Феномен «Омскэлектро»: кто спасает городское предприятие?

Публичные конфликты, прокурорские проверки, заплаченные нужным людям десятки миллионов рублей, голосования в горсовете, угрозы расправой, уголовные дела, тайные переговоры в высоких кабинетах и шикарных домах за бутылкой коньяка, разбитые политические карьеры, торги, посулы и невыполненные обещания. Почти семь лет различные политические и финансовые группировки ведут жесткую борьбу за «Омскэлектро», но еще никому не удалось забрать под свой контроль городскую компанию. Для нынешней омской действительности это исключительная история.

В начале нового этапа работы предприятия «СуперОмск» пытается разобраться в причинах его феноменальной живучести и ответить на вопрос: кто регулярно спасает «Омскэлектро» от банкротства и поглощения?


Во вторник, 17 ноября, городская компания «Омскэлектро» получила очередной реальный шанс на спасение.

Руководство «Омскэлектро» заключило с МРСК «Сибири» договор о реструктуризации долга в размере 1 млрд 250 млн рублей (при общей стоимости активов «Омскэлектро» около 10 млрд рублей).  Большая часть суммы будет погашена за счет кабельной линии «Фрунзенская» - «Прибрежная», а это 700 миллионов рублей, мирно покоящихся на дне Иртыша. Остаток долга «Омскэлектро» будет возвращать в течение трех лет, отдавая красноярцам чуть меньше 200 млн ежегодно. В свою очередь МРСК «Сибири» отзывает исполнительные листы к «Омскэлектро» и на три года отказывается от судебных тяжб с омичами.

Договор был подписан без лишнего шума, новость незаметно проскользнула на лентах информационных агентств. Между тем это событие стало переломным моментом в многолетней борьбе за сохранение «Омскэлектро» в собственности омичей. Закончился период искусственного накопления долгов «Омскэлектро» и угрозы банкротства предприятия со стороны МРСК, был найден выход из долгового тупика.


«Омскэлектро» со дня основания в 1921 году всегда принадлежало городу. Идея изменить собственника муниципальных энергосетей возникла на волне консолидации российских сетевых активов в единый холдинг МРСК. Примерно в это время руководителем МРСК «Сибири» был назначен омич Александр Антропенко, пользовавшийся благосклонностью прежнего губернатора Леонида Полежаева, что в свою очередь гарантировало красноярскому энергогиганту комфортную работу на территории Омской области (цепочка простая: функционирование компании зависело от тарифа, тариф –  от решения РЭК, РЭК – от воли губернатора).  

Начиная с 2008 года РЭК Омской области распределяла котловой тариф в пользу МРСК «Сибири», забирая эти средства у ее городского партнера. Здоровое муниципальное предприятие начало наращивать кредиторскую задолженность перед МРСК «Сибири»: в 2007 году - 0 рублей, в 2010 – 643 млн рублей, в 2012 – 1 млрд 146 млн рублей. Выждав, когда кредиторка достигнет значительных сумм, МРСК «Сибири» выступила с предложением забрать предприятие в аренду за долги. Предложение было поддержано региональными властями, но из-за борьбы финансово-политических группировок этот план реализован не был.

С уходом Полежаева МРСК «Сибири» потеряла монополию на административную поддержку. Смена руководства города и области в 2012 году подстегнула вступить в борьбу за муниципальный актив новых игроков - сенатора Андрея Голушко и местного олигарха Сергея Морева.

Андрей Голушко

В то время «Омскэлектро» стояло в одном шаге от развала. На предприятии был назначен очередной никому не известный директор - москвич Манвел Мажонц, которого местные элиты восприняли как ставленника одной из рейдерских группировок. Казалось, вот она легкая добыча, почти готовая обрести нового хозяина, достаточно договориться с представителями новой власти.

Манвел Мажонц

Пробовали многие, но самым шустрым и договороспособным оказался Андрей Голушко - в конце 2012 года с громким скандалом омский горсовет одобрил передачу «Омскэлектро» в полувековую аренду его бизнес-другу Сергею Калинину. Внезапно накануне подписания договора дорогу Голушко перешел глава радиозавода Иван Поляков, пообещавший вложить в «Омскэлектро» 23 млрд рублей при условии организации частно-государственного партнерства. При этом поговаривают, что документы на переход «Омскэлектро» к клану Голушко уже лежали на столе у мэра, готовые к подписанию. Вмешательство Ивана Полякова, по сути, спасло городской актив от увода в частные руки. Мало того что глава радиозавода предложил хорошие условия для сохранения предприятия и его модернизации, он еще и погасил все долги электриков, ссудив городскому предприятию гигантскую сумму в 100 млн рублей. Мэр Двораковский вынужден был взять паузу и в результате длительных раздумий заявил вдруг, что «Омскэлектро» в инвесторах не нуждается и справится со своими проблемами самостоятельно. Сработал принцип «ни нашим, ни вашим».

Иван Поляков

МРСК «Сибири», понимая, что упускает инициативу, усилила давление на городскую компанию. Получив в 2013 году функции гарантирующего поставщика, МРСК «Сибири» перестала рассчитываться с «Омскэлектро», лишив предприятие оборотных средств и поставив его на грань блокировки всей деятельности.

Загнанные в тупик городские власти открыто обратились за помощью к администрации области. Региональные власти вынуждены были занять единственно возможную публичную позицию: «Предприятие нужно сохранить».

Виктор Назаров, Вячеслав Двораковский

Начались переговоры с МРСК. Красноярский энергогигант потребовал отступных в виде возвращения в тариф 890 млн рублей и миллиардного договора аренды открытых распредустройств ТГК-11. Взамен МРСК «Сибири» готова была предоставить должнику рассрочку на 3,5 года, а также рассмотреть вариант списания части долга в обмен на кабельную линию «Фрунзенская» - «Прибрежная», соединяющую две подстанции МРСК. В ноябре губернатор Назаров и глава «Россетей» Бударгин договорились – сделке с кабельной линией быть.

