Криптовалюты

Доллар - 76,09

Евро - 88,70

Тенге - 0,15

Спецпроект6071

К последнему Дону: в ожидании выхода на телеэкраны новой экранизации знаменитой эпопеи Михаила Шолохова

К последнему Дону: в ожидании выхода на телеэкраны новой экранизации знаменитой эпопеи Михаила Шолохова

В ближайшее воскресенье в вечернем эфире телеканала «Россия 1» стартует премьерный показ сериала «Тихий Дон», снятого по роману Михаила Шолохова режиссером Сергеем Урсуляком.

В ближайшее воскресенье в вечернем эфире телеканала «Россия 1» стартует премьерный показ сериала «Тихий Дон», снятого по роману Михаила Шолохова режиссером Сергеем Урсуляком.

Факт этот отраден по нескольким причинам.

Во-первых, массовым российским телеканалам отчаянно не хватает художественного контента, основанного на качественном литературном материале. А самый крупный роман Шолохова – безусловная классика русской литературы двадцатого века.

Во-вторых, время для нового киновоплощения «Тихого Дона», очевидно, назрело. Ведь первая экранизация эпопеи (реж. - О. Преображенская, И. Правов) снята еще в немом варианте, вторая (реж. С. Герасимов) хоть и стала эталонной, конспективна и с точки зрения киноэстетики несколько архаична, а третья (реж. С. Бондарчук) отнюдь не может считаться украшением фильмографии прославленного мастера.

В-третьих, удачных интерпретаций классики на отечественном ТВ в последнее время было наперечет, большинство из них в той или иной степени грешили анахронизмами и ходульностью. В то время как Сергей Урсуляк в своих предыдущих работах (жанровой «Ликвидации» и «серьезных» «Жизни и судьбе») продемонстрировал недюжинное умение в создании убедительных типажей и антуража. Того, что и составляет так называемую атмосферу эпохи.

Конечно, возникают в преддверии выхода фильма и определенные вопросы. Например, не будут ли исполнители главных ролей смотреться блекло после запредельно харизматичных Элины Быстрицкой и Петра Глебова? А также сумеют ли режиссер со сценаристами передать посредством киноязыка смысловую сложность романа? Не станет ли новая экранизация упрощением и уплощением содержания книги в угоду той или иной идеологической конъюнктуре?

Впрочем, ответить на эти вопросы с претензией на полную объективность  можно будет только после просмотра масштабного (10 серий) кинополотна. Пока же представляется уместным вернуться к теме, которая сопровождает почти любой разговор о Шолохове, а именно проблеме авторства «Тихого Дона».

Тем более что сериал выходит в год не только 110-летия со дня рождения Шолохова и 50-летия присвоения ему Нобелевской премии, но и 40-летия (с хвостиком) издания книги Ирины Медведевой-Томашевской «Стремя «Тихого Дона». Это исследование, вышедшее тогда под псевдонимом Д* и сопровожденное предисловием Александра Солженицына, стало первой столь развернутой попыткой оспорить факт написания эпопеи Михаилом Шолоховым.

Были и до, и после другие попытки. От обвинений в плагиате писатель отбивался с конца двадцатых годов. К нынешнему же времени накопилось весьма внушительное количество самых различных версий - от более или менее наукообразных до совершенно экзотических. И порой вызывающих сомнения в адекватности своих разработчиков.

Вот лишь некоторые из них:

- «Тихий Дон» написал казачий писатель, участник белого движения Федор Крюков;

- «Тихий Дон» написал неизвестный гений, сгинувший в горниле Гражданской войны;  

- «Тихий Дон» написала группа авторов под кураторством РАППа и ОГПУ;

- «Тихий Дон» написал писатель Александр Серафимович, который был, кроме того, отцом (да-да!) Шолохова;

- «Тихий Дон» написал поэт Николай Гумилев, который (да-да-да!) не был расстрелян в Петербурге, а бежал на Дон, скрывался там, сдружился с Шолоховым, ходил с ним на рыбалку (в одной из книг было даже опубликовано соответствующее фото) и напечатал роман под именем вешенского приятеля.

Понятно, что все это многообразие историко-литературных открытий подкрепляется целой тучей аргументов в большинстве своем соответствующего уровня убедительности и непредвзятости. Которые, и здесь, как представляется, мы почти подходим к самой причине появления «шолоховского вопроса», строятся на одном методологическом упущении.

Оно весьма наглядно проявилось в одной реплике Александра Солженицына из предисловия к книге Медведевой-Томашевской.

