Итоги недели: транспортный коллапс и турецкий дебют Эрдогана

На минувшей неделе совпали сразу два события, но с противоположными знаками. Пока вип-кортеж катал по Омску вице-премьера правительства РФ Ольгу Голодец, рядовые омичи, напротив, стояли на остановках в безуспешном ожидании муниципального транспорта. На протяжении нескольких дней городские парки были почти парализованы отсутствием топлива для автобусов, за которое мэрия задолжала «Газпром нефти» около 150 миллионов рублей. Интересно, что перед приездом Голодец на улицы вывели весь арсенал дорожной техники, до отказа заправленный горючим, которое, возможно, как раз и перекочевало из баков пассажирских автобусов.

Ситуация начала накаляться уже с выходных, хуже всего обстановка складывалась в ПАТП № 7 и № 4, имеющим наибольшую задолженность. В субботу и воскресенье заправлялись только ПАТП № 2 и № 8, что позволило хотя бы части автобусов выйти в рейс, но только на утренний и вечерний час пик. Частично спасал обстановку электротранспорт – троллейбусы и трамваи. После аппаратного совещания в мэрии градоначальник заявил, что работа ведется и мэрия планирует привлечь кредитные средства для расчета за топливо.

Из 450 муниципальных машин на линию сначала выходило на сто, а потом на двести единиц транспорта меньше. К среде проблема грозила перерасти в коллапс – автобусов почти не видно было на маршрутах, а имеющихся маршруток не хватало, чтобы справиться с потоком пассажиров, поэтому многие омичи вынуждены были стоять на остановках, провожая взглядом пролетающие битком набитые «ГАЗели». Муниципалы перешли на режим работы «с колес» - автобус выходил в рейс, собирал какую-то выручку наличкой, затем на эти деньги заправлялся и ехал дальше.

Во вторник вечером, 24 ноября, губернатор Виктор Назаров заявил, что коллапса не допустит, и поручил своему заместителю Станиславу Гребенщикову провести срочные переговоры с городскими властями. Последний, по некоторым данным, предложил либо передать автопредприятия в областную собственность, либо акционировать их с передачей блокирующих пакетов – более 40% – в частные руки. Мэр на эти условия не пошел и заявил, что город решит вопрос самостоятельно.

Вопрос с долгами мог решиться к четвергу, поскольку в среду вечером проходило заседание совета директоров компании «Газпром нефть – корпоративные продажи». Именно она поставляет топливо. Однако петербургские топ-менеджеры наотрез отказались входить в положение омичей. В итоге мэрия перебросила на транспорт 20 млн рублей, изыскав их из средств на компенсацию льготной стоимости школьного питания. По словам представителей дептранспорта, в декабре должно поступить еще 34,5 млн рублей, этих средств хватит до конца года в условиях жесткой экономии ГСМ и работе преимущественно в часы пик. Позднее на сайте госзакупок появился тендер на приобретение 850 тыс. л 92-го бензина и 1,28 млн литров зимнего дизельного топлива. На это из казны  выделяют свыше 74 млн рублей за счет средств некоего бюджетного учреждения. Поставщик должен будет обеспечить топливо до 31 марта 2016 года.

«Диспропорция между реальной себестоимостью одной поездки, утвержденным тарифом и платой за проезд — это ключевые причины возникновения долгов перед поставщиками топлива. Первый раз топливные карточки, по которым заправляются муниципальные автобусы, были заблокированы из-за долгов в сентябре, однако нам удалось путем оперативных переговоров продолжить работу транспорта. Теперь наши партнеры из компании «Газпромнефть – Региональные продажи» на это не пошли, несмотря на представленный четкий гарантированный график погашения задолженности. Поэтому мы нашли альтернативный вариант. До конца года муниципальный транспорт будет заправляться у других поставщиков, в частности, у компании «Топ Лайн». При этом все финансовые обязательства перед компанией «Газпромнефть – Региональные продажи» будут выполнены уже в январе-феврале 2016 года. Таким образом, работа муниципального пассажирского транспорта в Омске с завтрашнего дня, 28 ноября, возобновится в полном объеме», - заявил директор департамента транспорта администрации Омска Виталий Маслик.

По утверждениям городских властей, в первой половине года автопредприятия зарабатывали 4 млн рублей в день. Однако сначала Верховный суд отменил 20-рублевый тариф для «ГАЗелистов» и установил одинаковые 18 рублей для маршруток и автобусов, а затем, после катастрофы на Сыропятском тракте, ушли в небытие переработки водителей, позволявшие увеличить выручку. В итоге, по словам департамента, заработок снизился на миллион в день, или 30 млн в месяц, что и сформировало 150-миллионный долг.

