, при этом сумел добиться ухода на своих условиях.
Как и Масан, Смольников лоялен Гребенщикову, который наконец получает контроль над стратегическими имущественными и земельными вопросами. Ранее таковые были в ведении Юрия Гамбурга, а после его ареста курировались членами его бывшего клана, такими как Меренков и Соболев. Косвенно это подтверждается тем, что сам Гребенщиков опровергает какие-либо дружеские отношения со Смольниковым, утверждая, что контактировал с последним по рабочим вопросам всего три или четыре раза.
Не успев занять свое кресло, новый министр имущественных отношений уже подвергся «сливу» – так, один из омских сайтов, подконтрольных владельцу «Омскагрегата» Сергею Мореву, сообщил, что якобы в «Центре учета и содержания собственности» зять Смольникова, Анатолий Антипин, работает в должности начальника отдела по управлению казенным имуществом. СМИ обвинили Антипина в том, что некогда возглавляемая им компания «Партнер-Инвест» вырубила сквер напротив ОмГПУ и строит там офисное здание.
Министерство сельского хозяйства
Новый руководитель минсельхоза может стать самым молодым членом правительства – Максиму Чекусову, который покинул для работы чиновником пост гендиректора ФГУП «Омский экспериментальный завод» (входит в Ассоциацию «Росагромаш»), нет и 40 лет. Причины ухода его предшественника Виталия Эрлиха вполне прозрачны. Это, прежде всего, уголовное дело в отношении его брата, которое в условиях многочисленных коррупционных скандалов в правительстве дискредитирует министерство в частности и региональную власть в целом. Кроме того, минусом для Эрлиха оказалось второе подряд неудачное проведение уборочной кампании, которое нигде не афишировалось. По данным источников, низкие темпы уборки привели к тому, что часть зерна в итоге оказалась под снегом.
Чекусов пока остается «темной лошадкой» среди новых назначенцев, пока определить его принадлежность к какой-либо группировке затруднительно. Можно говорить лишь о том, что Чекусов выбивал наряду с постом министра еще и должность зампреда, однако только лишь сфера сельского хозяйства не имеет подобного веса и не дает по своему функционалу полномочий заместителя Назарова.
Не исключено, что с учетом руководства заводом по производству сельхозтехники в задачи Чекусова также войдет развитие этой промышленной отрасли, на что и делает ставку руководство региона.
Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта
Первым на 100% подтвержденным назначением еще до официального пресс-релиза стал приход в минспорта Константина Подбельского. Бессменный руководитель Сибирского международного марафона займет кабинет Александра Фабрициуса. Судя по ситуации, Подбельский в новом составе правительства является единственным ставленником Владимира Компанейщикова, не случайно именно последний подтвердил инсайды СМИ касательно министра спорта.
Отставка Фабрициуса после громких скандалов с лишением финансирования профессиональных спортивных команд «Омичка» и «Нефтяник» была неизбежна. Министр самоустранился от этих скандалов, что довело до того, что спортсмены и болельщики начали писать письма Путину и собирать подписи под петициями в интернете. Губернатор вынужден был пожертвовать своим подчиненным, чтобы самому не остаться виновным за развал системы игровых видов спорта.
От Подбельского в первую очередь будут ждать какого-либо решения этой проблемы и деэскалации обстановки. Но это вопрос тактический, а вот о роли спорта как стратегического инструмента в правительстве Назарова, похоже, особо не задумывался. А ведь во времена Полежаева развитие физической культуры и спорта, массовое строительство спортивных объектов в Омске и области являлось важнейшей составляющей имиджа главы региона. Большую роль освещении спортивных событий региона и участия омских спортсменов во всероссийских и зарубежных соревнованиях играло «МинспортМедиа», насчитывавшее до 60 сотрудников. Ни в каком более министерстве подобной пиар-структуры не было и близко. Эту ныне расформированную организацию Фабрициус отстоять не сумел.
По информации источников «СуперОмска, в качестве кандидатуры в министры рассматривались также заместитель Фабрициуса Дмитрий Крикорьянц и возглавлявший минспорта более 10 лет Сергей Шелпаков. Однако первого подвели несколько историй, в том числе нарушение правил обращения с оружием. Напомним, полицейские во время рейда нашли в шатре, где обедали Крикорьянц и его компаньоны по охоте, несколько расчехленных ружей, что нарушает установленные законом нормы.
Шелпаков же в ситуации с «Омичкой», где на него пытались, что называется «свесить всех собак», написал заявление об отставке с поста гендиректора волейбольного клуба и более, видимо, решил не связываться с областными властями.
Министерство труда и социального развития
Еще одной рокировкой стал уход Михаила Дитятковского, его заменил Владимир Куприянов, до того возглавлявший аппарат первого зампреда Юрия Гамбурга. В кулуарах правительства давно ходят слухи о заведенном против Дитятковского уголовном деле, неразглашение информации о котором стоило Виктору Назарову долгих переговоров с силовиками. Поводом для этого стали, предположительно, нарушения при строительстве многофункциональных центров предоставления государственных услуг и при предоставлении жилья детям-сиротам. По сложившейся негласной традиции, отставка чиновника при наличии уголовного преследования существенно смягчает возможный обвинительный приговор. Как правило, впоследствии обвиняемый получает условный срок или штраф либо существенно меньший срок реального заключения.
Куприянову, вероятно, пришлось замещать должность по принципу «брать, что дают», поскольку в его возрасте это едва ли не последняя попытка стать чиновником крупного по региональным меркам масштаба. Отметим, Куприянов входит в бывшую команду Шрейдера, в городской администрации того времени, как и Вижевитова, был вице-мэром. Поскольку последняя курирует социальный блок, не исключено, что именно она предложила кандидатуру Куприянова.
В заключение добавим, что пока никак себя не проявил первый зампред правительства Андрей Новоселов, которому подчинен важнейший финансово-экономический блок. Безусловно, ему сейчас требуется определенное время на то, чтобы войти в курс дела и получить отчет от министерств и управлений своего блока. Рискнем предположить, что нынешняя волна назначений будет не последней и в коридорах областной власти еще могут появиться новые лица. В целом спрос с новой команды Назарова будет серьезнее, поскольку оправдывать промахи темным полежаевским прошлым и доставшимися от прежнего губернатора кадрами теперь не получится.