На протяжении последней недели политические события в Омской области концентрировались вокруг выборов глав в районах области. К ним приковано внимание, поскольку сейчас они проходят по новой системе. Если ранее все решалось на общенародном голосовании, то сейчас сначала кандидатов определяет конкурсная комиссия из представителей правительства региона и общественности.
В шести муниципалитетах появились новые руководители, причем несколько из них – выходцы из правоохранительных органов. Так, в Павлоградском районе Андрея Каплю сменил Александр Сухоносов, ранее работавший прокурором Одесского района. Последний сообщил губернатору, что намерен начать с обновления управленческой команды.
В Тарском районе главой избран начальник местного отдела полиции Евгений Лысаков. Аналогичным образом сменилась власть и в Исилькульском районе – там полицейский начальник Александр Лямзин поменяет погоны на костюм чиновника.
Кроме того, сменился глава Москаленского района – им стал директор местной гимназии Андрей Гейнц. В Саргатском районе бразды правления принял Владимир Хохлов, работавший ранее первым заместителем районного главы, а до этого руководителем управления образования.
Достаточно сенсационно закончилась процедура выборов в Седельниковском районе. Вовлеченный в долгие судебные тяжбы по уголовным делам Николай Хрищенко проиграл юному, по аппаратным меркам, 33-летнему начальнику местного ДРСУ Алексею Сабаеву.
На данный момент сохранили свои кресла главы в девяти районах: Николай Стапцов в Называевском, Сергей Казначеев в Большеуковском, Василий Киселев в Крутинском, Юрий Постовой в Таврическом, Анатолий Солодовниченко в Марьяновском, Иван Куцевич в Тюкалинском, Абай Ракимжанов в Любинском, Василий Майстепанов в Большереченском, Александр Седельников в Усть-Ишимском.
Французская столица подверглась серии террористических атак вечером пятницы, 13 ноября. Жертвами нападений, по разным сведениям, стали 130 человек, более 350 оказались ранены. Эти теракты стали крупнейшими по числу жертв за всю историю страны и самым масштабным по числу жертв нападением на Париж со времен Второй мировой войны.
Первый взрыв прозвучал в 21:16 в баре близ крупнейшего стадиона Франции «Стад де Франс» во время товарищеского матча между национальными сборными Франции и Германии. Затем жертвами вооруженного нападения на ресторан «Пти Камбодж» и на находящийся в здании напротив бар «Ле Карийон». Стрельба продолжалась возле пиццерии «Ла Каза Ностра», за ней последовали расстрел возле кафе «Ла Белль Экип» и взрыв в кафе «Контуар Вольтер».
Кульминацией кошмарного вечера стала трагедия в концертном зале «Батаклан», где выступала американская рок-группа Eagles of Death Metal. Террористы расстреляли там около сотни зрителей, части удалось спастись бегством.
Полиция Франции проводила антитеррористическую операцию в Париже и окрестностях с воскресенья. Также задержания проводились в Бельгии и Германии. Возможным вдохновителем и организатором терактов называется гражданин Бельгии марокканского происхождения Абдельхамид Абауд. В ходе спецоперации в пригороде Сен-Дени были ликвидированы три террориста и еще столько же задержаны.
Аналитический центр Stratfor отмечает, что угроза нападений со стороны джихадистов внутри Европы носит постоянный характер. Жители Франции и других стран бывали в Сирии, чтобы пополнить ряды экстремистов, и возвращались напитанные соответствующей идеологией и боевыми знаниями.
Отголоски европейских событий повлияли и на Омск – так, массового праздника с поздравлением Деда Мороза и Снегурочки в полночь с 31 декабря на 1 января в этом году не будет.
«В связи с тяжелыми событиями, о которых вы все знаете, а именно – угрозой терроризма, мы решили не рисковать. Хотя практика прошлого года показала, что идея была очень тепло воспринята нашими жителями. Но в этом году от нее было решено отказаться. Как говорят, береженого Бог бережет», - пояснил первый заместитель директора департамента культуры Владимир Демченко.
Кроме того, в минувшие выходные омская полиция показала отличную выучку, оперативно отреагировав на сообщение очевидцев о подозрительной машине с проводами возле мечети на Богдана Хмельницкого. Территория была оцеплена, а присутствующие эвакуированы. После часа ожидания оказалось, что ранее омич помогал товарищу буксировать сломавшийся автомобиль, но в районе мечети трос оборвался. Мужчины ушли, оставив торчать провода для подзарядки аккумулятора в салоне, что и вызвало реакцию бдительных прохожих.