Ситуацией уже заинтересовалась прокуратура, которая проводит проверку по факту нарушения прав граждан. Результаты ее могут быть самыми неожиданными – от простого предписания с требованием устранить нарушение до передачи материалов с решением вопроса об уголовном деле.

Мнение экспертного совета «СуперОмска». Ситуация с транспортом вовсе не является неожиданной и была прогнозируемой. При этом остается впечатление, что кризис имеет проанонсированный и управляемый характер. Это вызвано обстоятельствами как стратегического, так и локального характера.

Что касается закупки топлива у «Топ Лайна» за наличные по коммерческим, а не контрактным, то есть оптовым, ценам не решает проблему, а лишь усугубляет ее. По сути, это «заливание пожара бензином». Так, помимо увеличения финансовых затрат растут и затраты времени, поскольку машины вынуждены заправляться на АЗС, а не на базе автопредприятий.

Настораживает и то, что семья Фридманов, которая является бенефициаром «Топ Лайна», уже была замешана вместе с мэрией в скандале со строительством жилья в «Рябиновке». Горадминистрация заключила контракт на возведение микрорайона с фридмановской фирмой «Красный квадрат», до этого не занимавшейся жилищным строительством, имеющей убыток и крупную кредиторскую задолженность. В итоге переселенцы в массовом порядке отказывались переезжать в «Рябиновку», поскольку дома в ней имели существенные недоделки. Решать проблемы пришлось в итоге с привлечением областных властей на фоне широкого общественного резонанса. Конечно, говорить о том, что транспортный коллапс вызван желанием сменить поставщика с «Газпром нефти» на «Топ Лайн» нельзя, однако то, что интересы мэрии и семьи Фридманов снова сошлись в одной точке, наводит на определенные размышления.

Ситуация, подобная нынешней, могла произойти еще в августе, когда уже имелись существенные долги и накопился кассовый разрыв. Но взрыв народного недовольства в предвыборную пору не был нужен никому, поэтому, по данным инсайдеров, губернатор Виктор Назаров сумел договориться с руководством «Газпром нефти» и отсрочить выплаты. Этим, собственно, и можно объяснить то, что об аналогичных переговорах сейчас речь не идет – поручительство уже было дано ранее.

Следует подробнее исследовать анатомию этого кризиса. «Газпромнефть» работает с подобными мэрии контрагентами, естественно, не через сеть заправок, а путем корпоративных закупок, которыми ведают те самые «ГПН – Корпоративные продажи». Эта компания располагается в Петербурге и «страшно далека» от омских реалий так же, как декабристы от народа. Поставки муниципальному автопарку весьма выгодны для компании – горючее идет прямиком с Омского нефтезавода почти без транспортных издержек, объем закупок существенен и гарантирован.

Между тем мэрия могла бы кардинально снизить издержки за счет массового перехода на газовое топливо. Как известно, именно так и делает большинство маршрутчиков, поскольку для транспорта с большим пробегом переход на газ дает существенную экономическую выгоду. Городские власти заявляют, что этому препятствует нехватка специальных АГНКС – компрессорных станций по заправке газовым топливом, которые могут обслуживать автобусы. Здесь стоит привести несколько цифр, которые говорят об обратном. Так, в Омской области насчитывается 70 простых АГЗС из 400 по Сибири, то есть примерно 15%, при этом масса легковых автомобилей и пассажирского транспорта малой и средней вместимости уже работают на газе. В то же время в Прииртышье расположено пять АГНКС из 12 существующих в Сибири, то есть доля в пределах федерального округа составляет 40%. При этом если в Иркутской области из 23 200 автобусов на газе ездят 12 000, то в Омской из 14 700 автобусов на этом топливе работают лишь чуть более 160!

Далее, по расчетам самого же «Газпрома», с каждых 100 автобусов экономия от газификации составляет 34 млн рублей.  Для муниципальных автопредприятий годовая выгода составила бы порядка 132 млн рублей в год, а в масштабах региона максимальный эффект составил бы 4,7 млрд рублей, если брать по среднему, то 2,5 млрд рублей. Терять такие прибыли газпромовским менеджерам не хочется, чем объясняется довольно странная политика в отношении внедрения газомоторного топлива. С одной стороны, активное применение альтернативного горючего продекларировано куратором «Газпрома» Дмитрием Медведевым, в 2013 году принято постановление правительства о переводе на газовое топливо не менее половины общественного транспорта в стране. Какую-то работу в этом направлении демонстрировать нужно, поэтому и появляются время от времени заявления, например, о возможности предоставления омским властям 100 газомоторных автобусов в лизинг. С другой стороны, нежелание терять кэш приводит к тому, что эти заявления дальше слов, собственно, и не идут.