«Книга удалась такой художественной силы, - пишет автор «Одного дня Ивана Денисовича», - которая достижима лишь после многих проб опытного мастера, - но лучший первый том, начатый в 1926 году, подан готовым в редакцию в 1927 году; через год же за первым томом был готов и великолепный второй; и даже менее года за вторым подан и третий, и только пролетарской цензурой задержан этот ошеломительный ход. Тогда — несравненный гений? Но последующей 45-летней жизнью никогда не были подтверждены и повторены ни эта высота, ни этот темп!»

В этом пассаже ровно три аргумента против традиционной атрибуции «Тихого Дона». Во-первых, чтобы считаться неоспоримым автором эпопеи, Шолохов, по мнению Солженицына, был слишком молод. Во-вторых, книжки романа были выпущены им чересчур быстро. А в-третьих, он никогда более не создал ничего сопоставимого с историей Григория Мелехова по художественной силе.

Первые два тезиса Солженицына, приводившиеся, впрочем, далеко не им одним, сторонниками шолоховского авторства опровергались не раз. Действительно, история литературы знает довольно примеров и «младо-»– и «скорописания». Так, Пушкин написал «Руслана и Людмилу» в 20 лет, Лермонтов «Героя нашего времени» и вообще большинство своих текстов – к 25 годам, Достоевский «Бедных людей» - в 23 года, Толстой «Детство» - также в 23, а, скажем, Томас Манн «Будденброков» - в 25 лет.

Случай немецкого романиста, кстати, говорит о том, что в молодости можно писать не только хорошо, но и много. Но не он один создал в два с небольшим десятка лет значительный по объему текст. Скажем, классик советской литературы и почти ровесник Шолохова Вениамин Каверин в 23 года был автором двух романов и сборника рассказов.

Однако методологическое упущение, о котором сказано выше, содержится не в рассуждении о неопытности Шолохова и подозрительной стремительности его раннего творчества, а в заключительной фразе солженицынской цитаты.  

«Но последующей 45-летней жизнью никогда не были подтверждены и повторены ни эта высота, ни этот темп!» - утверждал участник «битвы нобелевских лауреатов» (оба писателя в разные годы получили эту премию, и оба публично выступали друг против друга). Это означает, что он, как и большинство сторонников версии о шолоховском плагиате, исходил из презумпции об эволюционном развитии литературного дарования.

Эта вполне позитивистская идея находит свое выражение в школьном литературоведении. В привычном со времен уроков родной речи понимании «творческий путь» представляет собой смену «этапов» от литературного ученичества к вершинам словесного искусства, которые, как правило, достигаются к зрелым, а то и преклонным годам. С таких позиций писательская биография Шолохова действительно выглядит аномальной.

Но ведь талант, понимаем мы его как дар свыше или как сумму интеллектуально-эмоциональных способностей человека, может проявиться в течение жизни и иначе. Кто-то, действительно, от произведения к произведению движется по лестнице вверх и создает шедевр лишь к концу жизни. Кто-то, напротив, сразу достигает больших высот и удерживает их в течение всей художественной карьеры. Кто-то творчески выплескивается в самом начале пути, и потом ему очень сложно оставаться вровень с заданной самим собой планкой. Вариантов, на самом деле, может быть множество.

Мы знаем, что «Воскресение» Льва Толстого  слабее, чем великие «Война и мир» и «Анна Каренина». Что поздний эпос Тургенева уступает его ранним вещам. Что Федор Сологуб не создал в прозе ничего более значительного, чем первый роман «Мелкий бес», который сам ухудшал правками с каждым последующими изданием. Что Марк Леви (М. Агеев) написал только знаменитый «Роман с кокаином» и еще один рассказ, после чего забросил литературу и сделал вполне благополучную ученую карьеру в Ереване.         

Литературная судьба Шолохова сложилась так, что в наибольшей концентрации его дар воплотился на первом этапе творчества. Конечно, пристрастный Солженицын был не прав, отказывая в таланте его последующим текстам. И роман «Поднятая целина», и рассказ «Судьба человека», и «Они сражались за Родину», так и оставшиеся «главами из романа» несут на себе бесспорный отпечаток большого дарования. Но тот факт, что первая книга писателя оказалась сильнее остальных, вовсе не повод сомневаться в его авторстве. В том, что скоро мы будем смотреть фильм, снятый по тексту, который написал именно Михаил Шолохов.