Однако, получив отступные, МРСК «Сибири» неожиданно для всех отказалась брать кабель в счет задолженности, ссылаясь на запрет своих юристов. Главный модератор сделок – правительство  Омской области – либо было обмануто энергетиками на 2 миллиарда, либо, что более вероятно, кто-то из чиновников умышленно тайно сыграл на стороне МРСК, использовав тему спасения «Омскэлектро» как благовидный предлог для увеличения выручки красноярской компании. В пользу второго варианта говорят последовавшие за этим события. В феврале 2015 года в прессу просочились слухи, что глава красноярской компании Константин Петухов и один из замов губернатора начали тайные переговоры о передаче «Омскэлектро» в управление МРСК за долги. После скандала в СМИ переговоры быстро свернули, а разразившийся скандал попытались замять.

Видимо, поняв, что путем тайных переговоров ничего добиться не удается, закулисный инициатор увода «Омскэлектро» включил в игру владельца ОАО «Омскагрегат» Сергея Морева. Через подконтрольных депутатов начались попытки дестабилизировать работу предприятия. По слухам, наряду с вице-губернатором Станиславом Гребенщиковым агрегатчик Сергей Морев стал одним из инициаторов попытки смены руководства «Омскэлектро», проведения на предприятии прокурорской проверки и масштабной чернушной кампании в СМИ. Нужно было дискредитировать и снять мешавшее руководство предприятия, заменив его подконтрольными менеджерами и депутатами.

Сергей Морев, Станислав Гребенщиков

Расчет был точный – руководство компании и мэрия проявили удивительную по омским меркам упертость в борьбе за сохранение «Омскэлектро». За три года своей работы «мутный» москвич Мажонц вместо того, чтобы слить предприятие, занялся его укреплением: нарастил чистые активы с отрицательных цифр до почти 2 млрд рублей, в два раза сократил дебиторскую задолженность, в три раза увеличил инвестпрограмму, минимизировал убытки, а в один год даже сделал «Омскэлектро» прибыльным. Председатель совета директоров, «бухгалтерша» Инна Парыгина оказалась способна огрызаться и противостоять депутатам-лоббистам. Даже с виду равнодушный к большинству городских проблем мэр проявил жесткую позицию по сохранению муниципальной собственности.

Инна Парыгина

В мае в Омской области были назначены досрочные выборы губернатора, и «Омскэлектро» стало предметом расторговки между различными политическими группировками, участвующими в губернаторской гонке. Однако, как и три года назад, борьба финансово-политических кланов позволила муниципальной компании выжить. После выборов какие-то невидимые колесики во властной машине повернулись, и интересанты от областного правительства вновь встали на сторону городского предприятия. При посредничестве губернатора «Омскэлектро» и МРСК «Сибири» вышли на переговоры и 17 ноября заключили мировое соглашение.


Как видно из этой летописи «боевых действий», за короткий период времени «Омскэлектро» пережило серию попыток захватов со стороны крупного бизнеса и помогающих ему властных структур. Как минимум три раза предприятие было на грани блокировки своей деятельности. Возникает закономерный вопрос, что мешало различным группировкам реализовать свои намерения до конца? Возможно, активизация правоохранительных органов, которые стали садить коррупционеров пачками? Отчасти да. Серьезной помехой «прихватизаторам» стал гендиректор радиозавода имени Попова Иван Поляков. Но, наверное, самой главной защитой было единое консолидированное мнение омичей. Взять и отобрать у города актив стоимостью 10 млрд рублей в открытую среди бела дня оказалось слабо. Каждой из группировок приходилось придумывать какие-то приличные поводы для реализации своих схем по аренде, поглощению, смене руководства «Омскэлектро». Поэтому в целях смены общественного мнения недоброжелателям было важно выставить «Омскэлектро» больным, обреченным на банкротство предприятием. Компания, наоборот, упорно показывала, что она сильна и жизнеспособна: даже во время тяжелейших финансовых кризисов, имея миллиардную задолженность, «Омскэлектро» продолжало качественно исполнять свои обязанности по надежному электроснабжению города.

Логика формирования общественного мнения в пользу сохранения предприятия определена существующим положением вещей. «Омскэлектро» является стратегическим городским предприятием, от его бесперебойной работы зависит жизнеобеспечение мегаполиса. Почти век оно находится в собственности омичей, на которых работает. И на сегодняшний момент, к сожалению, «Омскэлектро» - это последнее крупное предприятие, оставшееся у муниципалитета (10 млрд – это почти годовой бюджет Омска). Так почему же омичи должны просто так отдать «Омскэлектро» какому-то дяде со связями в высоких кабинетах?

История «Омскэлектро» – это правильное развитие событий, когда консолидированное общественное мнение ограничивает аппетиты желающих прибрать к рукам городскую собственность. Читая новостные заметки о мировом соглашении между «Омскэлектро» и МРСК «Сибири», омичи не заметили и не оценили тот факт, что стали главными инициаторами этого соглашения.

Понятно, что впереди еще три года выхода предприятия из долгового кризиса. Стоит ждать новых попыток захватить или разрушить компанию. И если группировка Голушко утратила интерес к «Омскэлектро», то олигарх Сергей Морев и его союзник Станислав Гребенщиков, похоже, просто затаились и ждут удобного момента для начала новых боевых действий. Смогут ли омичи отстоять свое предприятие и победить в этой борьбе? Жизнь покажет.

Георгий Журавлев

Перейти на полную версию сайта