12:27, 08 декабря 2015Аналитика5226
Помимо главного политического события недели – послания президента Владимира Путина федеральному собранию, локальным хэдлайнером новостной повестки Омска можно назвать кадровые перестановки в администрации города и информационную кампанию, развернутую против мэра Вячеслава Двораковского.
Вице-мэр Елена Бреер, по сообщениям СМИ, уходит на повышение на некие столичные хлеба, а заменить ее должен бывший министр имущественных отношений Виктор Соболев. И вроде уже и сам Соболев подтвердил назначение, но в последний момент «включил заднюю» сам мэр Двораковский. Он после «аппаратки» в понедельник сказал журналистам, что назначение Соболева «не представляется возможным реализовать», а также обмолвился, что на должность вице-мэра претендует несколько кандидатур.
По мнению экспертного совета «СуперОмска», уход Бреер стоит рассматривать в контексте нескольких важных обстоятельств. Чиновница принадлежала к команде «стерляговских» и, таким образом, рисковала попасть под давление по аналогии с еще одним вице-мэром и «соратницей по клану» Инной Парыгиной, против которой начали уголовное преследование за получение бюджетных выплат. Это создавало определенную нервозность и для самого Двораковского. Своим уходом Бреер избавила себя и мэра от новых проблем, более того: на фоне информации о предстоящем повышении в Омске она окажется в аппаратном выигрыше и в случае подтверждения слухов о назначении в Москве.
Одновременно появилась возможность «пристроить» Соболева, который оказался не у дел, несмотря на высокую компетентность в имущественных вопросах. Формально заняв должность на ступень ниже, он, очевидно, уполномочен Назаровым захватить и удерживать стратегический плацдарм в условиях шатающегося под мэром кресла и возможной смены городской власти. Как уже говорилось ранее, важность этого направления обусловлена многомиллиардным вопросом разграничения земель и ситуацией с землями Минобороны. В последнем вопросе городские власти уже успели проявить политическую недальновидность – так, главный финансист Омска, уже упомянутая Инна Парыгина, предложила добыть 110 млн рублей в муниципальную казну за счет трехкратного увеличения налога на земли для нужд армии, таможни и безопасности, а ежегодно эти поправки стоили бы федеральным ведомствам 1,5 миллиарда рублей. То есть, переводя на более понятный язык, мэрия предложила возложить существенную нагрузку на Минобороны, когда руководством страны в условиях сложной геополитической обстановки задекларирована максимальная поддержка военного ведомства. Ну а лечение данной политической близорукости, вероятно, станет одной из задач нового вице-мэра.
Впрочем, все эти шахматные ходы являются частным вопросом, а вот диффамация Двораковского в федеральных СМИ при более структурном исследовании оказывается процессом весьма болезненным. Напомним, про скорую отставку мэра на минувшей неделе развернутый материал дал «Коммерсант» (самое рейтинговое печатное СМИ в третьем квартале), по цитатам градоначальника о молитвах против снега прошлись самые кассовые радиоведущие – Владимир Соловьев и Сергей Стиллавин, упоминал об этом в своем вечерней передаче и популярный телекомик Иван Ургант. Проплатить или организовать подобную кампанию вряд ли по зубам кому-либо из омских игроков, а объединить одним фронтом столь разноплановые СМИ может, пожалуй, лишь однозначная команда, исходящая из администрации президента.
Для кремлевских властей отставка омского мэра является удобным поводом обкатать новую схему смещения губернатором глав муниципалитета (подарок, о котором прежний губернатор во время побоищ с очередным мэром города мог только мечтать). Омск - крупный город, и приведение в действие подобного сценария неизбежно вызовет резонанс, по которому эта схема, возможно, будет корректироваться с учетом мнения общественности и политических элит.
Во-вторых, вопросов подобная отставка ни у кого и в самой «столице Прииртышья» не вызовет. Претензий к действующему мэру накопилось немало, поэтому дополнительных пояснений никому не понадобится. А у населения рейтинг Назарова и Путина, скорее всего, после увольнения Двораковского только вырастет за счет запуска классического сценария с хорошим царем и плохими боярами.