Мнение экспертного совета «СуперОмска». Взрыв самолета с российскими туристами и теракты в Париже, помимо непосредственного ущерба, несут и косвенные убытки для российского государства. Это и серьезные проблемы в туристической отрасли, и возможное ужесточение миграционных правил. Привыкшие к комфортному отдыху за невысокую стоимость, многие туристы не поддержат рублем отечественные курорты, где цены существенно выше, а качество услуг зачастую оставляет желать лучшего. С другой стороны, крах грозит экономике дружественного для России Египта, существенную часть ВВП которого формирует туристическая отрасль с оборотами в миллиарды долларов ежегодно. Только из России страну пирамид посещали до 3 млн человек в год. Не исключено, что на волне социального напряжения и финансовых проблем власть в Египте могут захватить исламисты самого радикального толка.
Возрастают расходы отечественного бюджета на безопасность и деятельность силовых структур, содержание армии и боевую деятельность. Вместе с тем стоит отметить, что и без того традиционно сильные позиции силовиков в России теперь укрепятся еще больше.
Что касается европейских терактов, то здесь стоит отметить, что сейчас в Европе, по сути, отсутствует единый координационный центр по борьбе с терроризмом. Это обусловлено тем, что в годы «холодной войны» мощную защиту европейцам от советской угрозы обеспечивали США и блок НАТО. Проблемы с диверсиями существовали и тогда, стоит вспомнить только знаменитый «Черный сентябрь» и захват заложников на мюнхенской олимпиаде, однако, как правило, организаторы и исполнители акций ликвидировались впоследствии быстро и без шума. После развала Советского союза необходимость в содержании серьезного корпуса на территории Европы для американцев отпала, и таким образом, в Старом свете правопорядок пришлось обеспечивать в основном силами полицейского характера.
Сейчас очевидно, что их попросту не хватает, чтобы справиться с разгулом террора, который существенно вырос в плане тактики, вооружения и коммуникаций. Так, экс-глава французской разведки Ален Шуэ в интервью заявил о провале спецслужб, отвечающих за внешнюю и внутреннюю безопасность, имевших место перед событиями 13 ноября. По его словам, вместо работы специалистов, знающих арабский язык, национальную, историческую и религиозную специфику мигрантов, приоритет отдавался техническим данным. Кроме того, имеет место быть полное непонимание властей о целях и задачах спецслужб.
На руку террористами играет и открытость границ внутри Евросоюза, что существенно снижает риск быть обнаруженным при переезде из одной страны в другую или при проверке документов. А благодаря популярной политике толерантности и мультикультурности многие попросту не рискнут проверять подозрительных лиц, опасаясь обвинений в расизме.
Ситуация с возможным уголовным делом против омского судьи Сергея Москаленко, пострадавшего от ножевых ранений, получила весьма неожиданное продолжение, хоть и не связанное обстоятельствами дела. В квалификационную коллегию судей Омской области поступил запрос от председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина с просьбой одобрить возбуждение уголовного дела против судьи Ленинского райсуда Натальи Вовченко.
Как пишет «Новый Омск», она подозревается в мошенничестве с материнским капиталом. Девять из четырнадцати членов коллегии проголосовали за снятие иммунитета, но в СКР был отправлен отказ. Следователи подали иск в областной суд, считая, что для того или иного решения необходимо было набрать половину голосов, тогда как судьи считали, что 2/3. В итоге жалоба была признана обоснованной, и судья Лена Ершова отменила постановление своих коллег.
Сама Вовченко вместе с председателем райсуда ушла в отставку. Примечательно, что если в случае с Москаленко может идти речь о громких многомиллионных суммах, то здесь финансовые нарушения гораздо меньше, что может свидетельствовать о повышенном интересе правоохранителей к слугам Фемиды, которых, как правило, привлекают к уголовной ответственности только совсем в особых случаях.
