В поисках пути – как решить извечную проблему дорог в Омске

Омские водители и велосипедисты, спортсмены и любители экстремальной езды, депутаты и общественники высказали идеи, как бороться с низким качеством дорог.

Есть извечная проблема для России в общем и для Омска в частности – дороги. За последние годы в нашем городе она особо обострилась, несмотря на финансовые вливания и усилия властей.

Вместо поиска виноватых и ответов на вопрос «куда ведут плохие дороги?» некоторые омичи уже начали действовать самостоятельно, стараясь залатать дорожные провалы собственноручно. Так сделала 26-летняя Вероника Бобрусь, моментально ставшая известной среди омичей и прозванная в народе «дорожной феей».

Как можно дорожную проблему решить или свести к минимуму, что можно посоветовать чиновникам, и как могут помочь горожане – «СуперОмск» спросил у небезызвестных в Омске людей.

 

Александр Фабрициус, гонщик, многократный чемпион России по автокроссу

«Дороги – это не только омская проблема, есть города с дорогами похуже. Но надо понимать, что их качество зависит от бюджета региона, а Омская область не столь богата. Губернатор говорил, что будет накапливаться дорожный фонд, который пойдет на город. Если все будет так, что к 300-летию Омск получит существенную поддержку. Второе: нужно не забывать о том, что зимой разница температур практически выбивает все, и надо делать все снова. Что касается зимних дорог, то, конечно, здесь проблема в нехватке дорожной техники. Если бы она расчищала, то тех пробок или ям, которые появляются на дороге, не было бы. Это общая проблема, и ей надо заниматься постоянно. Не надо стелить асфальт зимой, как у нас было.

И еще одна проблема – большегрузные автомобили, которые разбивают дороги. Я считаю, нужно четкое распределение дорожных знаков, ограничивающих их езду по дорогам, не предназначенным для них, тогда не нужен будет такой огромный ремонт.

Действительно, в Омске есть огромные ямы, около которых люди иногда стоят без колес. Ямы по половине метра. Считаю, что какая-то служба должна отслеживать такие моменты и приезжать на места, потому что люди могут попросту убиться на таких ямах. Сам буквально на днях чуть не угодил в такую. Доброе дело по типу «дорожной феи» – да, но, может быть, надо это делать где-то во дворе, не на автомагистрали.

Разбитой дорогой нахожу объездную на Левом берегу, а вот в пример могу поставить улицу Масленникова. Она уже 10 лет служит. Надо делать хорошую «подушку», как там, тогда не нужно будет постоянно делать ямочный ремонт».

 

Дмитрий Кокурин, председатель омского велоклуба «Цепная реакция»

«Решение очевидное – финансирование достаточное, прозрачно чтобы это делали, как можно меньше воровали и больше асфальта клали. Что касается велодорожки и нашего сообщества велосипедного – сделали неплохо, исходя из средств, которые были выделены. Долго подготавливали, долго с чиновниками общались, и все-таки сделали. А по дорогам это в рамках общих проблем городских, отдельно этот проблем сложно решить. Проблема серьезная, последний год как автомобилист я замечаю, что проблем стало больше на дорогах с покрытием.

Допустим, брат жены самостоятельно улучшает состояние дорог – он видит яму и звонит, на это, как ни странно, реагируют и заделывают, таких прецедентов было несколько. То есть надо не проходить мимо, обращаться в соответствующие службы, обращать их внимание – в департаменте транспорта готовы идти навстречу».

 

Максим Бурцев, дрифтер, организатор команды Omsk Drift Team

«Понимаю, что в бюджет не заложены супертехнологии, но из того, что реально можно сделать – класть асфальт в нормальное время. Я понимаю как экономист чисто по формированию бюджета, что нераспределенные до конца года деньги надо использовать, но не таким смешным образом, как укладка асфальта в снежную погоду.

Про «дорожню фею» слышал. Я бы сам с удовольствием где-нибудь залатал ямку таким образом. То, что сделала «дорожная фея», – отличная тема. Только надо выбрать место и время. Я думаю, что мы со своей командой можем своими силами заделать пару ямок.

Я бы посоветовал самим автомобилистам ездить на «жирной» резине и ездить аккуратно. Сам я стараюсь запоминать, где ямки, радуюсь, если их засыпают. Дело тут не только в дорогах, но и в манере езды. Самые убитые дороги, по моему мнению, в Нефтяниках».

 

Артем Белозеров, водитель маршрутного автобуса

«Я не знаю, какой смысл обращаться к чиновникам, если у нас все равно в Омске бюджет голый, его ни на что не хватает. Поэтому я могу посоветовать только жителям. Допустим, идет дорога, грубо говоря, километр, напротив дороги стоят дома. Предположим, стоит дом, у него ширина 300-400 метров. Жильцы  этого дома собираются вместе и вот этот отрезок самостоятельно заделывают, засыпают, покупают бетон, песок и заделывают ямы. Мне и друзья говорили, что уже сами, наверное, заделывать ямы будем, потому что никто не хочет этого делать, а машины всем жалко. Берете бетон, замешиваете его вместе с песком и заливаете яму, которая находится напротив вашего дома. Это единственное, что можно сделать, довольно бюджетно. Все-таки жалко машины, мне тоже очень жалко свою машину. Поэтому, думаю, тоже буду скоро заделывать бетоном это дело. Начало положено, уже неплохо, уже есть, с кого брать пример (о «дорожной фее»)».