Заинтересованы в этом и федеральные власти, которые обвинялись мэром в скудности муниципальной казны за счет увода налогов омских предприятий в другие регионы, в том числе в «путинский» Петербург. Последними действиями градоначальника недоволен и всесильный «Газпром» в лице нефтяной «дочки», которой Двораковский не платит за поставку топлива для муниципальных автобусов. При этом он находит средства для заключения контракта с неожиданной ни для кого «фрондой», а именно с частным и менее выгодным самому муниципалитету «Топ Лайном».
Отметим, что в противовес указаниям Путина о повышении прозрачности госконтрактов пассажирские предприятия Омска (1, 2, 3) через несколько дней после транспортного коллапса объявляют несколько закупок у единственного поставщика – как у «Топ Лайна», так и у ООО «Юнигаз» (дилер «Лукойла» в Омской области). При этом если последний все же реализует собственную солярку, то фирма Фридманов, по сути, перепродает продукцию все той же «Газпром Нефти», но уже с собственной наценкой. Условия же контрактов куда менее выгодны для города – это и меньшая оптовая скидка, и требование 100%-ной предоплаты получаемого топлива. Толковых объяснений даже для СМИ о выборе посредника предоставлено не было – по словам директора департамента транспорта Маслика, фирмы были выбраны только потому, что с ними велись переговоры, хотя в регионе присутствуют и иные нефтетрейдеры. В итоге от последствий транспортного кризиса выигрывает больше всего тот же «Топ Лайн», который получает гарантированный крупный рынок сбыта и не рискует ничем, поскольку отгружает дизтопливо только после полного расчета. Это еще раз подтверждает высказанные в прошлом выпуске «Итогов недели» тезисы об искусственном характере проблем с транспортом.
Завершая тему, можно сказать только одно: вступая в открытый и ничем не обоснованный конфликт с «Газпромом», Двораковский становится все более неудобным и для Назарова, подвигая его на принципиальное решение в русле «заданной» в последние дни федеральными СМИ «парадигмы».
3 декабря президент Владимир Путин выступил с посланием к Федеральному собранию. Выступление началось с минуты молчания по военным, погибшим после удара турецких ВВС по российскому штурмовику, а в зале присутствовали их вдовы – Гелена Пешкова и Ирина Позынич. Речь, хотя и не стала совершенно неожиданной (а подобные послания таковыми никогда и не были), несла в себе массу ключевых посылов.
Мнение экспертного совета «СуперОмска». Первая треть послания – это декларация о борьбе с терроризмом. Фактически было заявлено, что в следующем году Россия будет укреплять и развертывать свое присутствие в Сирии, опираясь при этом на собственные силы. Последнее поняли и на Западе, поэтому уже на следующий день Бундестаг санкционировал участие немецких военнослужащих в операции против запрещенного «Исламского государства». Аналогичное решение было принято и в Британии, чьи ВВС после разрешения Палаты общин начали наносить авиаудары по позициям боевиков.
Американская сторона, с одной стороны, вынуждена предпринимать шаги к тому, чтобы не отдать России инициативу в решении сирийского вопроса, а с другой, не может себе позволить новую кровопролитную кампанию в Азии после тысяч погибших в Афганистане и Ираке. В этих условиях США ничего не остается, как создавать коалицию вместе с союзниками по НАТО, поскольку собственными силами и с помощью провокаций, подобных сбитому российскому самолету, справиться с проблемой уже не получается и придется поднапрячься.
Во внутренней политике основной проблемой, по сути, названа коррупция, которая наносит стране многомиллиардный ущерб. Так, президент заявил о новой инициативе – теперь раскрытию будет подлежать и информация о контрактах, подрядах, которые государственные и муниципальные служащие планируют заключать с фирмами своих родственников, друзей и близких лиц. Можно говорить о том, что существенно усилится роль Общероссийского народного фронта, одним из главных направлений работы которого является контроль за госзакупками.
Условия сложной экономической обстановки диктуют курс на повышение конкурентоспособности отечественного производителя, для чего в первую очередь нужно ослабить давление на бизнес, именно поэтому зашла речь и о декриминализации ряда преступлений, и о смягчении подхода силовиков к предпринимателям.
«Кроме того, полагаю, что в ходе следствия по экономическим составам помещение под стражу нужно использовать как крайнюю меру, а применять залог, подписку о невыезде, домашний арест. Подчеркну, роль правоохранительной, судебной системы состоит в том, чтобы оградить экономику, граждан от мошенничества и преступников и защитить права, собственность, достоинство всех, кто соблюдает закон, честно ведет свое дело», - заявил Путин.