Немаловажно обратить внимание на сам факт публикации решения об отказе Бастрыкину на сайте коллегии, из которого СМИ и узнали о новом скандале и начали «раскручивать его». Как говорят осведомленные источники, случаи отказа в запросах на проведение следственных действий в отношении судей не так и редки, но вот на публику это обычно не выносят. Таким образом, публикация данных может расцениваться как определенный сигнал из судейского корпуса, недовольного рвением, с которым силовики взялись за расследование ситуации с Москаленко, чем, по мнению оппонентов, нарушили негласные правила межведомственного взаимодействия.
В апреле 2011 года Госдума приняла федеральный закон, по которому водители большегрузов весом больше 12 тонн должны платить новый сбор, который должен компенсировать ущерб, наносимый тяжелыми машинами дорогам. 15 ноября этого года была запущена система «Платон», которая должна упорядочить сборы с владельцем грузовиков – она отслеживает путь и снимает платеж по установленному тарифу. Его размер и стал катализатором протестных акций, прошедших по всей стране – если сейчас это 1,53 рубля за пройденный километр, то с марта 2016 года плата возрастает до 3,06 рубля, а с 2019 года – и вовсе 3,73 рубля. В случае, если взнос через «Платон» не будет оплачен, нарушителям грозит штраф суммой от 450 тыс. до 1 млн рублей для юридического лица и 40-50 тыс. для ИП.
Первые протестные акции состоялись еще 11 ноября – дальнобойщики выстраивались в колонны и двигались с минимальной скоростью, создавая значительные затруднения на федеральных трассах. 19 ноября при поддержке оппозиционных политических движений и отраслевых организаций в 70 городах России водители как генерировали пробки, так и блокировали въезды или стояли на обочинах. Некоторые находчивые протестующие непрерывно ходили по пешеходным переходам, не давая проезжать другим машинам. В Дагестане водители подрались, а под Тверью фура въехала в толпу, задавив одного из участников событий.
У водителей и владельцем транспортных фирм возмущение вызывал не столько размер платежа, сколько то, что в принципе нужно платить дополнительный сбор, когда и так в бюджет поступают акцизы с проданного топлива и дорожный налог. Кроме того, традиционная российская бюрократия требует массу времени для регистрации и использования системы «Платон».
По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, высокие штрафы грозят срывами поставок, а рынок грузоперевозок может сократиться на 30-40%, что повлечет повышение тарифов на транспортировку в среднем на 20%. Между тем сообщается, что за первые пять дней работы «Платон» собрал 191 млн рублей. Правда, в некоторых офисах сотрудники системы неоднократно вызывали полицию из опасения стать жертвами толпы разъяренных дальнобойщиков.
Мнение экспертного совета «СуперОмска». Стоит рассматривать конфликт не поверхностно, а в разрезе самого бизнеса грузоперевозок. Не секрет, что на фоне 2 миллионов раскатывающих по России фур железнодорожные мощности значительно недозагружены. Это, по видимому, не очень устраивает руководство РЖД, которое пришло на смену «шубохранителю» Владимиру Якунину. Кроме того, в этом заинтересованы и инвесторы в строительство платных дорог, которые вряд ли будут пользоваться популярностью до того момента, пока есть бесплатный проезд по федеральным трассам.
С другой стороны, не секрет, что дальнобойный бизнес существенно криминализован – это касается как владельцев транспорта, так и сопутствующей инфраструктуры - придорожных кафе, гостиниц, проституции, взаимоотношений с дорожными службами. Вполне вероятно, что именно поэтому «Платон» отдали структуре, аффилированной с кланом Ротенбергов, поскольку менее влиятельный оператор рисковал попасть под прессинг «теневиков». Возможно и то, что наведением порядка в этой сфере занялись силовые структуры, в том числе с целью вскрыть истинный объем грузоперевозок и утаиваемый от налоговых сборов объем «черного нала».
Минусы сложившейся ситуации – возможное сокращение сроков доставки и ассортимента перевозимых товаров, в том числе в крупных торговых сетях. Все же автомобильные перевозки остаются пока наиболее дешевыми, гибкими по логистике и оперативными по сравнению с железной дорогой. Неизбежен и рост цен, который, впрочем, происходит в случае любых потрясений в отечественной экономике. Из плюсов – выиграют местные производители с минимальным «плечом» доставки, которым доселе был заказан вход в федеральные сети, где наиболее выгодные места на полках выкупались крупными производителями. Но это не происходит по щелчку пальцев, здесь нужна кропотливая работа, чтобы наладить взаимоотношения с локальными поставщиками товара.