 

Алексей Саяпин, депутат Омского городского Совета

«Самая большая проблема – это нехватка финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы в наш город, в нашу область поступают от налоговых отчислений и от межбюджетных трансферов из вышестоящих уровней – то есть из федерального центра, Росавтодора. Я считаю, есть только единственный вариант – губернатору надо ехать в Москву и выбивать денежные средства для наших дорог. Мы пеняем на мэра, а у мэра бюджет на дороги просто мизерный. Что пенять на мэра, когда денежные средства основные поступают не от мэра, а он только фактически исполняет тот бюджет, который у него имеется. Поэтому здесь я вижу единственный вариант – выходить с законодательными инициативами от Омского городского Совета к Законодательному собранию, чтобы оно не принимало пассивную стороны, боясь, что «сверху постучат по голове», а действовало активно, действовало жестко. Городу и области нужны финансовые ресурсы для выполнения обязательств по дорогам – тогда у нас что-то поправится, а в другом случае мы будет только ныть, стонать, плакать и так и ездить по этим дырам.

Я был в свое время и в Госдуме, я ездил и в минрегионразвития, и мне везде говорили, что это уровень Законодательного собрания и правительства Омской области. Мы можем просить только у области, а область будет просить там, только в этом случае вполне, возможно, что-то получится.

Исполнительной власти, администрации города Омска советую все равно не отчаиваться, готовить документы, взаимодействовать с министерством строительства Омской области, для того чтобы формировали заявки для выполнения дальнейших работ и получения субсидий от федерального центра.

А что могут сделать автолюбители? Они ездят, пусть они только ПДД соблюдают. Они все равно будут влиять на дороги. Что они могут сделать – только перед своим домом, те земельные участки, которые принадлежат людям на праве собственности, за ними ухаживать можно. А все остальное – они никакого не могут оказывать влияния. Быть как «дорожные феи»? Можно, пусть будут все «дорожными феями».

 

Андрей Ткачук, председатель общественной организации «Оплот»

«Губернатор сейчас находится в очень сложной ситуации. Дорожный фонд – региональный, и по сути деньгами распоряжается региональная власть. Денег даже в том дорожном фонде, который сейчас увеличивается, все равно не хватит на то, чтобы и содержать дороги, и строить новые или серьезно ремонтировать существующие магистрали. Для того чтобы просто поддерживать все дороги в Омской области в рабочем состоянии, нужно ежегодно тратить на это примерно 12 млрд рублей. Весь наш дорожный фонд составляет 5,2 млрд. Даже с федеральными деньгами, с какой-то поддержкой, с переходом денег с этого года все равно в лучшем случае в 2016 году наберется 8 млрд – этой суммы не хватит на то, чтобы просто поддерживать дороги, чтобы они не разваливались. Сегодня минстрой, губернатор в сложной ситуации – попробуйте, имея вполовину меньше денег, чем нужно, хотя бы поддерживать в рабочем состоянии дороги. Поэтому любой совет «а вот я бы сейчас это сделал» – это пустое бахвальство.

Что можно было бы посоветовать властям – обратить внимание на качество ремонта дорог, на технологии, которые при этом используются, и на современные материалы. Я бы посоветовал использовать так называемую технологию бронирования дороги, когда покрытие делается таким, которое не разбивается машинами, служит много лет. Есть современные технологии, которые позволяют один раз покрыть асфальтом дорогу, и ее хватает не на год-два, когда две весны прошло – и у нас дороги нет, это говорит о некачественном асфальте, некачественных работах. Нужно усилить контроль за исполнителями, исключить возможности перезакладки по цене, то есть удешевить работы и улучшить качество, тогда дороги будут дольше служить. А если дороги будут дольше служить, тогда тех денег, которые сейчас есть в дорожном фонде, хватит еще и на то, чтобы или новые дороги прокладывать, или капитально ремонтировать. Пока что это лоскутное одеяло приходится тянуть во все стороны.

Горожане уже все сделали – они выбрали себе мэра, они выбрали себе губернатора, они выбрали себе депутатов. На этом функция горожан практически заканчивается, у них остается только одна функция – своевременно платить налоги. Через депутатов или через общественные структуры, как наша организация «Оплот», они должны контролировать деятельность власти и, возможно, каким-то образом помогать – это может быть совет или контролирующие органы совместные. Дальше должны заниматься специалисты, именно для этого горожане их наняли – голосуя за мэра или губернатора, они нанимают его на работу, чтобы он распоряжался их налогами, правильно распоряжался, во благо горожан. Поэтому каждый должен заниматься своим делом, и дорогами должны заниматься те, кто заработную плату получает из наших налогов».

 

Александр Шлеменко, чемпион Bellator

«Я констатирую – у нас ужасные дороги. Я недавно ездил в Павлодар и удивлся тому, какое там отличное полотно. Даже на границе чувствуется, что ты попадаешь в другое место. И это позор для нашего города и наших чиновников. Я бы призвал народ к более радикальным мерам – не платить налоги, к примеру. Но это очень сложно, для таких мер нужно единение людей.

Интересно, если мы сами заделываем ямы на дорогах, то за что мы платим налоги, акцизы на дорогущий бензин?! Самое обидное, что прокуратура молчит и не разбирается, что патрульно-постовая служба молчит, трубя об аварийности. Аварийность у нас только из-за состоянии дорог – это самая главная причина.

Конечно, я надеюсь, что будет по-другому. Но с 90-го года нам рассказывают сказки, а лучше не становится. Надо задуматься, перестать жить в иллюзиях и перестать ждать. Я сам автомбилист и каждый день трачу свои нервы на эти дороги и трачу огромные деньги на ремонт машины. Больше могу сказать – дороги еще и не чистят. Наше терпение просто испытывают. 

Нам нужно объединиться и постоянно писать в прокуратуру, постоянно делать обращения, пытаться достучаться, потому что иначе невозможно. Думаю, меня в этом поддержит каждый житель Омска, а особенно те, кто когда-либо выезжал за пределы Омской области».

Кристина Фомагина, Мария Коломеец

Перейти на полную версию сайта