В снижении издержек не заинтересованы и городские власти, это объясняется особенностями финансирования транспорта. В городском бюджете большинство расходных статей (около 80%) касается социальных обязательств и не может перебрасываться на какие-то иные направления. По сути, из 15-миллиардной казны реально оперировать мэрия может примерно миллиардом рублей, из которых существенную долю составляют компенсации областного бюджета на покрытие разницы между экономически обоснованным и реально действующим тарифом. Далее эти средства выделяются в виде субсидии автотранспортным предприятиям, и на этом этапе появляется возможность управлять этими деньгами. В этой ситуации мэрия заинтересована в том, чтобы получить субсидий как можно больше, а для этого необходимо постоянно показывать необходимость повышения тарифа, для чего транспортный коллапс подходит как нельзя лучше. Это подтверждается вышеприведенными заявлениями дептранса об убытках, спровоцированных равной стоимостью проезда в маршрутках и муниципальном транспорте. Да и социальная напряженность от невозможности уехать, возникшая именно в день визита курирующей социалку вице-премьера РФ Ольги Голодец, тоже вызывает неприятные ощущения того, что это может не быть простым совпадением.

Вся эта система прекрасно работала при участии заинтересованных лиц ровно до тех пор, пока областная казна могла себе позволить субсидировать неэффективность управления городским транспортом. В условиях же необходимости жестко ужиматься по всем статьям выбивать и дальше средства на компенсацию издержек становится затруднительным, а то и вовсе невозможным.

Возможности для стратегических изменений имеются – это и упомянутый переход на газомоторное топливо, и активное внедрение электротранспорта, который является наиболее экономичным видом общественного транспорта. Так, трамваи при более высокой стоимости подвижного состава имеют срок службы в 3-5 раз дольше, обеспечивают существенную скорость за счет движения по выделенным полосам. Троллейбусы путем модернизации и установки аккумуляторных батарей позволяют исключить ситуации, когда несколько «рогатых» стоят из-за обрыва пути и создают пробки, поскольку за счет автономности могут этот обрыв попросту объехать. Решения есть и в организационном плане, когда расходы снижаются за счет оптимального формирования маршрутной сети, сокращающей транспортное «плечо», и разбиения маршрутов. Логичным также выглядит изменение роли департамента транспорта, которое, например, было предпринято в Новосибирске, где автопарк имеют частные перевозчики, а государственный орган занимается логистикой, а не хозяйственной деятельность и плясками вокруг тарифов и субсидий. Ключевым здесь остается наличие политической воли, которая может запустить все эти преобразования.

 

Турецкий дебют

 

24 ноября российская авиация понесла первые потери в ходе проведения операции в Сирии. Су-24 попал под удар турецкого F-16, в результате вынуждены были катапультироваться пилот и штурман. Командира бомбардировщика сирийские туркмены расстреляли в воздухе, штурману Константину Мурахтину удалось скрыться. Он целый день скрывался от разыскивавших его джихадистов, затем вышел на связь. Штурмана спасли почти спустя сутки после того, как самолет был сбит. При этом погиб морпех Александр Позынич, находившийся в одном из вертолетов Ми-8, проводивших поисково-спасательную операцию – воздушное судно попало под обстрел и совершило вынужденную посадку.

По словам Мурахтина, самолет возвращался на базу с задания. Весь полет контролировался и проходил только над территорией Сирии в километре от турецкой границы, контакта с ВВС Турции не было. Истребителя F-16 рядом с собой не видели, как не заметили и ракету, она прилетела в хвост самолета.

Погибшему командиру Су-24 Олегу Пешкову посмертно присвоили звание Героя России. Его тело турецкими военными доставлено в Анкару и передано российским дипломатам. Позынича (посмертно) и Мурахтина наградили орденами Мужества.

Президент Турции Тайип Эрдоган сначала сказал, что турки сбили самолет, потому что у бомбардировщика не было опознавательных знаков и он пересек воздушное пространство Турции, а позднее заявил о непреднамеренности удара. Российский президент Владимир Путин назвал произошедшее «ударом, который нам нанесли в спину пособники терроризма».

Какое-либо взаимодействие с Турцией начало стремительно сворачиваться. Первыми, естественно, вынуждены были действовать туроператоры – после настойчивых рекомендаций Ростуризма были аннулированы чартеры и туры в Турцию. Россельхознадзор запрещает поставки турецкой птицы, а Роспотребнадзор предъявил претензии к целому ряду товаров из этой страны. Минсельхоз заявил, что каждый шестой турецкий товар не соответствует российским требованиям. Кульминацией стал подписанный на выходных Владимиром Путиным пакет санкций, поименованный как «Указ о мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции».