Таким образом, президент ограничивает роль силовой корпорации, давая сигнал о том, что, безусловно, бороться с нарушениями нужно, но при этом не стоит перегибать палку и «закошмаривать» бизнес. В общем-то все эти заявления сводятся к простой мысли - должна быть создана внутренняя эффективная база импортозамещения, чтобы страна могла закрыться и не нуждаться в жестких поставках продовольствия, промышленной продукции. Это в том числе сигнал Западу и программное заявление на несколько ближайших лет.
Актуальной для Омской области можно считать и ту часть послания, в которой говорится об укреплении экономической базы регионов. Это дает неплохой повод Виктору Назарову поднять вопрос о перераспределении налоговых доходов «Газпром нефти» за счет изменения процессинговых схем. Если вкратце, то ситуация обстоит следующим образом – в производственной цепочке компании на каждом этапе добычи и переработки полученные активы зачисляются как сырье и материалы для следующей стадии. В итоге начисление основной части налогов происходит уже на выходе и по месту регистрации головного предприятия, в данном случае в Петербурге, от чего, в частности, Омская область ежегодно теряет около 40 млрд рублей. Всего же, по некоторым оценкам, регион с момента перерегистрации «Сибнефти» потерял около полутриллиона рублей, которые могли бы легко решить проблему и дефицита бюджета, и наращивания госдолга. Изменение этого процессинга могли бы поправить благосостояние как Ноябрьска, где сконцентрированы добывающие мощности, так и Омской области за счет наличия нефтеперерабатывающего завода. Конечно, вряд ли эти метаморфозы были бы одобрены федеральной властью, но определенные рейтинговые очки у электората Назаров, очевидно, заработал бы.
Не случайно в послании был затронут вопрос о суде присяжных. Это стоит напрямую связывать с тем, что единственной персоной, упомянутой в речи, был премьер Дмитрий Медведев, что косвенно говорит о сохранении его статуса как преемника-«дублера» Путина и отказе от планов поставить Медведева во главе объединенного Верховного суда. По сути, происходит мягкий откат от жесткой судейской вертикали и перевод системы в менее мобилизованное состояние, поступают сигналы к смягчению обвинительного характера отечественного правосудия. Популяризация института присяжных может расцениваться как определенное недоверие к служителям Фемиды и широкое включение в процесс судопроизводства механизма гражданского контроля, а также как своеобразный компромисс между надзорными органами и судебной властью. Кроме того, формально институт присяжных является одним из признаков демократического и либерального общества, что полезно для укрепления внешнего имиджа.
Если же рассматривать послание с лингвистической точки зрения, то можно сказать, что выступление, хотя и не столь яркое, как на Генассамблее ООН, являет собой образец политической риторики. Послание раскрывает основные содержащиеся в нем тезисы понятно и емко, есть логика, структура и выводы, все темы связаны между собой смысловыми переходами. Все фигурирующие в речи «бренды» и названия организаций, будь то ОНФ, ШОС, АСЕАН, АСИ и прочие, очевидно, упомянуты не зря и будут составлять политический тезаурус в ближайшие годы.
Что касается смыслового наполнения послания, то можно говорить о продолжении «стратегии непрямых действий» и о тактике «асимметричного ответа», когда подчас внезапно вместо ожидаемых ответов на актуальные вопросы предлагаются совершенно неожиданные решения. Кроме того, Путин декларирует свое лидерство и через антикризисный менеджмент – сначала формально декларируется та или иная проблема, а затем президент говорит, что не просто знает, как эту проблему решить, а уже раздал поручения для выполнения тех или иных действий.
Многие наблюдатели отметили, что тема Украины в послании не отмечалась ни единым словом. Не исключено, что развертывание мировой антитеррористической кампании является очень удобным поводом для того, чтобы задвинуть украинский вопрос в чулан до лучших времен. А решить его потом - без внимания всего мира и без поддержки украинских властей западными партнерами - для Кремля будет гораздо проще. Место Украины сейчас в риторике федерального центра занимает Турция, тем более после нескольких фраз, сказанных Путиным, которые ко многому обязывают и нас, и турок.
Итоги анализа послания приводят к одной очевидной мысли: страна находится в сложных внешних условиях, но готова пройти период испытаний и предложить миру ряд простых и действенных решений проблем его развития.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории «Аналитика»Читать все новости Омска и Омской области за сегодня
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!