Алексей Никишин

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «Спецпроекты»
Читать все омские новости

В мэрии поделились ходом работ по созданию кладбищ и крематориев в Омске

Вчера 21:10

755

В Омске реорганизуют два крупных учреждения здравоохранения

Вчера 20:01

992

Омскому производителю присудили штраф за состав сметаны

Вчера 19:01

724

Завод «МилкОм» с громким успехом завершил XXVIII Всероссийский конкурс «100 лучших товаров России»

Завод «МилкОм» с громким успехом завершил XXVIII Всероссийский конкурс «100 лучших товаров России»

24 ноября 2025 15:24

10213

Горячие и сочные! UNI бургеры – новинка на АЗС «Юнигаз»

Горячие и сочные! UNI бургеры – новинка на АЗС «Юнигаз»

Вчера 12:26

929

Омские кладбища хотят оцифровать

Вчера 18:36

743

Во «Владениях Деда Мороза» после жалоб омичей появились билеты со скидкой

Вчера 17:55

707

В областном Минприроды назначили нового куратора омского мусора

Вчера 17:53

729

В мэрии объяснили частую смену руководства омского «Комбината специальных услуг»

Вчера 16:16

745

Оператор T2 приготовил новогодние подарки для всех

Вчера 15:37

794

Виталий Хоценко оценил обновленные социальные объекты Любинского района Омской области

Вчера 15:22

804

Новые проекты и новые возможности: как прошел слет молодых специалистов

Вчера 14:50

790

Омичам напомнили о праве на бесплатные ритуальные услуги и правилах захоронения

Вчера 14:43

892

Горячие и сочные! UNI бургеры – новинка на АЗС «Юнигаз»

Вчера 12:26

929

Омских тепловиков переводят на режим повышенной готовности

Вчера 12:12

958

«Чебурашка 2»: любимый герой возвращается с новым фильмом – и в новом дизайне детской карты

Вчера 11:55

899

Омский «Авангард» резко изменил игру с «Сочи» и выиграл

04 декабря 2025 21:45

2146

Историческому зданию в центре Омска одобрили проект капитального ремонта

04 декабря 2025 21:12

1728

В статусе ректора восстановили руководителя крупного омского вуза

04 декабря 2025 20:31

2004

Омским улицам добавят рекламы

04 декабря 2025 19:01

1708

В Омске отложили ввод платных парковок

04 декабря 2025 16:46

2022

В Госдуме заявили о причинах отказа от омского законопроекта «вахтовиков»

В Госдуме заявили о причинах отказа от омского законопроекта «вахтовиков»

12 ноября 2025 11:42

23832

Ликвидация и затишье: что происходит с политическими партиями в Омске за год до выборов?

Ликвидация и затишье: что происходит с политическими партиями в Омске за год до выборов?

03 октября 2025 20:01

52833

Объявлен новый президент омского «Иртыша» вместо Сычева

04 декабря 2025 16:15

2222

Сергей Кириенко наградил чиновницу из мэрии Омска

04 декабря 2025 14:51

2182

Пик заболеваемости впереди: вакцинируйтесь вовремя!

04 декабря 2025 14:08

2098

Сбер и Полиом подписали соглашение о ESG-партнерстве

04 декабря 2025 14:00

1970

В Омске прошел «Съезд лидеров 2025»: налоги, стратегия, управление бизнесом и медиареальность

04 декабря 2025 13:55

2192

Плату за проезд в общественном транспорте Омска на 2026 год скорректируют на 5 %

04 декабря 2025 13:38

2148

Каждая вторая компания в России привлекает операторов связи для цифровой трансформации

04 декабря 2025 13:33

2083

Рынок недвижимости меняется. Эксперты в Омске расскажут, что делать

04 декабря 2025 11:33

2238

Омская медведица Маша почуяла морозы и снова уснула

03 декабря 2025 21:07

2696

«Коммуналка», проезд, продукты: что больше всего подорожает в Омске в 2026 году?

03 декабря 2025 19:55

5652

В Омске открылся обновленный концертный зал ОЦК «Сибиряк»

03 декабря 2025 18:00

2828

В омских Нефтяниках меняют название известной остановки

03 декабря 2025 17:41

2868

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!

Главный омский облпрокурор Афанасьев принял девятое кадровое решение за год

Главный омский облпрокурор Афанасьев принял девятое кадровое решение за год

06 ноября 2025 15:48

22658

По трассам и в Омске включат 155 камер на скорость: список адресов

По трассам и в Омске включат 155 камер на скорость: список адресов

07 апреля 2025 19:47

182174