В частности, президент поручил приостановить безвизовый режим с Турцией с 2016 года и распорядился ограничить ввоз турецких товаров — их перечень определит правительство России. Туроператорам запрещается продавать путевки, чартерные рейсы также должны быть отменены (о запрете регулярных рейсов в указе ничего не сказано). Санкции предусматривают запрет работодателям нанимать турецких граждан и запрет деятельности в России организаций под юрисдикцией Турции (перечень видов деятельности также определит правительство страны). Будет усилен контроль за деятельностью турецких автоперевозчиков на территории России, а также усилены меры безопасности в акватории российских морских портов в Азово-Черноморском бассейне.

Мнение экспертного совета «СуперОмска». Конфликт с Турцией продолжает дискурс экономического и силового удушения России в ответ на противодействие американской гегемонии во внешней политике и сближению с Европой. В какой-то период Западу удавалось держать Россию в стойле за счет создания потребительского общества, однако попытки встать на другой курс развития немедленно подверглись жесткому ответу. Первой «ласточкой» был украинский кризис, который стал неожиданностью для российского руководства, полагавшего, что американцы не будут вмешиваться в отношения РФ с соседней страной. Турецкий конфликт стал очередным ходом в этой глобальной игре.

Основная цель нынешнего правительства Эрдогана – возвращение к истокам Оттоманской империи, для этого Турция встроила себя в альянс с США, Саудовской Аравией и Катаром. У каждой из сторон этого союза есть свои интересы. Турция решает курдский вопрос руками запрещенного в РФ «Исламского государства» и претендует на часть территории Сирии. Саудиты намерены расправиться с алавитами, еретиками в их понимании, и установить в дальнейшем на Ближнем Востоке исламское единство взамен существующего ныне религиозного «лоскутного одеяла». Катар в основном преследует экономические интересы, в том числе налаживание газовых поставок в Европу через территорию Сирии. Кроме того, происходит финансовое противостояние между Саудовской Аравией и Ираном, который наряду с Кубой выходит из инициированной США изоляции.

Что касается ситуации со сбитым самолетом, то это непосредственная реакция на успешное ведение Россией воздушной операции против «Исламского государства». Подобные достижения в войне с терроризмом логично начало вызывать вопросы к той коалиции из западных и ближневосточных стран, которая ранее более чем год занималась аналогичной деятельностью, но за это время достигла гораздо более скромных результатов. Поэтому как воздух этим силам нужны были боевые потери российских войск, и если их не было до сих пор, то пришлось создать искусственно. Это, в частности, подтверждает и тот факт, что на место поражения самолета были оперативно стянуты журналисты западных информагентств, которые спустя считанные часы после инцидента уже брали интервью у лидеров повстанцев.

Кроме того, после парижских терактов Европа начала двигаться к тому, чтобы выступить в коалиции с Россией в войне против экстремистов, а этого сближения США допустить никак не смогли и вынуждены были принимать меры к разрушению эффекта непобедимости русских летчиков. Стоит упомянуть о том, что окончательная победа в Сирии невозможна без совместной операции. Решающим может стать удар, в котором российская авиация поддержит наземные силы сирийских войск, которым будет содействовать Корпус стражей исламской революции Ирана и курды.

Скорее всего, Турция к такой атаке готовилась загодя – об этом говорят многочисленные предупреждения о нарушении границы, затем обвинения в бомбардировке сирийских туркмен, которые этнически идентичны туркам. За этим последовала неудавшаяся атака протестующих на российское посольство, которое, впрочем, из-за цветов флага перепутали с голландским, от чего под раздачу попали ничего не подозревавшие дипломаты из Нидерландов. По сути, турецкая сторона искала шанс для сведения счетов – и за Крым, который также рассматривается как бывшая территория, и за активное участие России в мемориальных мероприятиях по поводу 100-летия геноцида армян, которое является для турков одной из самых болезненных тем. Единственное, чего ранее не хватало турецкому руководству, – разрешения от американских кураторов, которое все же после успехов российской армии было получено.

Сбитый Су-24 стал очередным эпизодом ответов на операцию ВКС РФ в Сирии, наряду с терактом против А321, возобновлением активности на Донбассе и терактом в Мали, в котором пострадали российские пилоты, работавшие на зарубежные авиакомпании. Речь может идти  о том, что градус отношений между Россией и США может вырасти до максимального уровня, со времен Карибского кризиса. Идет лобовое столкновение – вопрос в том, у кого раньше сдадут нервы. Преимущество здесь у Путина – у него на карту поставлено все, тогда как Обама в любом случае уже через год превратится в политического пенсионера. Возрастание напряженности будет происходить на Донбассе и в Сирии – площадки для «голодных игр» уже определены.

Перейти на полную версию сайта